Социальное обслуживание семей, воспитывающих детей и подростков с ОВЗ

Разделы: Социальная педагогика


Семья в жизни каждого человека играет очень важную роль. Особенно важно осознание семьи для ребенка, личность которого еще только формируется. Для него семья – это самые близкие люди, принимающие его таким, какой он есть независимо от социального статуса состояния здоровья и индивидуальных особенностей. Это, то место, где можно решить возникшие проблемы найти помощь, понимание и сочувствие.

Для семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, важными являются такие функции, как коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная, целью которой является восстановление психофизического и социального статуса ребенка, достижение им материальной независимости и социальной адаптации. Именно в семье ребенок усваивает те или иные навыки поведения, представления о себе и других, о мире в целом. Поэтому правильное, адекватное отношение семьи к болезни ребенка, к его проблемам и трудностям – это важные факторы реабилитации растущей личности. Родителям необходима своевременная помощь в воспитании этой категории детей, в т.ч. социально-психологическая, по преодолению их отчужденности в обществе и развитию взаимопомощи среди них.

Целью работы нашего отделения является оказание детям-инвалидам, детям и подросткам с ограниченными физическими и умственными возможностями квалифицированной социально-реабилитационной помощи, а также обучение родителей (законных представителей) особенностям их воспитания и методикам реабилитации.

Основными задачами отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями являются:

– поэтапная реализация индивидуальных программ реабилитации совместно с учреждениями здравоохранения, образования, физической культуры и спорта;
– организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков;
– обучение навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;
– работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей и подростков в семье;
– оказание консультаций семьям, в том числе по вопросам предоставления им льгот и преимуществ;
– участие в организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей;
– осуществление социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов.

Направления деятельности Отделения:

– выявление несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов, нуждающихся в социальном обслуживании совместно с государственными органами (здравоохранения, социальной защиты и т.д.), общественными организациями и объединениями;
– осуществление реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с индивидуальной программой инвалида, выданной учреждениями медико-социальной экспертизы;
– содействие в организации обучения несовершеннолетних, определение оптимальной формы обучения;
– оказание несовершеннолетним и их родителям (законным представителям), попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения;
– учет несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов, нуждающихся в оказании социальных услуг, и определение необходимых им форм помощи и периодичности ее предоставления;
– осуществление медицинской, а так же иных видов деятельности, отвечающих уставным целям, но требующих специального разрешения в соответствии с действующим законодательством, на основании лицензии, выдаваемой органами, уполномоченными на проведение лицензионной деятельности;
– предоставление несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) социальных услуг, входящих в территориальный перечень гарантированных государством социальных услуг, и дополнительных социальных услуг постоянного, временного или разового характера в соответствии с порядком и условиями, установленными Правительством Мурманской области;
– организация досуга и внешкольного образования в зависимости от возраста и состояния здоровья детей и подростков;
– обучение несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения, самоконтроля, общения;
– оказание консультативной помощи родителями (законным представителям), воспитывающих несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий и адаптации детей и подростков в семье;
– оказание консультаций семьям по вопросам предоставления им льгот и преимуществ;
– привлечение государственных и негосударственных органов, организаций и учреждений, а также общественных и религиозных организаций и объединений к решению вопросов оказания социальной поддержки несовершеннолетним и их родителям (законным представителям) и координация их деятельности в этом направлении;
– поддержка семей, детей и подростков в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению сложных жизненных ситуаций;
– внедрение в практику новых форм и методов социального обслуживания в зависимости от характера нуждаемости несовершеннолетних в социальной поддержке и социально-экономических условий;
– участие в реализации мероприятий долгосрочных целевых программ;
– обеспечение дневного пребывания несовершеннолетних с ОВЗ, детей-инвалидов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников Отделения по вопросам детской и подростковой реабилитологии;
– участие в организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей;
– осуществление социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов;
– осуществление решения задач и проведение мероприятий по гражданской обороне, защите сотрудников и воспитанников в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации и Мурманской области.

Лечебно-профилактическая, противоэпидемиологическая работа в Отделении организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации, Мурманской области.

Направления деятельности Отделения могут корректироваться в зависимости от социально-экономической ситуации, нуждаемости населения в конкретных видах социальной поддержки и других факторов.

Социальные услуги оказываются Отделением бесплатно.

Основная задача по работе с родителями – реализация преемственности реабилитационных мероприятий и адаптация детей в семье.

Общепризнано, что результатом обучения и воспитания любого ребенка во многом зависит от качества взаимодействия всех структур и семьи. А если у ребенка имеются тяжелые нарушения развития, такая зависимость увеличивается многократно. Когда развитие ребенка нарушено, для оказания ему эффективной помощи необходима специальная организация всей жизни, особенно важна постоянная поддержка близких. Специалисты могут дать необходимую информацию, разрешить отдельные проблемы, но не заменят семьи.

Зачастую при поступлении ребенка в Центр, родители считают, что теперь вопросы обучения и воспитания ребенка становятся прерогативой педагогов, всецело полагаются на их компетентность. Большинство родителей отмечают нерегулярность и недостаточность занятий, проводимых с ребенком в семье, ссылаются на недостаточность своих знаний о подходах в обучении и воспитании ребенка, потребность в квалифицированной помощи.

Многие родители недостаточно четко представляют себе принципиальные положения Центра о сотрудничестве семьи и специалистов. Мы выяснили, что не только детям с нарушениями развития необходима помощь, но и самим, родителям. Считается, что переживания семьи являются особенно острыми в первое время после рождения ребенка. Однако, первые острые чувства, которые испытывают родители в форме шока, вины, горечи никогда не исчезнет совсем, они проявляются вновь в определенные периоды семейной жизни.

