Тип урока: школьная лекция с элементами беседы
Цели урока:
Образовательные: сформировать знание о
причинах революции и о понятиях: “революция”, “I
Русская революция”, “зубатовщина”, “Кровавое
воскресенье”, сформировать умение выделять
причинно-следственные связи, сформировать
умение выделять главное и писать опорные
конспекты, сформировать навык работы с
историческим документом; способствовать
формированию системного исторического мышления,
развитие способности выражать мысли.
Оборудование: диск с презентацией (презентация: “I Русская революция”, слайды 1 – 7,9 - 18), раздаточный материал, учебник, тетрадь, ноутбук, проектор и экран.
Литература: учебник (История Отечества: XX – XXI в. // Под. ред. Н.В. Загладина и др. М., 2004)
Этап урока, его дидактическая задача | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||
действие | единица усвоения учебного материала | методы, формы, приёмы подачи учебного материала | методы, формы, приёмы организации деятельности учащихся | действие | процессы обучения | |
Организация начала урока; подготовка учащихся к работе. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебной деятельности на уроке (2-3 мин) |
Приветствует класс. Называет тему урока. Объявляет цели, задачи урока, знакомит с планом работы на уроке Задание классу: записать в тетрадь тему урока |
Музыкальный фрагмент: симфония Л.В.
Бетховена Название темы: “I Русская революция: 1905 – 1907 гг.”. |
Использование информационных
технологий (слайд 1);
репродуктивный метод |
фронтальная работа: слушают аудиозапись
работа с тетрадью |
Готовят рабочий стол к уроку;
открывают тетради, записывают число и называние темы |
Концентрация внимания, формирование мотивации |
Подготовка к усвоению
учебного материала, усвоение новых знаний,
обеспечение восприятия и осмысления новых
знаний (30 – 35 мин) |
Вопрос классу: “что такое
революция?” Демонстрация слайда с определением революции. Задание классу написать в тетрадь определение “революции”. |
Введение. Определение понятия “революция”. |
использование информационных
технологий (слайд 2); метод объяснительно-иллюстративный с элементами беседы; репродуктивный метод |
фронтальная работа: беседа, работа с презентацией, работа с тетрадью | Отвечают на вопрос учителя, записывают в тетрадь определение революции | Активизация мыслительной деятельности, формирование умения систематизировать и применять знание, развитие способности выражать свои мысли, развитие познавательного интереса, развитие активности |
Излагает новый материал; демонстрирует слайды; задаёт вопросы учащимся; ставит перед учащимися задачу записать в тетрадь содержание слайда. | I. Причины I Русской революции. 1.Основные противоречия общественного развития: 1) экономические 2) социальные 3) политические 4) национальные 2.Причины революции – это основные противоречия, вызванные пережитками феодализма и усугублённые русско-японской войной |
использование информационных
технологий (слайд - 7); метод объяснительно-иллюстративный с элементами беседы; репродуктивный метод |
фронтальное работа: беседа, работа с презентацией, работа с тетрадью | отвечают на вопросы учителя; пишут конспект в тетрадь | активизация мыслительной деятельности, внимательность, аккуратность, формирование умения выделять главное и писать опорные конспекты, формирование умения выделять причинно-следственные связи, формирование знаний о причинах I Русской революции | |
Излагает новый материал; демонстрирует слайды; задаёт вопросы учащимся; ставит перед учащимися задачу записать содержание слайда в тетрадь | II. Характер I Русской
революции. 1. Характер революции буржуазно-демократический 2.Движущие силы революции: 1) советская историография – народ во главе с пролетариатом; 2) современная историография – народ и буржуазия |
использование информационных
технологий (Слайд 8 - 9); метод объяснительно-иллюстративный с элементами беседы; репродуктивный метод |
фронтальная работа: беседа, работа с презентацией, работа с тетрадью |
Отвечают на вопросы учителя; пишут конспект в тетрадь | Активизация мыслительной деятельности, формирование системного исторического мышления, формирование знаний о характере I Русской революции | |
Излагает новый материал; демонстрирует слайды; ставит перед учащимися задачу записать содержание слайда в тетрадь. | III. Особенности I Русской
революции: 1) революция задержалась 2) главный вопрос – аграрный 3) активное участие демократических масс 4) склонность буржуазии к союзу с самодержавием |
использование информационных
технологий (слайд 10); метод
объяснительно-иллюстративный; репродуктивный метод |
