Общая характеристика грибов

Разделы: Биология


Цель урока: Определить место грибов в системе органического мира; ознакомить с характерными признаками грибов, строением, питанием и размножением.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с характерными признаками грибов, с их отличительными особенностями, показать черты сходства грибов с растениями, животными; дать представление о строении грибов, о типах питания и размножения грибов; познакомить учащихся с плесневыми грибами; раскрыть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Воспитательные:

  • Воспитание наблюдательности.
  • Формирование мотивации работы с дополнительной литературой.
  • Воспитание культуры труда.
  • Осуществлять эстетическое воспитание через показ красоты грибов.
  • Формировать бережное отношение к природе.

Развивающие:

  • Развивать когнитивные процессы учащихся.
  • Развивать понятия о многообразии живых организмов, взаимосвязи строения и функции, приспособленности строения организма к образу жизни.
  • Уметь сравнивать, сопоставлять, делать выводы, самостоятельно работать с учебником.
  • Продолжить развитее основных биологических понятий, элементов творческой деятельности школьников.

Тип урока: формирование новых знаний

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, самостоятельная. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, персональные компьютеры.

Структура и ход урока

Таблица 1

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока Название используемых ЭОР
(
из таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика Время
(в мин.)
1. Организационный момент.   - приветствие учащихся;

- проверка их явки и готовности к уроку (наличие учебных принадлежностей);

- положительный настрой на работу на уроке.

- приветствие учителя;

-положительный настрой на работу на уроке.

1
2. Повторение и актуализация опорных знаний Таблица 2
Ресурс №1
- опрос учащихся по теме: “Царство бактерий” Выполняют тестовое задание 7
3. Изучение нового материала Таблица 2
Ресурс № 2(1,2)
Ребята, назовите известные царства органического мира. Какие царства мы с вами изучили ?

Какое великое разнообразие живых организмов населяет нашу планету! Прежде чем приступить к изучению нового материала, предлагаю вам отгадать загадки.

1. Маленький, удаленький, Сквозь землю прошел - Красну шапочку нашел? 2. Он растет среди дорожки, голова на тонкой ножке.

Как вы уже поняли, речь на уроке пойдет о грибах. Тема нашего урока: “ Общая характеристика грибов”. Когда мы говорим о грибах, какие грибы вам вспоминаются в это время? Какие грибы вы знаете? (сыроежки, опята...).

Постановка проблемы урока учителем: – Что же такое грибы? Что это за загадочные создания? Почему их выделили в особое царство? Чем они отличаются от других царств органического мира? На эти вопросы нам необходимо будет найти ответ на уроке. Сообщение цели урока.

Изучением грибов занимается наука “Микология” (греч. “микос” – “гриб”, “логос”– “наука”). Родоначальник немецкий ученый Генрих Антон Бари (1831-1888г.).

Первичное знакомство с терминами и понятиями. На доске вывешивается таблица с опорным словом “Микология”. В настоящее время насчитывается около 100 тысяч различных грибов. Царство грибов одно из самых больших и процветающих групп организмов.

Ответы учащихся.

Перечисляют 5 царств органического мира. Мы изучили царства растений и бактерий.

 

 

Записывают в тетрадь тему урока.

Ответы учащихся.

15
  – Как вы думаете, все ли грибы похожи друг на друга? Внимание на экран.

 

Демонстрация (дождевики, мухомор, плесневые грибы, ржавчина на злаках, дрожжи)

– Какова среда обитания грибов? Дополнения учителя.

– Мир грибов обширен и многолик. Несмотря на большое разнообразие, все грибы можно разделить на две группы: высшие (шляпочные) и низшие (плесневые).

Ответы учащихся  
  Ознакомимся с современной системой органического мира. Схема “Современной системы органического мира”.

– Посмотрите, к какому надцарству принадлежат грибы? Что это значит?

– Как вы думаете, почему грибы занимают особое положение в органическом мире? Почему их относят к одному царству?

Проверка самостоятельной работы учащихся.

– Мир грибов обширен и многолик. Что общего между мухомором, плесенью, серой гнилью на ягоде клубники и пакетиком дрожжей?

 

 

 

Сообщение учащегося по теме:

“Среда обитания грибов”. Ответы учащихся. Грибы обитают в различных средах: в почве, опаде, на деревьях, в воде, растениях, телах животных и человека

Эукариот.

