Классный час "Будьте добрыми и человечными"

Разделы: Начальная школа


Цели. Способствовать формированию духовно-нравственных качеств: человечности, доброты, сопереживания, добросердечия, сочувствия, отзывчивости, внимания к близким людям: мамам, бабушкам, папам, дедушкам; уважения к взрослым, участия к жизни бездомных животных, милосердия.

Оборудование.

  1. Оформление классной доски: высказывания известных людей о доброте, о счастье, рисунки, фотографии. (Приложение 1).
  2. Детские рисунки на тему “Портрет доброты”. (Приложение 2).
  3. Детские сочинения на тему “Что такое добро?”, “Доброта спасёт мир”.
  4. Карточки-лепестки со словами – составляющими доброты.
  5. Солнышко с весёлой улыбкой и лучиками.
  6. Картинки: “Животные”, “Маленькие дети”, “Взрослые дети”.
  7. Фотографии: “Природа родного края”.

Ход классного часа

Учитель. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Римский философ Сенека сказал: “Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других”.

Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист несчастлив. Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжёлые жизненные испытания, остаётся один, переживает чувство отчаяния, страдает. Сейчас возрождаются понятия: доброта, милосердие, доброжелательность, внимание друг к другу.

Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.

(Ученики читают свои сочинения) Приложение 3.

Звучит песня “Дорогою добра” сл. и муз Т.и С.Никитиных

Стихи детей.

На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.

Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.

Не спасёт ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жильё.
Человек, полюби человека,
Только в этом спасенье твоё!

Учитель. Ребята! Умейте дорожить дружбой! Будьте великодушны, прощайте друзьям обиды!

Стихи детей.

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену,
Ты судом поспешным не греши.
Гнев на друга может быть мгновенным,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг и повинился,
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Звучит песня “Когда мои друзья со мной” сл.М.Танича муз. В.Шаинского.

Учитель Не часто встретишь человека, который бы никогда в жизни ни с кем не ссорился.

Послушайте советы:

  • Избегайте ссор, конфликтов, необдуманных поступков; (Ссоры вырабатывают плохие черты характера, человек становится злым, сварливым, несдержанным).
  • В споре будьте сдержанными, тактичными.
  • Никогда никого не упрекайте.
  • Если всё-таки упрёки прозвучали, и ссора состоялась – миритесь.

Звучит песня “Голубой вагон” сл.Э.Успенского муз.В.Шаинского

Стихи детей.

Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слёзы проглотил.
Пришёл домой, захлопнул двери.
Ничком свалился на кровать,
А я-то в нашу дружбу верил!
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперёк...
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?
Такую дружбу не сберёг!

Ты не сберёг мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!..
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да, это Колька – так несмело
Вошёл с поникшей головой:
- Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я такой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему – Ну что ж!
Я не сержусь: чего сердиться?
Я так и знал, что ты придёшь!

Звучит песня “Настоящий друг” из м/ф “Димка и Тимка”

Учитель. Совершая добрые дела, многие люди ожидают за них похвалы, благодарности, не получив которых, даже начинают раскаиваться в совершённом деле.

Сознание сделанного добра – высшая награда для человека. “Против всего можно устоять, но не против доброты”, - утверждал мыслитель Ж.Ж.Руссо.

Добрый, благожелательный человек умеет общаться, поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми. Стоит вспомнить мысль Экзюпери: “Самая большая роскошь – это роскошь человеческого общения”. Общаясь с другим человеком, проявляйте интерес, внимание к его проблемам, заботам. Сочувственно относитесь к его переживаниям. Благотворно влияет на многих людей похвала за добрые дела. Даже если у человека нет пока значительных успехов, полезно заметить хотя бы первые его попытки сделать что-то хорошее.

Полезно также познакомиться со своими соседями. Отношения с ними у вас должны быть добрыми, внимательными. Здоровайтесь со своими соседями, поздравляйте их с праздниками.

Стихи детей.

В светлом доме этом,
Стоквартирном нашем,
Мы порой с соседом
Не знакомы даже.
- Здравствуйте, - скажите,-
Честь нам окажите,
Сторониться бросьте
Приходите в гости!

Дружат пусть под светлым,
Мирным небосводом
И сосед с соседом,
И народ с народом.
И живут как братья,
Без войны и злости!
В гости приглашайте,
Приходите в гости!

