Мастер-класс "Использование заданий в тестовой форме к тексту, разработанных на основе теории и технологии Способа диалектического обучения, для развития у учащихся познавательных универсальных учебных действий"

Разделы: Начальная школа


Цель: обмен опытом по формированию универсальных учебных действий посредством применения заданий в тестовой форме, разработанных на основе теории и технологии Способа диалектического обучения.

Задачи:

  • Ознакомить участников мастер-класса с использованием на уроках заданий в тестовой форме к тексту для развития у учащихся познавательных УУД;
  • Провести рефлексивный анализ проделанной работы.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

Презентация

Этапы Деятельность педагога Время № слайда презентации
Вступительная часть В связи с переходом образования на ФГОС НОО, мы должны формировать у учащихся различные универсальные учебные действия: личностные, метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные), предметные. 3 минуты (Слайд 1 - тема)
В связи с этим, мы бы хотели поделиться с вами своим опытом по формированию универсальных учебных действий посредством применения заданий в тестовой форме к тексту, разработанных на основе теории и технологии Способа диалектического обучения. Данные задания направлены на формирование таких познавательных универсальных учебных действий, как умения ориентироваться в тексте, сравнивать предметы и объекты: находить общее и различие, группировать предметы и объекты на основе существенных признаков. Тем самым, мы учим детей осуществлять важнейшие (базовые) приёмы и операциисуществлять сравнивать, групных действий посредством применения заданий в тестовой форме разработанных на основе теории и те.

Работу с текстом можно проводить не только на уроках литературного чтения, но и на других учебных предметах. Мы предлагаем вам работу с текстом на уроке окружающего мира, при изучении раздела “Животный мир Земли”, тема “Млекопитающие”. Приложение 5. На этом уроке мы используем задания в тестовой форме не с целью проверки знаний у учащихся, а для формирования у детей умения извлекать из текста определённую информацию.

(Слайд 2 – цель)
Наша с вами деятельность будет разбита на 3 этапа:

- Индивидуальный труд (самостоятельная работа);

- Простая кооперация (работа в группах);

- Сложная кооперация (выступление одного представителя от группы).

(Слайд 3)
Заявка на оценку Поскольку любая проделанная работа, должна оцениваться, мы бы хотели ознакомить вас с заявкой на оценку.

Заявка на оценку:

  • “5” - 45-48 баллов
  • “4” - 36-44 баллов
  • “3” - 25-35 баллов

Дополнительные баллы вы заработаете за:

  • Выступление – 5 баллов;
  • Возражение – 1-3 балла.
1 минута (Слайд 4)
Индивидуальный труд Нашу с вами работу мы начнём с индивидуального труда. Перед вами лежат листы с текстом. Ваша задача внимательно прочитать данный текст, на эту работу вам отводится (2-3 минуты). (Приложение 1)

Обратите внимание, что данный тест разбит на 5 субтестов и имеет бланк для заполнения ответов. (Приложение 2)

При выполнении Субтеста №1. Осведомлённость, вы должны выбрать правильный ответ, исходя из данного текста и занести ответы в бланк. (Приложение 3)

Следующий Субтест №2. Определение понятий, здесь вы должны отметить знаком “+” правильное содержание понятия и знаком “-” - неправильное.

При выполнении заданий Субтеста № 3. Деление понятий, вам необходимо найти лишнее понятие и объясните свой выбор.

Субтест № 4. Обобщение. При выполнении заданий данного субтеста вам необходимо обобщить понятия, указав ближайшее родовое понятие.

Работая над Субтестом № 5. Аналогия, вам необходимо из трех понятий, указанных под буквами A, B, C, выписать только одно, которое находится в том же отношении, что и пара исходных понятий.

3 минуты

 

 

 

 

 

 

 

 

На выполнение данной работы отводится (13 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Простая кооперация ПРОСТАЯ КООПЕРАЦИЯ. Теперь для дальнейшей работы мы бы хотели разделить вас на группы. Обратите внимание, у вас у каждого на столе лежит прямоугольник определённого цвета.

Группа, у которой красный прямоугольник, вы обсуждаете субтест №1. Осведомлённость и готовите выступление от своей группы;

Группа, у которой зелёный прямоугольник, обсуждает субтест №2. Определение понятий;

Группа, у которой жёлтый прямоугольником, обсуждает субтест №3. Деление понятий;

Группа, у которой голубой прямоугольник, обсуждает субтест №4. Обобщение;

Группа, у которой оранжевый прямоугольник, обсуждает субтест №5. Аналогия.

В данных группах вы должны обсудить результаты выполнения одного из субтестов. После чего один представитель от каждой группы озвучит нам результат вашей совместной деятельности. Вы должны выбрать одного выступающего от группы. На работу в группах вам отводится (3 минуты).

 

 

 

 

Участники мастер – класса пересаживаются (1 минута )

 

Работа в группах не более 3 минут

 
 

 

Слайд №5

Сложная кооперация СЛОЖНАЯ КООПЕРАЦИЯ. Выступление от групп (1-5). Мы просим вас внимательно слушать выступающих и по окончанию ответа высказывать свои возражения и дополнения. За активность в работе вы получаете дополнительные баллы.

(Ключи к субтестам. Приложение 4)

Время выступления каждой группы

3 мин.

Всего15 мин.

Слайды № 6-15
Рефлексия Наша с вами работа подходит к концу, не забудьте посчитать полученные вами баллы и оценить свою деятельность.

Мы просим вас высказать ваши советы, пожелания, может быть замечания по проведению сегодняшнего мастер-класса.

Благодарим вас за работу!

(1 минута).