 
  Тем не менее, все это грибы, т.к. в их строении есть общие черты. Что же это за черты? Для этого рассмотрим строение шляпочных грибов. На доске вывешиваются таблицы с опорными словами.

– Правильно ли вы справились с работой?

Внимание на экран.

– Ребята, какие вам известны способы размножения в органическом мире?

– Ребята, для того чтобы расти, что вам необходимо делать?

– Для того чтобы вырос гриб, ему тоже необходима еда.

В клетках грибов есть ядра.

Самостоятельная работа с учебником. Стр. 198-199 учебника. Подготовить устные ответы на вопросы (вопросы лежат на столах учащихся

Назовите черты сходства растений и грибов.

Назовите черты сходства грибов и животных.

Назовите признаки, свойственные только грибам.

Самостоятельная работа с учебником.

Знакомство с терминами и понятиями.

Прочитайте текст учебника стр. 199. Закончите схему.

Строение шляпочных грибов

 
 

 

Таблица 2
Ресурс № 2 (3)

 

 

 

Таблица 2
Ресурс № 2 (5)

 

 

 

Таблица 2
Ресурс № 2 (4)

Рассмотрим способы питания грибов. Схема “Способы питания грибов”. 

 

– Ребята, вы обращали внимание на то обстоятельство, что многие грибы поселяются на хлебе, моркови, картофеле, варенье? Почему, как вы думаете? Эти грибы называются сапрофитами. - Какие вы знаете организмы, которые питаются подобным образом?

– Каждый грибник знает, что рыжики лучше искать в молодом ельничке, маслята – в сосновом лесу. Почему? В чем причина такого устойчивого соседства? Оказывается, многие грибы научились дружить с деревьями и кустарниками. Это явление называется микориза.

Словарная работа стерминами.

“Микориза” (греч. “микос” – гриб, “риза”– корень). Первым выявил и изучил микоризу русский ученый Ф.М.Каминский в 1881 году. У некоторых растений микориза необходима: например, орхидеи не дадут семена без гриба – партнера. – Что же получает гриб от дерева, а дерево от гриба?

– Как называется такой способ полезного сожительства? Встречаются грибы – паразиты (лишай), а также грибы – хищники.

img1.gif (1310 bytes)

Половое, бесполое

Необходимо питаться

 

 

 

Грибы питаются готовыми органическими веществами.

Бактерии.

 

 

Предполагаемые ответы учащихся: корни дерева получают воду и минеральные вещества, гриб – органические вещества

Симбиоз, а грибы – симбионты

 
4. Физкультминутка.   Гриша шел – шел – шел, (шагаем на месте) Белый гриб нашел, (хлопки в ладоши) Раз – грибок, (наклоны вперед) Два – грибок, (наклоны вперед) Три – грибок, (наклоны вперед) Положил их в кузовок. (шагаем на месте). (проделать 2 раза) Ученики за учителем повторяют движения. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника. 1
5. Закрепление знаний. Таблица 2

Ресурс № 2 (6,7,8)

Учитель: Теперь изобразим строение шляпочного гриба в рабочей тетради. Затем выполним лабораторную работу. Откройте тетради на стр. 51, учебник стр. 202.

Лабораторная работа: “Изучение строения плесневых грибов”.

Инструктаж по выполнению заданий лабораторной работы

- ознакомление с содержанием заданий;

- порядок выполнения заданий;

- сообщение нормы времени на выполнение работы.

Работа в группах по 4 человека.

После выполнения лабораторной работы учащиеся зачитывают сделанные к работе выводы.

10
6. Подведение итогов лабораторной работы и оценка деятельности учащихся   Учитель проводит анализ выполненных лабораторных работ и производит оценку деятельности учащихся. Учащиеся слушают анализ учителя и оценку своей деятельности. 5
7. Домашнее задание   Параграф 53, стр.198-203. Подготовить сообщения:

1.О плесневых грибах (мукор, пеницилл) – 2 ученика

2. О грибах-паразитах – 2 ученика 3. Открытие антибиотиков и их использование – 1 ученик

Записывают домашнее задание. 3
8. Подведение итогов урока.

Оценки за урок.

  – Что интересного для себя вы узнали на уроке?

– Сделайте вывод по теме урока.

  3