Методическая разработка урока математики в 6-м классе по теме "Деление" в форме дидактической игры "Ключи от форта Байяр"

Разделы: Математика


Цель: закрепление и совершенствование знаний, умений и навыков по данной теме.

План урока

  1. Вводная беседа
  2. Объяснение правил игры
  3. Ход игры
  4. Подведение итогов

а) игры

б) урока

Данный урок завершающий по теме “Деление”, значит сегодня на уроке мы с вами должны:

  • закрепить изученный материал;
  • разобраться в ранее непонятных моментах;
  • прокомментировать и оценить свои знания.

Краткое повторение изученного материала

  • Как разделить одно число на другое.
  • Как найти число по его дроби (число по его процентам)

А теперь, дорогие ребята, приглашаю вас принять участие в игре “Ключи от форта Байяр”. Преодолев многочисленные препятствия, проявив ум, взаимовыручку, выдержав все испытания, вы получите ключ от форта Байяр. Эпиграфом нашего урока являются слова великих людей:

“Если не верить в себя, нельзя быть гением” (О. де Бальзак).

“Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею” (Цицерон).

Пришло время знакомиться с правилами игры.

Правила игры

В игре принимают участие две команды, состоящие из шести человек.

Задача игроков: получить ключ от Форта Байяр, заработав как можно больше Дженгов (валюта, используемая на Форте Байяр).

Дженги можно добыть двумя путями: пройдя испытания, выполнив разнообразные задания и отгадать загадки у Мудреца Форта Старца Фура (300-летнего отшельника и Хранителя Ключей).

Ключ можно получить от Совета Мэтров Теней. Чтобы на него попасть, необходимо добыть магический кристалл, запертый в сейфе, преодолев пять испытаний и заработав как можно больше Дженгов каждым участником команды.

На выполнение каждого задания отводится определенный промежуток времени, измеряемый при помощи водяных часов клепсидра.

После краткого инструктажа для выполнения первого испытания клепсидра переворачивается, начиная отсчёт времени. Игрок должен выполнить задание до того, как время, отпущенное на испытание, истечёт. Задания выполняются на отдельных листах под копирку. После окончания времени оригиналы собираются и проверяются Мэтрами Теней, а игроки сверяют свое решение с заранее подготовленным на доске или плакате решением. Непонятные моменты разбираются. Если игрок справился с заданием, то он получает Дженг, в противном случае – становится “пленником” Форта Байяр.

Для того, чтобы вернуться в команду, “пленники” должны сразиться с одним из Мэтров Теней, а команда в это время продолжает испытания. Для снятия метки “пленника” нужна одна победа. Если игрок не справляется с заданием, то он остается в плену. Освободить “пленников” может только Совет Мэтров Теней.

Испытания со второго по пятое проходят аналогично.

После второго и четвертого испытаний наступает время загадок. Мудрец Форта читает загадки из своей Книги Тайн, а команды должны дать правильный ответ до того, как истечёт отведённое на раздумья время. Время отмеряется песком, высыпающимся из воронки в руке Хранителя Времени форта — Пастама. За каждую отгаданную загадку команда получает два Дженга. “Пленником” при отгадывании загадок стать невозможно.

Пройдя пять испытаний, команды должны добыть магический кристалл, спрятанный в сейфе. Сейф откроется, если игроки решат задачу. Если же решить задачу не удается, то игроки могут поменять подсказки на Дженги по курсу “один-к-одному”.

Наконец, команды предстают перед Советом. Совет дает возможность освободить “пленников”, и заработать или потерять дополнительные Дженги. Если команда справляется с заданием Совета Мэтра Теней, то все “пленники” этой команды освобождаются, если нет – то “пленники” должны быть выкуплены за Дженги из расчета один “пленник” - два Дженга. Если у команды нет пленников или они все уже освобождены, она борется за дополнительные Дженги.

Победителем становится команда, набравшая большее количество Дженгов. Именно этой команде вручается символический ключ от форта Байяр.

