Особенности преподавания комплексного предмета "Живой родник" на отделении раннего эстетического развития детских школ искусств

Разделы: Работа с дошкольниками


Занятия с дошкольниками по предмету «Живой родник» на ОРЭР отличаются по формам и методам от занятий как в ДШИ, так и в других образовательных учреждениях. Они носят комплексный характер, ярко выраженную эстетическую направленность, могут быть организованы только в небольших группах по 6-8 человек и т.д. Поэтому их организация имеет ряд специфических особенностей. Двадцатилетний опыт работы, обобщенный в данных методических рекомендациях, может быть полезен для преподавателей ОРЭР.
Благодаря применению средств искусства на занятиях, «Живой родник» имеет тесную межпредметную связь с «Музыкальной радугой», «Веселой палитрой», «Маскарадом» и другими эстетическими предметами учебного плана ОРЭР. Но именно на комплексных занятиях по нему в наибольшей степени реализуется формирование универсальных учебных действий (УУД), носящих надпредметный, метапредметный характер.

Специфика занятий на ОРЭР состоит в том, что они проходят в режиме кратковременного пребывания детей в ДШИ и к концу дошкольного возраста реализуют переход от спонтанного к реактивному типу обучения. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообще невозможно развитие. Но, работая с детьми 4-6 лет, необходимо учитывать, что в этом возрасте ведущим видом деятельности ребенка является игра, а возрастным психологическим новообразованием – воображение. Именно игра создает условия для опережающего развития, раскрытия потенциальных творческих сил ребенка, формирования регулятивных УУД. Без прохождения выделенных уровней развития воображения, овладения всеми видами игры, ребенок не сможет легко обучаться в школе в силу своей психологической неподготовленности. В условиях ОРЭР это обуславливает проведение занятий в игровой форме.

Необходимо грамотно подбирать конкретные виды игр для каждого урока с учетом возраста детей, синтезировать в играх различные обучающие компоненты. Так, например, в 4 года у детей доминирует визуальное восприятие, то есть с помощью зрения они усваивают наибольшее количество информации о мире. Поэтому при всеобщности музыкального воспитания, именно в этом возрасте необходимо показать все основные музыкальные инструменты, все нотные и буквенные знаки, применяя эффект «записывания» в «компьютере» памяти, не заставляя, однако, их заучивать. В этом же возрасте решающее значение имеет ритмическое воспитание. В 5 лет возрастает значение тренировки памяти, начинается сложение образа – символа. Для детей 6-ти лет характерны усиления логического, познавательного начала, связных сюжетных построений, зачатки суждений, символизации и предметность игры.

Игра выполняет свою познавательную функцию лишь при введении в игру новых и новых обучающих элементов. Если ребенок справляется с игрой самостоятельно и достаточно быстро, если игра стала привычной и не вызывает радости преодоления, значит, она свое «отыграла».

Отсюда рекомендация применения на занятиях «Живого родника» только тех игр, которые имеют вариативность использования и возможность постепенного усложнения. Это соответствует принципу развития по «расширяющейся спирали».

Педагог-новатор Б.Н. Никитин рекомендует давать детям игры не просто с усложнением, но и как бы «с разгона», начиная с более простых и посильных, лишь затем «поднимая» их почти до «потолка» возможностей детей (Никитин называет что «методом ледокола»). Поскольку постоянная оглядка на взрослого постепенно заменяет самоконтроль и самоанализ, он советует попросить ребенка самого еще раз проверить выполненное задание. Нахождение и исправление ошибки – тоже способ творческого развития, важный для формирования регулятивныхуниверсальных учебных действий.

Детям свойственно познавать мир как «единство противоположностей» (белое – черное, мажор – минор и т.д.). Изучение на одном занятии крайних, противоположных движений (любых навыков) – одна из основных методических установок выдающегося скрипача современности Иегуди Менухина. Высокая результативность принципа «поляризации», подтвержденная нашим опытом, позволяет рекомендовать его при изучении ладов, сравнении больших и маленьких кубиков, звонких и глухих согласных и т.д.

Формируя интерес учащихся, имеющих определенный склад способностей, можно успешно развивать способности в других областях одаренности. Поэтому на ОРЭР и дается возможность заниматься разными видами искусства, что способствуют личностному развитию ученика, дает ребенку иной, кроме вербального, способ общения, обеспечивая тем самым развитие коммуникативных УУД, а на «Живом роднике» формируется готовность детей к дальнейшему обучению, включающая в себя физическую и психологическую готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (зрительно-моторная координация), физической и умственной работоспособности.
С формированием этого вида готовности непосредственно связаны здоровье сберегающие технологии: кинезиология, фонопедевтический метод развития голоса (ФМРГ) и т.д.

