Нескучный урок

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Повседневная работа учителя – это исследовательская лаборатория. Он сам творит и подводит итоги своего исследования. Только путем повышения эффективности труда учителя, профессионального мастерства можно добиться успеха и превратить школу – в страну знаний, куда ученик будет стремиться.

К учителю начальных классов предъявляются особые требования. Он должен остаться в душе ребенком, обладать способностью видеть мир глазами своих учеников. Талантливый педагог всегда знает способы, как превратить серьезное занятие в занимательное, провести урок так, чтобы ученикам не было скучно. Не просто чему-то научить детей, а суметь сделать учение активным процессом, привить ребенку тягу к получению знаний. И ни в коем случае не вызвать отвращения к школе, как к чему-то насильственному, где есть только “надо” и “ты должен”. Главный метод современного педагога – не принуждение, а убеждение.

Нужно уважать в ребенке личность и делать свою работу искренне, с любовью и душой. Это, пожалуй, самое главное качество, необходимое учителю. Кроме этого педагог должен обладать терпением, любовью к детям, огромной трудоспособностью, ведь чем ученик младше, тем большего внимания он требует.

В своей работе я стремлюсь не просто передавать своим подопечным знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность учащихся.

Любой урок – это творчество учителя и ученика.

Покажу на примерах, как это происходит на уроке.

Технология развивающего обучения “подарила” мне особых героев. На уроке, особенно в первом классе, невозможно обойтись без игр. Конечно, хорошо, когда в гости к детям приходят сказочные персонажи, чтобы помочь изучить правила, дать новые понятия, закрепить изученное. Наши же особые герои работают на создание учебных понятий у маленьких школьников. (Приложение 1).

Например, это – звуковички. Они обозначают звуки. Позже с их помощью вводится понятие гласных и согласных звуков. Это Тим и Том. Они дружат с согласными звуками, только Том – с твердыми, а Тим – с мягкими. Идет установка на звукобуквенное чтение, а позже и на письмо. Но, как и во всех сказках, если есть герои положительные, то должны быть и отрицательные. Это Палецвротнеклади, он “питается” согласными звуками, и Ам, он питается гласными звуками. С помощью этих персонажей организуется работа на уроке.

Одной из основных задач начальной школы – обучение ученика беглому, сознательному чтению.

Как я работаю над этим?

Приемы работы над развитием техники чтения:

- ежеурочные пятиминутки по чтению;

- игры: “Прыжки” - чтение через слово, “Догонялки” (один читает, другой – догоняет); “Финиш” - чтение текста до слова, названного учителем. Нашел – поднимает руку; похожая игра – “Найди слово”: учитель в тексте загадывает какое-либо слово, и кто нашел первым, загадывает слово для всех и т.д.; “Буксир” - чтение за учеником или учителем в его темпе; чтение с ошибками “Ловушка” – когда читаю, намеренно допускаю ошибки. Задача ребят – их исправить; “Игра в прятки” - учитель начинает читать текст не сначала, а с любого места, называя только страницу, остальные должны найти это место и подстроиться под чтение учителя или ведущего.

- работа с карточками-текстами с указанием количества слов. Задание – подготовить чтение по карточке на следующий день (для сильного ученика) или к концу недели (с учетом особенностей детей);

- при проверке техники чтения строим “читательскую гусеничку” (ленту, состоящую из кружков) - ученик, прочитавший большее количество слов, чем в прошлую проверку, наклеивает к своей “гусеничке” дополнительный круг. Можно поощрить тех учеников, которые читают лучше всех – доклеить к их “гусеничке” дополнительные кружки. К концу четверти (года) видно, кто как “подрос” по технике чтения;

- в 4 классе использую дополнительный стимул – наклейку на форзац дневника, если ученик читает более 150 слов в минуту. Перед таким чтением я разъяснила, что по наблюдениям ученых, ученик, который читает 150, и более слов в минуту будет отлично успевать по всем предметам в пятом классе, читающий 120 слов – на “хорошо”, менее 120 слов – на “тройку”.

Конечно, это не говорит о том, что все ученики класса читают отлично. Есть и проблемные ребята, но я работаю с ними и надеюсь, что все у них получится.

Для анализа литературного произведения использую приемы развивающего обучения. Например, составление пирамиды-отзыва по прочитанному тексту.

Пирамида-отзыв

1 слово – о чем произведение

2 слова – его особенности, отличия

3 слова – место и время действия

4 слова – главные события в книге

5 слов – главные герои, какие они

6 слов – что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец книги

7 слов – о чем эта книга (дополните первую строку семью словами)

8 слов – ваша реклама (рекомендация) книги

Итогом такой работы может служить пример рекламы книги, которую составил Гаврилко Александр.

“Всем! Всем! Всем!

Только в четвертом классе у вас есть уникальная возможность познакомиться с гениальным произведением американского писателя О. Генри “Вождь Краснокожих”. Только в этом произведении вы сможете вместе с маленьким героем отомстить двум негодяям-бандитам и, ловко обходя все их подлые замыслы, не только не стать жертвой, но и оказаться в выигрышном положении”.

