Определение уровня новаторства педагогического коллектива

Разделы: Школьная психологическая служба


Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, то есть управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и так далее.

Научные инновации, продвигающие вперед прогресс, охватывают все области человеческих знаний. Различают социально-экономические, организационно-управленческие, технико-технологические инновации. Одной из разновидностей социальных инноваций являются педагогические инновации.

Что такое педагогические инновации? Какова природа инновационных процессов в образовании? Готов ли учитель к введению инноваций в свою деятельность?

Педагогическая инновация — это нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом.

В.М. Полонский под педагогическими инновациями подразумевает нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса [5].

Понятие “инновация” относится не просто к созданию и распространению новшеств, но к таким изменениям, которые носят существенный характер, сопровождаются изменениями в образе деятельности, стиле мышления. Категория новизны относится не только (и не столько!) ко времени, сколько к качественным чертам изменений [4].

В.Л. Аношкина в своей книге говорит об инновациях как о феномене, на котором всегда базировался прогресс общества [2].

Однако для инновационных процессов существуют реальные барьеры. В.И.Андреев выделяет следующие из них:

  • консерватизм определенной части педагогов (особенно опасен консерватизм администрации образовательных учреждений и органов образования);
  • слепое следование традиции по типу: "У нас и так все хорошо";
  • отсутствие необходимых педагогических кадров и финансовых средств для поддержания и стимулирования педагогических инноваций, особенно для педагогов-экспериментаторов;
  • неблагоприятные социально-психологические условия конкретного образовательного учреждения [1].

Результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств теоретической и практической природы в целостном педагогическом процессе. Все это подчеркивает важность управленческой деятельности по созданию, освоению и использованию педагогических новшеств. Речь, следовательно, идет о том, что учитель может выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает подготовку к отбору, оценке и применению в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик[6].

Принимая во внимание имеющийся опыт исследований по педагогике, можно определить следующую совокупность критериев педагогических новшеств: новизна, оптимальность, высокая результативность, возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Четкое представление о содержании и критериях педагогических инноваций, владение методикой их применения позволяет как отдельным учителям, так и руководителям учебных заведений объективно оценивать и прогнозировать их внедрение. Забвение инноваций, как и торопливость в их внедрении, не раз приводило школу к тому, что рекомендованное чаще сверху нововведение по прошествии некоторого (непродолжительного) времени забывалось или отменялось приказом и распоряжением[3].

Рассмотрение инновационной педагогической деятельности требует осознания и обращения к вопросу готовности учителя к данному виду деятельности. Такими характеристиками готовности учителя, по мнению ряда исследователей, могут быть следующие: потребность в творчестве, осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения; способность и готовность выбирать адекватные средства и методы саморазвития, организации продуктивной деятельности в условиях сотрудничества; способность свободно ориентироваться в системе способов педагогической деятельности, умение переводить любую ситуацию в педагогическую, развивающую себя и других.

Готовность к инновациям включает три основные компонента:

1. Психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);

2. Теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и так далее);

3. Практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).

После изучения теоретического аспекта по проблеме готовности педагогического коллектива к введению инноваций, нами были подобраны диагностические методики, которые мы апробировали на практике.

  • Анкета 1. Восприимчивость педагогов к новому.
  • Анкета 2. Барьеры, препятствующие освоению инноваций.
  • Анкета 3. Уровень новаторства учителей в школьном коллективе.

Данный диагностический инструментарий позволил выявить уровень готовности каждого педагога к реализации инновационной деятельности, определить слабые позиции готовности и спроектировать дальнейшую работу по формированию готовности к реализации инновационной деятельности.

В своей статье мы хотим отразить одну из сторон этой проблемы, а именно мотивационную готовность педагогического коллектива к введению инноваций в свою деятельность.

Исследование проводилось на базе МАОУ Лицей № 128 Орджоникидзевского района города Екатеринбурга. В анкетировании приняли участие 58 педагогов данного учреждения.

Анкета № 1: Восприимчивость педагогов к новому

  1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом в своей деятельности, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля Вашей педагогической деятельности?
  2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
  3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
  4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
  5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
  6. Вы открыты новому?
  7. Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам определялся по формуле: К= Кфакт / К макс,

где К – уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам; Кфакт – фактическое количество баллов, полученное всеми учителями; Кмакс – максимально возможное количество баллов.

Критический уровень – К ‹ 0,45

Низкий уровень – 0,45 ‹ К ‹ 0,65

Допустимый уровень - 0,65 ‹ К ‹ 0,85

Оптимальный уровень - К › 0,85

Уровень инновационного потенциала педагогического коллектива (ИППК) МАОУ Лицей № 128 следующий: К = 0,78 – допустимый уровень.

По первой методике уровень восприимчивости педагогического коллектива к инновациям составил 0,78. Это допустимый уровень, что говорит о готовности большинства педагогов к введению инноваций, пониманию значимости инновационной деятельности в образовательной системе.

