Урок чтения по теме "Звук и буква [р]". 1-й класс

Разделы: Коррекционная педагогика

Класс: 1


Цель: автоматизация звука «Р» в словах и предложении.

Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • закрепление правильного произношения звука «Р» в словах и предложении;
    • обучение правильному грамматическому оформлению предложений.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
    • развитие мелкой моторики рук, дикции.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитывать любовь к природе;
    • воспитывать навыки коллективной и индивидуальной работы;
    • воспитывать личные качества ребенка: активность, самостоятельность, творчество.

Оборудование: сюжетная картина; предметные картинки,  набор букв разрезной азбуки; индивидуальные карточки.

Словарь: рыбак, рыба, Рома.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня я расскажу удивительную историю, которая произошла с моим другом. А чтобы узнать, кто мой друг надо отгадать загадку:

Кто у речки, на песке,
Дремлет с удочкой в руке?
Он вам всем давно знаком,
Он зовется … (рыбаком)

Учитель: Правильно, мой друг – рыбак. Назовите первый звук в слове “рыбак”.
Дети: Первый звук в слове рыбак «Р». Давайте дадим звуку краткую характеристику. Звук «Р» согласный, сонорный,  не поется,  обозначается синим цветом.
Учитель: Сегодня  у нас урок чтения, на котором мы с вами будем продолжать учиться правильно произносить звук «Р»  в словах и предложении. Звук «Р» сложный звук и чтобы правильно его произносить необходимо сделать артикуляционную гимнастику.

2. Основная часть

1) Артикуляционная гимнастика

Учитель: Однажды рыбак встал пораньше, попил чаю с вареньем (упр. “Вкусное  варенье”)
И пошел в лес за ветками для костра. Слышит, дятел стучит (упр. “Дятел”).
–  Как дятел стучит? (д-д-д)

Я по дереву стучу - д-д-д.
Червячка добыть хочу-д-д-д.
Хоть и скрылся под корой – д-д-д.
Все равно ты будешь мой – д-д-д.

– Дятел с дерева на дерево перелетает и постукивает – как будто зовет рыбака за собой. Вышел рыбак на поляну, огляделся и ахнул: грибов там видимо-невидимо (упр. “Грибок”).

2) Фонетико-ритмическая гимнастика.

Учитель: Вдруг рыбак услышал шум в кустах. Огляделся и увидел... Отгадай, кого?

Этот зверь на кошку похож.
Он – сильный хищник и очень пригож!
Шерсти такой не бывает у кошки.
На рыжем фоне – черные полоски.

Дети: Это тигр.
Учитель: Правильно, в кустах сидел тигр. Тигр увидел человека и грозно зарычал: “р-р-р”.   Как рычал тигр?
Дети: «р-р-р»
Учитель: Произнесите  звук Р ещё раз.
Дети: «р-р-р»

3) Автоматизация звука «Р»  в словах

Учитель: Хотите узнать, что случилось с моим другом после того, как он встретил тигра? Мой знакомый решил успокоить тигра и крикнул: “Я р-р-рыбак! Ловлю р-р-рыбу.” Тигр развернулся и скрылся в лесу. Рыбак подумал: “Он, наверное, решил, что я тоже умею рычать. Ведь я произнёс слова со звуком «Р».”

Учитель: Какие слова со звуком «Р»  произнёс мой знакомый? (Рыбак, рыба.)

4) Звуковой анализ слова (рыба, рыбак)

Учитель: Сколько слогов в слове “рыба”?   Отхлопайте. (В слове рыба два слога.) 
– Сколько звуков в слове “рыба”? (4 звука.)
Учитель: Назови первый звук, второй, третий, четвёртый. Выложите при помощи букв слово.
– Сколько букв  в слове “рыба”?
Проверка.
Учитель: Сколько слогов в слове “рыбак”? Отхлопайте. (В слове рыбак  два слога.)
– Сколько звуков в слове “рыбак”? (5 звуков)
Учитель: Назови первый звук, второй, третий, четвёртый, пятый. Выложите при помощи букв слово.
– Сколько букв в слове “рыбак”?
Проверка.

Физминутка

Рыбка в озере жила, 
Рыбка к берегу плыла,
Хвостиком виляла,
Корм себе искала.
Возле берега червяк, 
Извивается – вот так,
Рыбка подплывает, 
Червяка хватает.                                                                                                          
Дернул леску рыбачек,                                                                                                       
Да сорвался червячок,                                                                                                          
Рыбка не попалась,                                                                                                         
С червячком умчалась.

5) Работа по индивидуальным карточкам.

Учитель: Рыбак наловил много рыбы, давайте посчитаем их. Считать будем  так: одна рыба, две рыбы, три рыбы, четыре рыбы, пять рыб, шесть рыб. Молодцы, ребята.

6) Упражнение на развитие мелкой моторики рук

Учитель: Посмотрите, каких рыб поймал наш рыбак. Найдите двух абсолютно одинаковых рыбок и одинаково раскрасьте их.

7) Автоматизация звука «Р» в предложении

Учитель: Составьте предложение по картинке. Дайте имя мальчику. В имени должен звучать звук «Р».

Рома ловит рыбу.

– Составьте схему этого предложения. Назовите 1-е, 2-е, 3-е слово.

Повторите  предложение. Выложите предложение из разрезной азбуки. Один ребенок работает у доски, остальные за партой.

8) Автоматизация звука «р»  в чистоговорках

Учитель: Иногда к рыбаку приходят ребятишки из соседней деревни. Тогда он с ними сочиняет разные чистоговорки.  Вот одна из них.

Ра-ра-ра – высокая гора.
Ро-ро-ро – новое перо.
Ру-ру-ру – скачет кенгуру.
Ры-ры-ры – много детворы.

Дети повторяют чистоговорку.

9) Работа по индивидуальным карточкам.

Упражнение на развитие зрительного внимания и слуховой памяти.

Учитель: Посмотрите, какие здесь слоги,  соедините их со словами, которые начинаются на эти слоги.  Молодцы, ребята.

3. Итог занятия

Учитель: Вот такая история произошла с моим другом. Рыбак сидел у костра и вспоминал удивительную встречу в лесу.

– Какой звук мы повторяли? (Мы повторяли звук «р»)
– Назовите слова, начинающиеся на звук «р»
– Вечером заучите чистоговорку.