Тесно связано с чтением письмо. На уроках русского языка в работе мне помогают разного вида карточки, тесты, разноуровневые задания. И, конечно же, игры. Например, для отработки написания орфограмм в слове провожу игру “Одиночное плавание под орфографическим парусом”. Диктуются слова, дети записывают их на листах бумаги и сворачивают ровно на одно слово. Проводится диктант, каждый раз ребята складывают лист – “сворачивают парус”. Проверка начинается с последнего слова – учитель диктует слово с орфограммами, ученики проверяют. Если в слове допущена ошибка, то ученик делает в этом месте дырку ручкой насквозь. Парус развернули. У кого сколько дырок? Расстроенных нет: одни рады, что ни одной, другие – что вон их сколько! Дома предстоит “штопать парус” - делать работу над ошибками.

Для уроков математики тоже можно подобрать огромное количество разнообразных игр. Например, игра “Математический футбол” - класс делится на две команды, выбирается судья на линии. Команды по очереди задают вопросы друг другу. Судья на линии считает ошибки-“голы”. И дальше – полная фантазия учителя! Проверить можно вычислительные навыки, правила, названия компонентов, таблицу умножения, внетабличные случаи, т.е. все, что можно отнести к устному счету.

Урок познания мира. Тема: Охрана воздуха. На доске слайд. (Приложение 2). После обсуждения картинки и слов американского ученого (Джон Баттан: “Одно из двух: или люди сделают так, что в воздухе станет меньше дыма, или дым сделает так, что на Земле станет меньше людей”) ребята предлагают свои меры по охране воздуха от загрязнения. Работа может проводиться в группах.

Или урок по теме “Первый учитель”. Что делать – прочитать статью учебника и целый урок выслушивать дифирамбы себе любимому?! Это неинтересно. Можно сделать так. Дать детям творческое задание – спросить у своих родителей об их любимых учителях, можно принести на урок фотографии. И получился замечательный урок. Много теплых слов сказали родители о своих учителях, мы услышали интересные рассказы о ветеранах нашей школы, об учителях, которые до сих пор работают здесь. И как интересно услышать среди урока возглас: “Ой, а я эту учительницу сегодня в коридоре встретил!”. А если к этому уроку добавить еще и решение веселых задач из учебника Г.Остера, то получится замечательный интегрированный урок.

Пример задач (чтобы и вам тоже было интересно, попробуйте их решить):

Задача № 1. На педсовет собрались 40 строгих учительниц, и все стали по очереди ругать одного печального третьеклассника. Каждая учительница ругала беднягу по 12 минут. Сколько часов ругали печального третьеклассника? (480 минут или 8 часов).

Задача № 2. Ученики одной школы следят за тем, чтобы вода не лилась из кранов зря, поэтому половина учеников этой школы приходит на занятия с немытыми руками. Другая половина приходит не только с немытыми руками, но и с неумытыми лицами. Сколько всего учеников в этой школе, если каждый день с неумытыми лицами на занятия приходят 290 мальчиков и 46 девочек?

Можно закончить решение задачи разговором о гигиене, о полезных привычках.

Задача № 3. заставила меня задуматься о целесообразности безотметочного обучения.

Уходя на пенсию, строгая учительница подсчитала, что за долгие годы самоотверженного труда она поставила своим ученикам 26.172 двойки, 11.583 тройки, 4.884 четверки и 955 пятерок. Сколько всего отметок поставила строгая учительница за годы самоотверженного труда? (44.594)

Улыбка, уместная шутка – это один из принципов создания здоровьесберегающей среды на уроке. Ш. А. Амонашвили в своей книге “Улыбка моя, где ты...” писал:

“Мощь Улыбка несет. Она есть Особая Мудрость.

В Улыбке мощь и мудрость учителя.

Скажут: Это же мелочь — Педагогическая Улыбка — по сравнению с современными мощными средствами обучения!

Отвечаю: А если Улыбка дарит ребенку более мощный импульс жизни, чем все принципы, методы и компьютеры вместе, это мелочь?

Скажут: Ведь от характера и настроения учителя зависит, улыбнется он детям или не улыбнется!

Отвечаю: От учителя зависит создание своей личности, потому он учитель!

Скажут: Но нельзя же заставить учителя улыбаться ученикам?

Отвечаю: А кто заставлял его быть учителем?

Скажут: Как проверим мощь и мудрость улыбки?

Отвечаю: Постойте у порога школы, посчитайте, сколько улыбок принесут с собой дети и сколько потом унесут...”

И закончить мне бы хотелось словами из книги Ш. А.Амонашвили:

“От ученика:

Учитель мой, улыбнись мне сейчас, пока я расту и нуждаюсь в улыбках твоих. И улыбнусь я тебе, когда стану взрослым, и ты будешь нуждаться в улыбках моих”.