Кинезиологические, фонопедические, ритмические, развивающие координацию упражнения, а также пальчиковая гимнастика являются неотъемлемой частью занятий на «Живом роднике». Они снимают умственную и физическую усталость, развивают межполушарную специализацию и межполушарное взаимодействие, внимание, память, творческую фантазию, стимулируют развитие речи и т.д. При систематической тренировке эти упражнения дают как немедленный, так и комулятивный (накапливающийся) эффект. И, конечно же, невозможно переоценить роль развития мелкой моторики рук и подвижности кисти при приобретении навыков письма, рисования, игры на музыкальных инструментах.

При освоении фонопедических упражнений по системе В.Емельянова, имеющих профилактическую и терапевтическую направленность, у детей расширяется диапазон и интенсивность голосов, формируется навык управления артикуляционной мускулатурой, развивается эмоциональность, оздоравливается гортань, снижается число болезней горла. При работе с малышами важным условием является придание технологическим упражнениям эмоциональности и образности («Обезьянки», «Моторчик», «Эхо» и т.п.)

Для сохранения и укрепления физического и психологического здоровья детей используются также упражнения, основанные на методиках Л.Виноградова и психогимнастике М.Чистяковой. Повышению умственной и физической работоспособности детей способствует постоянное, систематическое «упражнение» в трудовой деятельности, выполнение небольших, но обязательных заданий.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки.

Уже в 1 классе требования внимательности, прилежания, старательности на уроках эстетического и общеобразовательного циклов предполагают достаточно высокий уровень развития произвольности, однако в дошкольный период как специальная задача она педагогами не ставится и не решается. Указанное противоречие приводит в дальнейшем к слабой успеваемости детей на уроках, конфликтам и низкой самооценке ребенка. Для развития произвольности необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности. В группах ОРЭР 6-8 человек, что позволяет ребенку развивать умения контролировать, планировать, корректировать и оценивать свою и чужую деятельность в коллективе, тогда как самостоятельно осуществить это дошкольнику бывает еще очень трудно, и в то же время обеспечивает индивидуальный подход педагога к каждому ребенку. Наибольшую трудность в начальной школе испытывают дети, у которых отсутствует желание и привычка думать, познавательная потребность. Таким образом, успех ребенка определяется не информированностью, а тем, удалось ли сформировать на поведенческом уровне готовность к получению знаний. Это важно и для создания верной мотивации учения (не ради поощрения и не из боязни наказания и т.д.), а связанной с потребностью общаться с другими людьми и потребностью активно познавать новое. Для этого педагогу необходимосоздавать ребёнку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Но успех должен быть реальным, а похвала – заслуженной. Это вырабатывает у ребёнка умение преодолевать неизбежные трудности в учении, доводить до конца начатое дело, правильно относиться к своим возможным неудачам.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие образного мышления, воображения и творчества, а также основ словесно-логического мышления.

На занятиях по «Живому роднику» важно соблюдать строго выверенный баланс в использовании заданий, направленных на конвергентный и интуитивно-ассоциативный виды мышления. Природа и истинное искусство во всех своих проявлениях являют порядок и определенность, симметрию и пропорциональность, гармонию и соразмерность. Именно это позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. В регуляции деятельности дошкольника эмоционально-образное мышление остается доминирующим, но формировать способность понимать общие принципы, связи и закономерности необходимо уже с 5 лет, т.к. после 11 лет формирование логических представлений у ребенка будет крайне затруднено.

Дивергентные задачи развивают у детей такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования и способность к эмпатии, умение менять точку зрения (преодоление эгоцентризма) и др. Но чтобы фантазировать, ребенок должен обладать умением анализировать, синтезировать, делать обобщения, классифицировать, комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами. Так, дети 4-х лет справляются с придумыванием вида несуществующего животного, потому что уже имеют представление, сколько ног, глаз, хвостов бывает у обычных животных. Они могут представить, что похоже на круг, изогнутую линию и т.п. Но применить метод фокальных объектов, сочинить буриме по «рифмушкам», выполнить другие сложные задания могут только дети старшего дошкольного возраста. Таким образом, необходимы и знания, и творческий подход.

Заданий для развития фантазии очень много, в силу их специфики они всегда образные,
но эмоционально окрашивать и обыгрывать необходимо любое на первый взгляд логическое или математическое задание для дошкольников. Простейшие примеры: матрицы Раввена – это дырявое платье Золушки, которое надо починить; игра в лабиринты – путь Красной Шапочки к бабушке и т. д.