Учитель Особо мне хотелось бы сказать об отношении к родителям. Порой дети дерзят, грубят родителям, невнимательны к ним. Это огорчает. Будьте ласковыми, добрыми, внимательными сыновьями и дочерьми. Проявляйте любовь и благодарность к тем, кто дал вам жизнь, чьи дни и ночи заполнены заботой о вас. Взрослые дети обязаны заботиться о своих родителях. В сочувствии, добросердечности, внимании нуждаются ваши бабушки и дедушки. Эти люди, давшие жизнь вашим родителям, вынесли тяжкие испытания войной, разрухой, голодом и выстояли в них.

Звучит “Песенка мамонтёнка” сл.Д.Непомнящего муз. В.Шаинского

Стихи детей

Маме верую, как чуду,
Никого роднее нет!
Что ни будет, где ни буду,
Сохранить бы добрый свет!
Не проходит путь мой прямо,
Делаю порой не то...
Поругает меня мама,
Пожалеет, как никто.

Матерью не пресвятою,
Мамой жизнь осенена.
Если что-нибудь я стою,
Всё от мамы, всё она.

Учитель читает рассказ К.Паустовского “Старый повар” (после слов “и он заиграл” звучит музыка Моцарта)

Учитель Это был гениальный австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт. Описанный эпизод из жизни композитора показывает его благородство, доброту, милосердие, проявленные к старому, умирающему человеку.

Учитель Нельзя причинять даже самого маленького страдания всему живому. Мы осуждаем тех людей, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения и даже гибель. Проявляйте, ребята, участие к бездомным животным, подкармливайте их, помогайте выжить.

Звучит песня “Не дразните собак” сл.Пляцковского муз. Е.Птичкина

Стихи детей.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Учитель. Наша русская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, любящего свою Родину. Она дарит людям радость, душевное спокойствие, здоровье. К природе надо относиться бережно, не вредить ей.

Стихи детей

Где красота – там доброта,
Их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта
На двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись
Ни светлым днём, ни днём красивым,
Ты добротою поделись!

Опять в жару горят леса,
И раскалено дышит полночь,
Опять я слышу голоса
Зверья, зовущего на помощь,
Мечущегося меж камней
В капкане бедствия лесного.

В час верной гибели своей
Оно мне всё простить готово.
И порохом пропахший век,
И смрадный от бензина ветер.
Оно кричит мне: “Человек,
Спаси! Ты можешь всё на свете!”

Учитель Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро.

Стихи детей.

Люди! Я прошу вас! Ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей,
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.

Звучит “Песенка Фунтика” (“Всех нужнее и дороже в этом мире доброта”)

Учитель Дети, скажите, что такое доброта?

(Ответы учеников)

Игра “Вырасти волшебный цветок – Доброту”

Дети по очереди читают на лепестках составляющие доброты: милосердие, чуткость, терпимость, умение общаться, умение прощать, умение сопереживать, уважение взрослых, благожелательность, умение радоваться, внимание к близким людям, внимание друг к другу, стремление помогать людям в несчастье. Всего 12 лепестков по числу детей в классе.

Лепестки устанавливают в виде цветка – ромашки. Середина цветка розового цвета, на котором написано “Доброта”.

Учитель Ещё раз перечислите составляющие доброты.

Спасибо. Даже Солнышко вам улыбается и говорит: “Молодцы”.

И всем вам даю памятку. (Приложение 4)

Наше занятие подходит к концу. Ребята, будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте людям добро и будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.

Занятие заканчивается песней “Если добрый ты” сл.М.Пляцковского муз. Б.Савельева из м/ф “День рождения кота Леопольда”

Литература

  1. Журнал “Воспитание школьников” №1 1993 г.
  2. Журнал “Современный урок” №7 2011 г.
  3. Журнал “Библиотека” №3 1991 г.
  4. К.Паустовский “Созвездие гончих псов” рассказ “Старый повар”
  5. В.Осеева “Волшебное слово” - рассказы “Бабка”, “Просто старушка”.
  6. Классные часы 3 кл. (авт.-сост.Г.П.Попова) Волгоград: Учитель, 2011 г.
  7. Яровая А.Н., Жиренко О.Е., Барнякина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия 4 кл. М: ВАКО, 2005 г.
  8. Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры (автор-составитель С.А. Шин) Ростов н/Д: изд-во “Феникс”, 2003 г.
  9. Архарова Л.И., Гребёнкина Л.К., Демидова С.Б. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. М: Центр Педагогический поиск, 2004 г.
  10. Классные часы, 5 кл. (авт-сост А.В.Давыдова) М: ВАКО, 2010 г.
  11. Газета “ПедСовет” №3 2005 г.