Темперамент. Психология и педагогика

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Формировать умение распознавать типы темперамента, вырабатывать умение следить за развитием положительных сторон своего темперамента и одновременно помогать освободиться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Задачи:

  • Образовательные: закрепить и систематизировать знания о темпераменте ученика; расширить и углубить знания о разновидности темперамента человека.
  • Воспитательные: содействовать воспитанию у младших школьников положительных сторон своего темперамента и темперамента окружающих.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, мыслительных операций.

Презентация.

Данная презентация представлена слайдом 1 для просмотра на уроках психологии в начальной школе при изучении темперамента школьника. Невозможно эффективно работать с ребенком без знания механизмов развития психики и общения. Так, рассматривая слайд 2, психолог знакомит учащихся с видами общения зависящих от вида темперамента.

Психология изучает закономерности педагогического процесса и условия его оптимальной организации. Так появилась педагогическая психология.

Демонстрируя слайд 3,психолог показывает, что при относительном равенстве мотивов поведения и деятельности, при одних и тех же внешних воздействиях, люди заметно отличаются друг от друга по впечатлительности, по импульсивности, проявляемой энергии. Так, один человек склонен к медлительности, другой к торопливости, одному присуща легкость пробуждения чувств, а другому - хладнокровие, одного отличают резкие жесты, выразительная мимика, другого - сдержанность движений, очень малая подвижность лица.

Темперамент человека представлен на слайде 4. Психолог поясняет учащимся, что конституционные особенности нервной и эндокринной системы человека определяют в первую очередь его темперамент. Важным приемом изучения своеобразия динамических проявлений является сравнение учеников друг с другом в равных, по возможности, условиях.

Для отнесения ученика к определенному типу темперамента следует убедиться в той или иной выраженности у него , прежде всего ,таких черт: активность, эмоциональность, особенности моторики.

Рассматривая слайд 5, психолог обращает внимание учащихся на активность, о ней судят по тому, с какой степенью напора (энергичности) ребенок тянется к новому, стремится воздействовать на окружение и изменить его, преодолеть препятствия.

Слайд 6 демонстрирует эмоциональность. О ней судят по чуткости к эмоциогенным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим.

Слайд 7 помогает понять особенности моторики. Они выступают в быстроте, резкости, ритме, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темрерамента легче других поддается наблюдению и оценке. Признаки того или другого типа темперамента у ребенка не могут рассматриваться в отрыве от его возраста, они всегда выступают на соответствующем “возрастном фоне”.

На 8 слайде психолог показывает 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Темперамент - это характер человека со стороны динамических особенностей его психических процессов и состояний.

На слайде 9 показан сангвиник. Быстро приспосабливается к новым условиям. Чувства легко возникают и сменяются. Мимика подвижная и выразительная, живые жесты. Быстрый темп речи, громкая, отчетливая, с правильной интонацией.

Рассматривая слайд 10, учащиеся знакомятся с холериком . Холерик отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, активен , напорист. Особенности речи: чрезмерно быстрая, неровная, с колеблющимися интонациями, замедлена при возбуждении, при чтении много ошибок. Выразительная мимика, резкие жесты, при возбуждении жесты хаотичны, мимика лица и речи утрированная.

С флегматиком ребят знакомит слайд 11. На слайде видно, что флегматик обычно ровен и спокоен. Новые формы поведения вырабатываются медленно ,но являются стойкими. Речь медленнее, чем у сангвиника, равномерна, иногда с остановками. Без резко выраженных жестов, мимика бедная.

Рассматривая слайд 12, учащиеся знакомятся с меланхоликом. Меланхолик чувствителен к внешним раздражителям, тревожен. Речь его слаба, тиха, иногда снижается до шепота, беден словарный состав. Текст прочитывает в три раза медленнее, чем сангвиник. Невыразительная мимика и жесты.

Слайд 13 дает представление детям о понятии как экстраверт и интроверт. Экстраверт - человек, интересы которого обращены преимущественно на окружающий мир и других людей. Интроверт больше интересуется внутренним миром, не стремится к интенсивному общению.

Каждый тип темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, может иметь свои достоинства и недостатки. Слайд 14 демонстрирует каждый тип темперамента может проявлять себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика слайд 15, если они направлены на достойные цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.

Живость и отзывчивость сангвиника – ценные особенности представлены слайдом 16. При недостатках воспитания могут привести к отсутствию должной сосредоточенности, к поверхностности, склонности разбрасываться.

Слайд 17 знакомит с флегматиком. Спокойствие, выдержка, отсутствие торопливости флегматика – ценные свойства. Но в неблагоприятных условиях воспитания они могут сделать человека вялым, равнодушным ко многим впечатлениям жизни.

Слайд 18 демонстрирует меланхолика. Глубина и устойчивость чувств, эмоциональная чуткость меланхолика - ценные черты , но при недостатке соответствующих воспитательных воздействий у представителей этого типа может развиться расположенность целиком погружаться в собственные переживания, излишняя застенчивость.

Таким образом, одни и те же исходные свойства темперамента не предопределяют того, во что они разовьются – в достоинства или в недостатки.

Работа на уроках по психологии с презентацией урока на тему “Темперамент. Психология и педагогика” поможет учащимся разобраться и путем систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и одновременно помогать освобождаться от тех отрицательных моментов, которые могут быть связаны с данным темпераментом.