Тема урока "Роль овощей в питании человека". 5-й класс

Разделы: Технология

Класс: 5


Класс 5.

<strong>Тип урока: комбинированный урок.

Вид урока: урок изучения новых знаний.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с пищевой ценностью овощей и их классификацией;
  • Сформировать навыки по определению качества овощей, первичной обработке и приготовлению блюд из свежих овощей;
  • Воспитывать мотивацию к учебной деятельности, прививать интерес к здоровому образу жизни, аккуратности, самостоятельности;
  • Развивать эстетический вкус при оформлении блюда.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ножи и приспособления для фигурной нарезки овощей, разделочные доски для сырых овощей, посуда и предметы сервировки стола, зелень, овощи и фрукты

Наглядные пособия: таблица “Формы нарезки овощей”, таблица “Классификация блюд”, таблица “Пищевая пирамида”, таблица “Технология приготовления салата из сырых овощей (фруктов)”.

Ход урока

1. Организационный момент:

  • Взаимное приветствие;
  • Проверка готовности учащихся к уроку;
  • Отметить отсутствующих

2. Cобщение темы и цели урока.

3. Изучение нового материала.

Растительная пища занимает ведущее место в питании большой части человечества, а для некоторых народов она является основной. Имеется много достоверных наблюдений, показывающих, что там, где в питании преобладают различные овощи и фрукты, люди меньше болеют и меньше живут. Т, кто нарушает режим питания, употребляя мало овощей и фруктов, выглядят старше своих лет, предрасположены к заболеваниям, у них снижается работоспособность, появляется вялость, раздражительность, плохое настроение.

В меню каждого человека хоть раз в день должны включаться сырые овощи и фрукты. Они обеспечивают человека жизненно важными витаминами, минеральными веществами и микроэлементами, а также создают условия для вывода из организма воды и жиров, нейтрализации вредных веществ.

Учитель спрашивает: “Какие овощи Вы выращиваете или покупаете на рынке?”. Учащиеся перечисляют: “Картофель, редис, зелень, помидоры, огурцы и т.д.”.

Учитель обобщает ответы учащихся.

Овощи можно разделить на группы (работа с учебником):

  • Корнеплоды;
  • Клубнеплоды;
  • Капуста;
  • Тыквенные;
  • Бобовые;
  • Листовые;
  • Пасленовые;
  • Луковичные.

Учитель спрашивает: “Какие блюда можно приготовить из овощей?”. Учащиеся перечисляют: “Салат, овощи можно жарить, тушить, консервировать и т.д.”.

Овощи широко используют для приготовления холодных закусок – салатов. По основному продукту салаты бывают:

  • Овощные;
  • Мясные;
  • Рыбные;
  • Фруктовые;
  • Смешанные - ассорти.

Полезнее всего салат есть перед началом приема пищи для повышения аппетита. Но прежде, чем приготовить салат, овощи необходимо подготовить.

Первичная обработка овощей включает следующие действия:

  • Овощи перебрать (подпорченные и вялые овощи не использовать);
  • Промыть под проточной водой и обдать кипяченой водой;
  • Обсушить на полотенце;
  • Нарезать.

При приготовлении нашего блюда мы должны освоить приемы нарезки овощей. Одинаково нарезанные по величине и форме овощи придают блюдам красивый вид, а украшают салаты только теми продуктами, которые в него входят.

Также мы должны запомнить правила, как можно меньше потерять витамины при приготовлении салатов из сырых овощей:

  • Не держать овощи долго в воде;
  • Резать и чистить овощи нельзя ножом из нержавеющей стали, а также нельзя готовить и хранить салат в аллюминевой и другой металлической посуде;
  • Не нарезать сырые овощи очень мелко;
  • Готовить салат, заправлять и солить непосредственно перед подачей на стол;
  • Хранить салаты в холодильнике: незаправленные – не более 12 часов, заправленные – не более 6 часов.

4. Практическая работа.

Прежде чем приступить к приготовлению салата, учитель напоминает учащимся:

  • Санитарно-гигиенические требования;
  • Проводит текущий инструктаж;
  • Делит учащихся на группы.

Учащиеся выбирают блюда для проекта, готовят посуду и рабочее место для нарезки овощей. По ходу работы учитель показывает приемы нарезки, чтоб не получить травмы. Нарезанные овощи кладут в эмалированную миску, перемешивают и заправляют. Заправленный салат укладывают горкой в салатник, оформляют подготовленными овощами и зеленью. С боку кладут столовую ложку. Сервируем стол.

Презентация блюд: учащиеся дают названия блюдам, рассказывают, из чего они приготовлены, и чем полезны.

Практическая работа завершается дегустацией, уборкой рабочих мест.

5. Закрепление изученного материала.

  • В чем заключается первичная обработка овощей?
  • Какие продукты есть без ограничения?
  • Почему при нарезке овощей нельзя использовать ножи из нержавеющей стали?
  • Почему овощи нельзя долго держать в воде?

6. Заключительная часть.

  • Подведение итога урока, необходимые замечания;
  • Оценка практической работы и устных ответов учащихся.

Домашнее задание: параграф 10, принести овощи для винегрета, объяснить понятия “цинга”, “куриная слепота”.

Презентация.

Список использованной литературы.

  1. Самсонова А.В., Квест, 1994 “Популярная кулинария. Овощные блюда”.
  2. Калаурова Д.М., Бушкова Н.В., Харвест, 2003 “Большая кулинарная книга”.
  3. Никола Грэймс, Росмэн-ПРЕСС, 2005 “Пища для ума”.
  4. Рудольф Биллер, АСТ-Пресс, 1995 “Как украсить блюда”.
  5. www.millionmenu.ru
  6. www.wikipedia.org