фронтальная работа: работа с презентацией, работа с тетрадью. | Записывают конспект в тетрадь | концентрация внимания, формирование умения писать опорные конспекты; формирование знаний об особенностях I Русской революции | |
Излагает новый материал; демонстрирует слайд; ставит перед учащимися задачу записать содержание слайда в тетрадь. | IV. Этапы I Русской революции: 1) 9 января – 17 октября 1905 г. 2) 17 октября 1905 – 3 июня 1907 гг. Высшая точка – 17 октября 1905 г. |
использование информационных технологий (слайд 11). Метод объяснительно-иллюстративный; репродуктивный метод | фронтальная работа: работа с презентацией, работа с тетрадью | Записывают конспект в тетрадь | концентрация внимания, формирование умения писать опорные конспекты; формирование знаний об этапах I Русской революции | |
Излагает новый материал; демонстрирует слайд; ставит перед учащимися задачу записать основные понятия, персоналии и события в тетрадь, ставит пред учащимися задачу прослушать аудиозапись | V. Начало I Русской революции: 1.Понятия: “зубатовская политика”; 2.Персоналии: Зубатов С.В., Георгий Гапон; 3.События: 3 января 1905 г.– начало стачки рабочих Путиловского завода в Петербурге; 9 января 1905 г. – “Кровавое воскресенье”. |
использование информационных
технологий (Слайд 13) (Слайд 14) (Слайд 12) -первая дата, вторая дата (Слайд 15); Метод объяснительно-иллюстративный с элементами рассказа; наглядный метод (использование музыкального фрагмента, фотографии) |
фронтальная работа: работа с тетрадью, работа с презентацией, работа с аудиозаписью |
записывают конспект в тетрадь,
слушают аудиозапись |
концентрация внимания, формирование знаний о понятии “зубатовская политика”, персоналиях (Зубатов С.В., Г.Гапон) и событиях (“Кровавое воскресенье”), развитие образного мышления и воображения; развитие познавательного интереса; расширение кругозора, | |
Ставит перед учащимися задачи по
работе с историческим документом: по работе с историческим документом: 1) выявить требования восставших рабочих 2) установить соответствия с причинами революции 3) определить, каким социальным группам могли принадлежать выдвинутые требования. |
4. Документ: “Петиция рабочих и жителей Петербурга для подачи царю Николаю II в день 9 января 1905 г.”. | Источниковедческий метод. Использование информационных технологий (слайд 16) и раздаточного материала (документ: Петиция рабочих). | Организация индивидуальной работы с историческим источником | работают с раздаточным материалом, выполняют задание учителя | формирование навыка работать с историческим документом; развитие аналитического мышление, формирование умения выделять причинно-следственные связи, развитие познавательного интереса | |
Ставит перед учащимися задачу устно изложить результаты работы с историческим источником | Вывод по документу: требования, заключённые в Петиции - это отражение причин революции = вызовы революции |
метод фронтальной беседы | фронтальная работа: обсуждение, дискуссия | отвечают на вопросы учителя | развитие способности выражать мысли, развитие активности | |
Подводит итоги работы с историческим источником; даёт задание учащимся записать вывод в тетрадь | репродуктивный метод | фронтальная работа: работа с тетрадью | записывают вывод в тетрадь | формирование умения выделять главное и писать опорные конспекты, | ||
Подведение итогов, обобщение
изученного материала (2 мин) |
Подводит итоги изученному материалу. Даёт задание учащимся записать итоги в тетрадь. | Заключение. К началу 1905 г. – в России накопилось много неразрешённых противоречий, которые сделали социальный взрыв неизбежным. |
Объяснение; репродуктивный метод | фронтальная работа: работа с тетрадью | записывают итоги в тетрадь | концентрация внимания, формирование умения писать опорные конспекты, осмысление изученного материала |
Анализ успешности достижений
учащихся (2 мин.) |
Оценивает работу учащихся | - | - | фронтальная работа | слушают оценку учителя по итогам урока, знакомятся с отметками | формирование самооценки, формирование мотивации учения |
Информация о домашнем задании,
обеспечение понимания цели, содержания и
способов выполнения домашнего задания (2 мин.) |
Объясняет домашнее задание | Домашнее задание: С. 30 – 32 [учебника История Отечества: XX – XXI в. // Под. ред. Н.В. Загладина и др. М., 2004] – выписать основные события революции и отметить особым значком те, во время которых к революции присоединялись новые социальные слои: крестьяне, армия, интеллигенция. |
Объяснение; репродуктивный метод | фронтальная работа: работа с дневником | Записывают домашнее задание в дневник | концентрация внимания. |