Анкета № 2: Барьеры, препятствующие освоению инноваций.

Наиболее значимыми барьерами названы отсутствие материальных стимулов и большая учебная нагрузка. Причем более трети учителей не имеют никаких барьеров для освоения инноваций.

Результаты по второй методике представлены в таблице 1.

Таблица 1

Барьеры Количество учителей
Отсутствие материальных стимулов 16
Большая учебная нагрузка 15
Слабая информированность о возможных инновациях 12
Отсутствие помощи 12
Разногласия, конфликты в коллективе 12
Плохое здоровье, другие личные причины 5
Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционное 5
Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому 4
Чувство страха перед отрицательными результатами 2

Анкета № 3: Уровень новаторства учителей в школьном коллективе

К какой группе учителей, на Ваш взгляд, Вы относитесь? Выберите один из вариантов ответа.

Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.

Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.

Группа Д. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.

Группа Е. Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

Чем малочисленнее группы Д и Е, тем выше уровень ИППК (инновационного потенциала педагогического коллектива).

По третьей методике определен уровень новаторства учителей. Большинство педагогов 64% отнесли себя к группе В, группа С составляет 26%, группы А и Д набрали одинаковый процент, что составляет по 5%. Ни один педагог не отнес себя к группе Е.

В ходе исследования были получены данные, по результатам которых можно сделать следующие выводы:

1. Восприимчивость педагогического коллектива к инновациям находится на довольно высоком “допустимом” уровне.

2. Определены барьеры, препятствующие освоению инноваций учителями. Наиболее значимыми барьерами названы “отсутствие материальных стимулов” и “большая учебная нагрузка”. Причем 38% учителей не имеют никаких барьеров для освоения инноваций.

3. Постоянно следят за передовым педагогическим опытом, занимаются самообразованием, используют в работе определенные педагогические идеи и развивают их большинство учителей (64%).

Современное образование нуждается в успешных педагогах. Только успешная личность сможет воспитать личность, настроенную на успех в любой области приложения своих возможностей.

Успех в инновационной деятельности педагога зависит от многих факторов: направленности или характера мотивации педагогического труда, креативности учителя, уровня профессиональной компетентности, его эмоциональной гибкости, от социально –психологического климата в коллективе, от других объективных или субъективных обстоятельств.

Инновационная деятельность педагога в образовательном учреждении, имея творческий характер, являясь одним из важных факторов личностного саморазвития педагога, во многом снижает вероятность возникновения у него эмоционального выгорания.

В процессе реализации инновационной деятельности педагог нуждается в специальной системе сопровождения, осуществляемой в рамках индивидуального подхода.

Специфика индивидуального подхода к сопровождению педагога в его инновационной деятельности заключается в адресной помощи, оказываемой психологом каждому педагогу, тесном сотрудничестве администрации школы и ее психологической службы, активной позиции психолога школы в процессе создания условий для саморазвития личности учителя и предотвращения наступления у него эмоционального выгорания.

В лицее реализуется сотрудничество школьного психолога и учителя в рамках традиционных направлений работы психолога с педагогическим коллективом:

  • Участие психолога в педагогических советах и методических объединениях с выступлениями на актуальные темы.
  • Проведение семинаров, направленных на развитие психологической культуры педагогов.
  • Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью обсуждения динамики развития учащихся и эффективности применяемых методов обучения и воспитания, а также проблем, возникающих в ходе образовательного процесса.
  • Индивидуальные консультации для учителей по вопросам поиска форм и методов работы с учащимися, исходя из особенностей их индивидуального и личностного развития.
  • Посещение уроков с целью психологического анализа эффективности применяемых педагогических технологий. Такой анализ включает оценку организации деятельности учащихся на уроке, способов развития мотивации учащихся, стиля проведения урока, оценку работы учащихся и др. По итогам урока проводится беседа с учителем и даются рекомендации.
  • Проведение сеансов психологической разгрузки.
  • Организация “круглых столов”, дискуссий, направленных на оптимизацию взаимоотношений в педагогическом коллективе и взаимодействие всех участников педагогического процесса.
  • Психотерапевтическая работа с педагогами.

Важно, чтобы психологическая грамотность педагогов становилась нормой их профессиональной компетентности, помогала в инновационно-педагогической деятельности.

Литература.

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. – Казань, 2000 – 527с.

2. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Образование. Инновация. Будущее. (Методологические и социокультурные проблемы). - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. – 176с.

3. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982. – 151с.

4. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта). –– Рига: НПЦ “Эксперимент”, 1995. – 176 с.

5. Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. – 2007––№ 3. – С. 35-38

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.– М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 516с.

7. Трифонова С. А. Диагностика формирования готовности педагогов к реализации инновационной деятельности [Текст] / С. А. Трифонова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – 211с.