Развитие способности сохранения прошлого опыта – одна из важнейших задач интеллектуального и творческого развития. Поэтому готовность к школе немыслима без развития памяти во всех ее видах (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной и т.д.) и формах (кратковременной, долговременной). Значение памяти как функции мозга для деятельности музыканта, театрала, художника и т. д. трудно переоценить. Ее формированию способствуют практически все упражнения на занятиях, а также ряд специальных заданий. Применение метода эйдетики развивает естественную память, учит творческому мышлению. Это самая стойкая форма памяти, которую почти невозможно разрушить, так как она происходит из интересов и знаний самого ребенка и уже неотделима от его личности. Причём, можно создавать любые образы: образы букв, цифр, предметов, понятий, стихотворений, настроений и т.д.

Успешность дальнейшего обучения зависит и от уровня владения речью в ее структурной, функциональной и когнитивной составляющих, а также коммуникативно-речевой компетенции детей. Поэтому важными задачами программы становится ознакомление с многозначностью слов, с синонимическими и антонимическими отношениями между ними, формирование умения точно использовать лексические средства родного языка. Коммуникативные УУД формируются, когда ребенок учится отвечать на вопросы, задавать вопросы, вести диалог, пересказывать сюжет; когда детей учат слушать.

Есть еще одно, очень важное для людей искусства, особенно музыкантов, направление развития речи, которое можно назвать интонационно-речевым опытом дошкольника. Музыка и речь имеют общую функцию – общение. Они осуществляют эмоциональный обмен между людьми, способствуют взаимопониманию, образуют единое речемузыкальное пространство. Это один из важнейших жизненных прообразов и источников выразительности музыки, ее осмысленности для слушателя.

Педагогике известны случаи, когда при достаточно хорошем развитии музыкальных способностей эмоциональное реагирование на музыку у ученика отставало, и восприятие не было полноценным. Но активизация интонационно-речевого опыта дошкольника не только развивает его эмоции, но и обогащает и совершенствует интонационный слух. Его основы заложило пение, предпосылками же могут быть как эмоционально окрашенные сигналы доречевой коммуникации по системе В. Емельянова, так и работа над речевой интонацией, над выразительным чтением и пересказыванием, особенно по ролям.

Среди задач, решаемых на уроках «Живого родника», выделяется овладение ребенком чтением и письмом. Есть несколько важных причин, по которым в программе уделено внимание этому разделу.

Причина первая: чтение – основа всего начального периода обучения. Чтение – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребенка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств.

Причина вторая: если упущен момент возникновения интереса к чтению, что обычно бывает в 4-5 лет, то часто драгоценный запас детской литературы, который должен быть пережит и впитан в душу ребенка именно в детстве, остается не прочтен. Какое уж тут удовольствие и радость от содержания прочитанного, когда каждое слово нужно прочесть несколько раз, чтобы его понять.

Причина третья: многие психологи считают, что учиться читать проще и легче в 4-5 лет, чем в 7-8, потому, что в этом возрасте интуитивное чувство языка еще не заглушено обиходом болтовни, слова не сделались для ребенка чем-то привычным, будничным, стертым.

Помня о том, что только к 7 годам (т.е. в начальной школе) ребенок готов перейти от игровой к собственно учебной деятельности, на ОРЭР не ставится задача ввести ребенка в теорию чтения и письма, помочь ребенку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно. Задача иная – практическое овладение письмом и чтением как средством общения ребенка с окружающим миром, удовлетворение его познавательной потребности, более комфортного ощущения себя в нем. При этом формирование навыков чтения не является самостоятельной целью обучения, а служит способом развития мышления ребенка. Кроме того, оно проходит в виде пения складов-песенок, рисования букв, изображения их движениями тела, прохлопывания ритма слов и другими специфическими способами, связанными с различными видами искусства.

