Тема урока: "Текст-рассуждение"

Разделы: Русский язык


Цель: активизировать знания учащихся о рассуждении как о типе текста. Формировать умение создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера.

Воспитательная задача: заставить детей задуматься о вреде курения.

Тип урока: комбинированный со здоровьесберегающими элементами.

Место урока в теме: первый урок в теме.

Ход урока

1. Организационный момент (слайд №1)

Презентация.

2. Словарная работа (слайд №2)

Гимнастика, баскетбол, соревноваться, тренер, состязаться, тренироваться, волейболист, футбол, рюкзак, атлетика, хоккей, матч.

- Слова записать на доске, проверить.

- Составить и записать с данными словами два именных словосочетания, выделить в них главное слово.

- Составить и записать с данными словами два глагольных словосочетания, выделить в них главное слово

- Какая тема объединяет все эти слова? (спорт)

3. Новая тема: “Текст - рассуждение”. Слайд № 3.

- Сегодня на уроке мы поговорим о строении текста типа рассуждения – доказательства.

В жизни нам часто приходится что-то доказывать как в устной речи, так и в письменной. Очень часто доказательства нам приходится приводить в спорах. Поэтому нужно уметь строить такие высказывания и тексты. Слушатели тогда вас лучше поймут (учащиеся получают карточку №1).

В рассуждении – доказательстве имеются 3 части. В первой части содержится тезис, то есть утверждение, которое нужно доказать.

Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

В третьей части содержится вывод. Обычно тезис и рассуждение – доказательство связываются союзами потому что, так как.

Вывод присоединяется к доказательству – рассуждению словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Рассмотрим схему рассуждения – доказательства на карточках:

Почему? Что из этого следует?

1. Тезис -------------------2. Аргументы, примеры ______________ 3. Вывод

Потому что поэтому

- Прочитайте текст (находится у детей в распечатанном виде). (Слайд №4)

“Большинство ученых, исследуя действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение – опасный враг для здоровья и жизни человека.

В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм человека. Особенно опасно курение для детей. В дыме сигарет содержится синильная кислота, которая вызывает болезни сердца, легких, сосудов. У курящих детей начинают портиться зубы, ухудшается зрение, появляется утомляемость.

Поэтому, если ты не хочешь быть больным, то не кури. Ведь курить – здоровью вредить”.

Работа над содержанием текста:

  1. К какому типу речи относится этот текст? Описание, повествование или рассуждение?
  2. Какова тема рассуждения?
  3. Какая идея текста?
  4. Назовите тезис текста.
  5. Где приводятся аргументы в доказательство этого тезиса?
  6. Где содержится вывод?
  7. Какой вывод содержится в тексте?
  8. Почему курение опасно для здоровья детей? (ответы детей)

- Прочитаем еще один текст. (Слайд № 5)

“Во всем мире считают, что курить вредно, не эстетично, не модно. Во всем мире идет борьба с табаком.

Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Человеку могут отказать в приеме на работу в серьезную преуспевающую кампанию, если он курит. Потому что курящий человек чаще болеет, у него бывает плохое самочувствие, он чаще ошибается при выполнении работы. Так же огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей, так как они тоже могут вдыхать запах табака.

Поэтому, если ты хочешь в будущем устроиться на хорошую высокооплачиваемую работу, не стоит начинать курить”.

Работа над содержанием текста:

  1. К какому типу речи относится этот текст?
  2. Какова тема рассуждения?
  3. Какая идея текста?
  4. Назовите тезис текста.
  5. Где приводятся аргументы в доказательство этого тезиса?
  6. Где содержится вывод?
  7. Какой вывод содержится в тексте?

- У известного русского писателя Сергея Михалкова есть сказка “Как медведь трубку нашел”. Кто-нибудь читал эту сказку? (Слайд № 6)

Сейчас мы с ней познакомимся поближе.

“ Раз нашел в лесу медведь трубку. Стал медведь трубку курить. И так он к ней привык, что не выпускал из рта. Все бы ничего, да стал медведь прихварывать. Шел он как-то опушкой, встретил лису. Увидала Лиса Медведя, да так и ахнула”. Продолжение сказки прочитаем по ролям.

Отрывок из стихотворения С.Михалкова “Как медведь трубку нашел”

Лиса:

Миша! Друг мой! Ты ли это?
Не видались мы все лето.
Как ты, бедный, похудел,
Будто целый год не ел.
Что с тобою? Ты больной?

Медведь:

Сам не знаю, что со мной!
Нездоровится мне что-то.
Лезет шерсть, в костях ломота.
Ничего почти не ем –
Аппетита нет совсем!
Стал я раньше спать ложиться,
Да не сплю, никак не спится.
Кашель душит по утрам,
Дурнота по вечерам,
Колет в сердце, в лапах дрожь.

Лиса:

Что ж ты к дятлу не пойдешь?
К дятлу надо обратиться.
Он у нас такая птица:
Сразу скажет, что к чему.
Не ленись, сходи к нему.

Дятел:

Накопилась в легких копоть –
От куренья вся беда.
Ты, Топтыгин, хочешь топать?
Брось куренье навсегда!

- Ребята, какой совет дал Дятел Медведю? Почему?

- Найдите в словах дятла обращение.

- Как выделяется обращение на письме?

Физминутка: встаньте, вытяните правую руку вперед и нарисуйте 3 раза восьмерку; вытяните левую руку вперед и нарисуйте 3 раза восьмерку в воздухе. Обеими руками одновременно нарисуйте в воздухе восьмерки. Повернитесь к окну, посмотрите вдаль, нарисуйте глазами 3 раза восьмерки (слайд № 7).

- Слайд № 8

“Табак – растение никотина табакум, поганое, сатанинское”. Владимир Даль

- Кто такой Владимир Даль? (слайд № 9)

- Объясните постановку тире в предложении (слайд № 10).

- Объясните значение слов “поганое”, “сатанинское”(работа с толковыми словарями).

- Объясните написание окончаний прилагательных.

- Переделайте это предложение в предложение с прямой речью. Запишите его.

Слайд № 11

“Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации”.

Бальзак

- Вы согласны со словами Бальзака? Почему?

- Запишите в тетрадь предложение и выделите в нем грамматическую основу. Это предложение простое или сложное?

Слайд № 12

- Я не спрашиваю вас о том, пробовал ли кто-нибудь из вас курить. Но вот великий русский писатель Лев Николаевич Толстой в повести “Юность” так описал свои ощущения от курения табака в детстве:

“Во рту было горько и дыхание перехватывало, однако скрепив сердце, я довольно долго втягивал в себя табачный дым ... Я почувствовал в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться с трубкою в зеркало, как, к удивлению моему, зашатался на ногах; комната пошла кругом, мне сделалось дурно, мое лицо побелело, как полотно”.

Работа над содержанием:

  1. Что руководило героем, когда он взял трубку?
  2. А зачем он подошел к зеркалу?
  3. К чему это привело?
  4. Зачем Л.Н. Толстой записал этот эпизод в повесть?

Вывод: вот какие неприятные впечатления остались у писателя от курения.

Домашнее задание (слайд 13)

Вы узнали, что ваш товарищ начал курить. Напишите ему письмо о вреде курения. Приведите примеры, аргументы в пользу здорового образа жизни.