Тема урока "Деление с остатком. Нахождение делимого по неполному частному и остатку от деления"

Разделы: Математика


Цель: Формирование умений и навыков при делении с остатком, нахождение делимого по неполному частному и остатку от деления, применение знаний при решении задач.

Задачи:

  • Научить выполнять деление с остатком;
  • Научить находить делимое по неполному частному и остатку от деления;
  • Научить применять полученные знания и умения к решению задач;
  • Продолжить формировать грамотную математическую речь;
  • Пробудить интерес и активность к самоанализу и контролю.

Тип урока: Урок закрепления полученных знаний с применением ИКТ.

Метод обучения: Метод усвоения знаний, основанный на познавательной активности репродуктивного характера.

Структура урока:

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Ввод в урок. Сообщение о теме, форме проведения данного урока и его задачах ( 3 мин.)
  3. Устная работа (Приложение 1) (5-7 мин.)
  4. Мотивация и актуализация опорного материала с помощью решения устной задачи ( 5 мин.)
  5. Первичное закрепление, решение задач. (10-14 мин.)
  6. Проверка усвоения материала (5-7 мин.)
  7. Задание на дом (2 мин.)
  8. Подведение итогов урока с помощью наводящих вопросов и решения устных задач (5 мин.)

Ход урока

1. Собрать тетради с домашней работой. Собрать готовые проекты “Старинные способы умножения и деления”.

2. Показ презентации. Сообщение о теме, цели урока, о задачах урока, девизе урока. Девиз урока: “Деление нам служит на деле;

  • Оно нам поможет всегда.
  • Кто поровну трудности делит,
  • Разделит успехи труда”

3. Устная работа.

Устный счет – формирование вычислительных навыков у учащихся (Приложение 1). Презентация взята с сайта “Карман для математика”

2*17+33 5+5*12
3500:100+400 48-12:3
200-20*5 13*8-34:2
6*15-15*5 6*4-4:2
68:17+17*2  

Собранна картинка – ключ успеха в вычислениях.

Устная работа по повторению теоретических аспектов темы “Деление с остатком”

Назовите, какие возможны остатки при делении с остатком на 8?

Что означает, если остаток больше делителя?

Что означает, если остаток от деления ноль?

4. Мотивация и актуализация нового материала.

Задача. В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

Решение: 23:4=5 (3 ост.)

Вопросы к учащимся:

  • Сколько конфет осталось?
  • Можно ли придумать обратную задачу, в которой главный вопрос “Сколь конфет в вазе?”?
  • Назвать все компоненты в данном выражении. Что означает данное выражение?

23 = 5*4 + 3

Делимое —> неполное частное —> делитель —> остаток

  • Записать правило нахождения делимого по неполному частному и остатку от деления.

5. Первичное закрепление и решение задач.

Выполнить деление с остатком сделать проверку: 882:40

  1. 1586:15
  2. 1332:64
  3. 9763:30

Работа с учебником: № 536 устно; № 537 устно; № 538 устно; № 518

6. Проверка усвоения материала – перфокарта.

Задание Ответ на вопрос
Чему равен остаток от 57:8? 10 1 3
Чему равен остаток от 90:8? 2 11 1
Укажите остаток 1213:12 101 12 1
Укажите неполное частное 1213:12 101 11 1
Выбрать возможный остаток от деления на 6 5 7 10
Выбрать возможный остаток от деления на 3 3 2 5
Делитель 8, неполное частное 11, остаток 3. Чему равно делимое? 35 41 91
Делитель 7, неполное частное 9, остаток 6. Чему равно делимое? 69 61 51

Проверить выполнение заданий перфокарт.

Выставить отметки:

  • 8 верно выполненных заданий – “5”
  • 6-7 верно выполненных заданий – “4”
  • 5-4 верно выполненных заданий – “3”

Меньше 4 верно выполненных заданий – “2”

Обратить внимание детей на анализ допущенных ошибок.

7. Домашнее задание: № 540, 541, работа над проектом, правило.

8. Подведение итогов урока построить с помощью ответов на следующие вопросы:

  • Неизвестное число разделили на 7, получилось 7 и в остатке 2. Найдите это число. (51) Как найти это число?
  • Мама сварила варенья 17 литров. Сколько двухлитровых банок ей необходимо взять, чтобы разлить варенье? (9 банок)

Спасибо за урок!