Рассматривая чтение как единый синхронный процесс, в котором координируется работа многих функциональных систем, прежде всего слуха, зрения, голоса и движения, на уроках «Живого родника» используются элементы системы Н. Зайцева: наглядные таблицы, звучащие кубики, складовые карточки и алфавит. Играя с ними, пропевая склады песенками с применением ручных знаков, ребенок овладевает навыком чтения, а затем и русским алфавитом, который навсегда запоминается благодаря песням Г.Струве. Буквы изучаются постепенно, используются приемы развития фонематического слуха, необходимого как для грамотного письма на родном языке, так и для изучения иностранных языков. Сказки и рассказы из книги Г. Юдина «Букваренок» не только служат формированию познавательных УУД, но и позволяют проводить с детьми этические беседы для развития коммуникативных УУД, которые возникают естественно, ненавязчиво, проходят без лишней назидательности и нарочитой поучительности. Диапазон применения складовых карточек на «Живом роднике» во многом дополнен и расширен, используется для очень большого количества развивающих игр, а не только для отработки навыков чтения. Среди них поиск слова с одинаковым ритмом, раскладывание карточек по алфавиту, отгадывание слов по смыслу, по оговоренной букве, по прохлопанному ритму, по тематике или какому-либо другому условию. Для развивая навыков чтения и письма подбираются слова на заданные ритмические схемы, на заданную букву (в начале, середине или конце слова), «чинятся» слова с перепутанными буквами, решаются кроссворды и ребусы, ищутся «спрятавшиеся» слова и т.д.. По книге А.Усачева «Алфавит» проводятся игры, читаются и выучиваются наизусть все стихи из нее.

Многие виды игр и заданий на занятиях связаны с навыком письма. Его воспитание является поэтому еще одной задачей занятий с детьми. Подготовка руки к письму тесно смыкается с разделом общей физической готовности, но имеет и свои особенности.. Письменные задания применяются не на каждом уроке, занимают не более пятой части занятий. В рабочих тетрадях пишутся графические диктанты, диктанты по системе координат, рисуются образы букв, выполняются другие интеллектуальные и творческие задания. В соответствии с программой создана также система письменных заданий в тетрадях на печатной основе, разработанных для домашней работы. Тетради для домашней работы отличаются разнообразием включенных в них видов игр и заданий, соответствующих изучаемому материалу. Комплект тетрадей и методическая разработка к ним являются важным дополнением программы предмета «Живой родник». Они будут представлены отдельной статьей.

Развитие математических представлений строится на овладении исходными математическими отношениями и зависимостями. Важно не столько передать те или иные знания ребенку, например, названий геометрических фигур, сколько дать представление о многообразии и красоте форм в природе и искусстве. Развитие чувства пропорции и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. На занятиях используются ленты и столбица «Стосчета» Зайцева, стихи и загадки из книги Волиной «Праздник числа», некоторые игры Никитина, различные игры и пособия, часто изготовленные своими руками. Они больше служат для развития познавательных и коммуникативных УУД, чем освоения собственно математических знаний. Все понятия, определения, способы решения, вычислений, также как и теория русского языка, оставляются учителям начальной школы. Задача программы – не обучение чтению и математике как таковым, а использование данных навыков для интеллектуального и творческого развития. В силе остается рекомендация придавать образную и эмоциональную окраску любым заданиям.

Воспитание чувства ритма тесно связано как с развитием математических, так и слуховых и двигательных представлений, а также памяти. Упражнения для развития вокально-ритмических навыков проводятся в основном с помощью элементов методики Г. Виноградова. Работа с кубиками, ритмослогами, ритмическими квадратами, игры «Упрямые ученики» или «Упрямый учитель», «Вопрос – ответ», «Повтори ритм», «Телеграмма», «Передай ритм», «Ритмический ансамбль» и т.д. – неполный перечень приемов развития ритма у всех детей, обучающихся на ОРЭР. Помимо чисто музыкантских задач они дают еще и кинезиологический эффект.

Работа над интонацией ведетсяна уроках музыкального воспитания и хора, но ее элементы по методике Г.Струве (пение с ручными знаками) используются и на уроках «Живого родника». Решать проблему развития музыкального слуха и его координации необходимо в дошкольном возрасте, чтобы становилось все меньше людей, не научившихся петь, не почувствовавших радости музицирования, наслаждения слушанием хорошей музыки.

Важнейшим разделом занятий являет ся патриотическое воспитание средствами искусства. Большое место в программе занимает изучение государственной символики России, ее флага и герба, истории и культуры Кубани и Горячего Ключа. Во избежание информативной перегрузки, детям в наглядных, ярких формах и образах даются лишь сведения, доступные дошкольникам.

При помощи стихов, сказок, презентаций, игр, изделий народных промыслов, музыкальных произведений и творческих заданий происходит знакомство с природой, культурой, знаменитыми людьми нашей огромной страны. Краткое ознакомление с теми странами мира, чьи флаги имеют такие же цвета, как российский триколор, (Нидерланды, Исландия, Норвегия, Франция, Англия и Чехия), не только расширяет кругозор ребенка, но и учит сравнивать, выдвигать гипотезы и т.д., развивают личностные и познавательные УУД. Показатель их развития – сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

В каждом уголке России в программу предмета «Живой родник» необходимо вводить региональный компонент. Раздел «Кубановедение для малышей» может быть заменен на местный интересный, доступный и близкий детям материал. Главное, чтобы в нем было много наглядности, интересных познавательных игр, чтобы дети взглянули на знакомых людей, привычные предметы быта, окружающую природу новыми глазами, эмоционально пережили полученные сведения и тем самым получили прививку здорового патриотизма.