Подсчет количества Дженгов, заработанных каждой командой, ведется по следующей таблице:

Итоговая таблица

Команда Количество Дженгов Общее количество Дженгов
Задание № 1 Задание № 2 Задание № 3 Задание № 4 Задание № 5 Загадки Старца Фура Задание для получения Магического кристалла Задания Совета Мэтра Теней
1                  
2                  

Испытания командам

I испытание:

Вычисли:

II испытание:

Решите уравнение:

III испытание:

Мужчины на заводе составляют 75% всего количества рабочих. Женщин на заводе 216. На сколько женщин меньше, чем мужчин?

IV испытание:

Лесничество производило посадку леса. В первый день была произведена посадка леса на 38% всей отведенной площади, во второй – на 32,8% всей отведенной площади, а в третий – на оставшихся 7,3 га. Чему равна площадь, отведенная под посадку леса?

V испытание:

Три группы ребят очищали каток от снега. Первая группа очистила катка, вторая того, что осталось, а третья, оставшиеся 250 м2? Вычислите площадь катка.

Задания для “пленников”

1. Вычислите:

а) в)
б) г)

2. Решите уравнение:

а) в)
б) г)

3. Решите задачу:

До привала туристы прошли 18 км. По карте они определили, что это всего маршрута. Какова длина маршрута? Сколько километров осталось пройти туристам?

В первый день путешествия туристы преодолели 7% пути. После этого им осталось пройти и проплыть 176,7 км. Каков путь туристов?

В первый день туристы прошли , а во второй день намеченного пути. В третий день осталось пройти последние 10 км. Найдите длину намеченного пути.

В первый день маслобойня переработала поступивших семян подсолнечника, во второй день остатка, а в третий день – остальные 10,2 т. Сколько тонн семян подсолнечника переработала маслобойня за эти три дня?

Загадки Старца Фура

Приехав вечером в город, Ходжа Насреддин постучал в ворота первого дома и попросил хозяина пустить его переночевать. Денег у Насреддина не было, но была золотая цепочка из шести звеньев. Хозяин согласился приютить путника на шесть дней с такими условиями:

  • за один день Насреддин платит одним звеном цепочки;
  • расплачиваться он должен ежедневно;
  • хозяин соглашается принять не более одного распиленного звена.

Смог ли Ходжа Насреддин расплатиться с хозяином?

Ответ: да, распилив третье звено.

Переложите одну спичку так, чтобы из дроби одна седьмая получилась одна третья.

Ответ:

Задание для получения Магического кристалла

Имеется три ключа от трех ларцов с различными замками. Подберите ключи к ларцам, используя только три попытки.

Ответ: Берем любой ключ и пробуем его поочередно к каждому из первых двух ларцов. Возможны случаи:

а) ключ не походит к ларцам. Тогда он от третьего ларца. Второй ключ пробуем к одному из оставшихся двух ларцов. Если ключ не подходит к этому ларцу, то он от другого ларца.

б) Ключ подходит к одному из ларцов. Тогда следующей пробой определяем, от какого ларца другой ключ. Оставшийся ключ от последнего ларца.

Задания Совета Мэтра Теней

Отец завещал трем своим сыновьям 19 лошадей. Старший сын должен был получить половину, средний , а младший – всех лошадей. Когда отец умер, его сыновья никак не могли поделить между собой завещанных им лошадей и решили обратиться за помощью к приятелю отца. Тот, подумав, решил помочь братьям. Для этого он привел свою лошадь, так что оказалось всего 20 лошадей. Из них 10 получил старший брат, 5 – средний и 4 – младший. Оставшуюся лошадь приятель отца отвел домой. Какая и кем была допущена ошибка при разделе этого наследства?

Ответ: отцом.

(Папирус Ахмеса)

Приходит пастух с 70 быками. Его спрашивают:

- Сколько приводишь ты из своего многочисленного стада?

Пастух отвечает:

- Я привожу две треть от трети скота.

Сочти, сколько быков в стаде.

Список литературы

  1. Математические олимпиады младших школьников: Кн. для учителя: из опыта работы (в сел. р-нах) / В.Н. Русанов. – М. Просвещение, 1990.
  2. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений / И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин. – 6-е изд. – М. Просвещение, 2001.
  3. Дидактические материалы по математике для 6 класса / А.С. Чесноков, К.И. Нешков - М.: Классикс Стиль, 2007.