В ходе бесед было выяснено, что большинство родителей чувствуют себя подавленными из-за болезни сына или дочери. Они часто думают, что проблемы их детей неразрешимы, чувствуют себя одинокими и изолированными. Воспитание «особого» ребенка в семье требует от родителей больших физических и психических затрат. В связи со специфическими трудностями, семьям, воспитывающим детей с особыми нуждами, требуется психологическая поддержка, которая позволит сократить угрозу нервного истощения, укрепить уверенность родителей в себе и своем ребенке.

С учетом названных проблем семейного воспитания наш Центр организует сотрудничество с родителями по следующим направлениям: обучение и воспитание ребенка в Центре и в семье; психологическая диагностика; психологическая реабилитация и поддержка семьи; консультирование, помощь в организации занятий с ребенком дома, распространение и обмен опытом.

Раскрою содержание работы по этим направлениям. Принимая ребенка в Центр, мы выясняем, чего ждут родители, какие проблемы волнуют их больше всего, какие темы обучения и воспитания их интересуют. С этой целью при поступлении в начале каждого учебного года родители заполняют анкеты. Анкетирование показывает, что приоритетным фактором развития ребенка почти все родители считают обучение (98%), поэтому главной сферой сотрудничества специалистов и родителей является обучение и воспитание ребенка.

Для организации взаимодействия с родителями заключается договор о сотрудничестве в обучении и воспитании детей. Договор предусматривает регулярные контакты между родителями и специалистами Центра, создание для ребенка предметно-развивающей среды дома, выполнение единых подходов к воспитанию ребенка в семье и в Центре и др.

Взаимодействие в процессе реабилитационного периода предполагает участие родителей в разработке и коррекции индивидуальной программы  развития ребенка. Ключевыми моментами в составлении программ являются – диагностика возможностей ребенка на данном этапе, социальный запрос семьи и ожидаемый результат. Работа по индивидуальным программам предполагает активное участие родителей в обучении ребенка, что связано не только с постановкой определенных задач, но, прежде всего с тем, что их решение возможно лишь при условии постоянного повторения упражнений не только в группе на занятиях, но и дома.

Необходимым условием для успешного осуществления реабилитационной работы с ребенком является обучение родителей приемам и методам реабилитации. С этой целью специалисты предлагают родителям ряд методических семинаров и консультаций, даются рекомендации по использованию педагогической и методической литературы, предлагаются видеоматериалы по актуальным проблемам.

Важнейшим средством сотрудничества в процессе реабилитации детей, обучения и воспитания является регулярный обмен информацией об участии ребенка в занятиях, режимных моментах, школьных мероприятиях, о его успехах и трудностях. Кроме родительских собраний, встреч в группе и дома, телефонных переговоров, мы используем такие формы работы как беседы индивидуального характера. В этих беседах отражаются успехи в развитии ребенка, его участие в жизни группы.

Родители получают информацию по всем интересующим их вопросам. Специалистами разработан план обучения родителей методам реабилитации в семье, в соответствии с которыми, мы проводим индивидуальные и групповые консультации, педагогические часы различной направленности. Нередко приглашаются педагоги школ, медицинский персонал, представители заинтересованных организаций.

Специалистами отделения оформлена папка для родителей с различными рекомендациями по формам и методам реабилитации детей с ОВЗ. Работниками отделения изготовлены буклеты для родителей по вопросам реабилитации детей с ОВЗ. Родители являются обязательными участниками образовательно-реабилитационного процесса, принимают активное участие во всех мероприятиях группы.

Следующим важнейшим направлением в работе с семьями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями в развитии, является оказание психологической помощи. Средства и формы такой помощи у нас различны: беседы, психологические тренинги, организованное проведение досуга, участие в культурных мероприятиях. Цель – привлечь внимание родителей к самим себе, отвлечься от ребенка, избавиться от чувства вины, повышенной тревожности, эмоционально поддержать родителей, дать им возможность общения и обмена мнениями, помочь родителям обрести реалистичное отношение к ребенку и к самим себе.

Совместная работа ведется и в следующем направлении: работники отделения традиционно привлекают родителей воспитанников к участию в жизни группы и Центра, организуют работу по благоустройству помещения и участка для прогулок с воспитанниками; привлекаются родители к проведению традиционных праздников. Они готовят концертные номера со своими детьми, проявляя творческую активность, мамы, папы, бабушки и дедушки с энтузиазмом ходят на репетиции, приводят и привозят своих детей в ДК «Современник», готовят костюмы, декорации для спектаклей и концертов. Помогают взаимодействию своим детям с детьми без нарушений в развитии, способствую социализации и интеграции.

Организация работы с родителями, характер взаимодействий – весь уклад семейной жизни самым непосредственным образом влияют на самочувствие, настроение ребенка, его способность к успешной социализации в обществе.

Все специалисты отделения детей с ОВЗ строят свою работу на взаимодействии с родителями, расширяя их знания, оказывая им помощь в осознании личности ребенка.

Существует множество подходов к воспитанию и обучению детей с нарушениями развития. Важно, чтобы у родителей была возможность получить информацию о различных подходах, ознакомиться с их теоретическими основами и методиками. Ни одно направление в работе с детьми не предлагает «всесильных» способов, позволяющих изменить ход развития, «сделать» ребенка другим. Даже если сами специалисты утверждают обратное, – это не так. Однако продуманная коррекционная работа, основанная на сотрудничестве семьи со специалистами с привлечением современных психологических знаний, может дать положительные результаты, которые пойдут на пользу и семье, и ребенку.

Важно, что родители понимают отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными физическими и умственными возможностями  – это не место «отбывания» ребенка с ОВЗ, а учреждение для его реабилитации и социальной адаптации. Вовлечение родителей в реабилитационный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет социализацию ребенка с ОВЗ.