Структура занятий в принципе соответствует общепринятой методике, но должна быть особо детально продумана для дошкольников. Вариантов содержания самого урока может быть множество, но каждые 5-7 минут необходимо либо менять вид деятельности, либо устраивать динамические паузы. Чем младше дети, тем больше должно быть подобных «минуток» для отдыха.

Исполняемые с ручными знаками песенки приветствия и прощания вырабатывают у малышей рефлекторные ощущения начала и конца занятий, помогают собрать внимание. «Разминка» для активизации восприятия детей содержит упражнения для мелких мышц руки, кинезиологические и фонопедические упражнения, самомассаж лица. (Подобные игры и упражнения используются в течение урока для организации динамических пауз.) После этого следуют игры на развитие различных видов внимания. Примером могут служить игры «Лишнее словечко», «Противоположные слова», «Муха», «Верь ушкам, а не глазкам», «Путаница» и многие другие, подобранные к теме и отвечающие задаче урока.

Основная часть урока раскрывает его тему на образном и наглядном материале. В заключительную часть занятия входят обычно более подвижные игры, игры на закрепление материала, знакомые и любимые задания и т.д. Гибкая смена видов деятельности на уроке позволяет проводить его в пределах 35 минут без заметного утомления детей.

Личность педагога – один из решающих факторов успешности обучения в любом возрасте. В дошкольном детстве это имеет особенно важное значение. Большое заблуждение, что чем младше ребенок, тем ниже требования к культуре, таланту, умениям педагога. По совокупности личностных, душевных, интеллектуальных, профессиональных качеств спрос с него, пожалуй, более высок, а ответственность особенно велика, хотя и не всегда очевидна. Маленький ребенок гораздо более доверчив, открыт и беззащитен, чем школьник или студент, поэтому любая ошибка взрослого может серьезно отразиться на его дальнейшем развитии. Поэтому педагогу мало быть грамотным, компетентным, а также знающим психологию данного возраста, четко осознавать цели деятельности с детьми и способы этой деятельности. Он должен создать ситуацию, когда дети будут стремиться к предложенному педагогом заданию, стать для детей идентификатором.

Пик механизма идентификации – это возраст от 3 до 5 лет. Однако и в дальнейшем эта способность создает для педагогов реальную возможность использования этого процесса при воспитании ребенка, практически не ущемляя его личности. Взрослый сам должен с интересом быть погружен в какую-либо деятельность. При этом дети видят, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы.

Напоследок несколько практических рекомендаций по организации психологического сопровождения педагогического процесса на ОРЭР. Это особенно важно, потому что, во-первых, на дошкольном отделении отсутствует оценочная система; во-вторых, без каких-либо ориентиров невозможно осуществить контроль как за развитием детей, так и за качеством работы педагога. Если достижения по музыкальному или театральному искусству можно увидеть на концертах, открытых уроках, по ИЗО – на выставках, то для «Живого родника» без системы тестирования, использующей комплекс психодиагностических методик, сложно выстроить систему отслеживания развития детей. При этом целесообразно оценивать готовность дошкольников к обучению на новой ступени образования не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий. Качество деятельности преподавателя демонстрируют именно относительные показатели, то есть динамика развития учащихся в группах. Практика показывает целесообразность психологической диагностики в определенной последовательности (Приложение 1).

Итак, можно сделать следующие выводы:

  • Необходим учет возрастных психофизиологических особенностей восприятия детей, позволяющий правильно планировать деятельность на уроке, дозировку, подбор и подачу материала, системность введения игр и их постепенное усложнение.
  • Важно отслеживать уровень сформированности УУД детей, обучающихся на ОРЭР, используя комплекс психодиагностических методик.
  • Смыслом деятельности педагога следует считать не усвоение детьми того или иного навыка или умения, а формирование в сотрудничестве с ребенком его способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности на базе сформированности основных видов универсальных учебных действий.
  • Особенностью деятельности на занятиях «Живого родника» является то, что все игры и упражнения направлены на развитие не одного, а нескольких психофизических свойств ребенка, для чего используются средства различных видов искусства.

Список литературы: (Приложение 2)