Урок доброты: "Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила"

Разделы: Классное руководство


Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
(пословица)

Цели:

  • познакомить детей с понятиями “благотворительность”, “меценатство” ;
  • развивать в детях такие качества. Как доброта, милосердие;
  • пробудить в детях стремление самим оказывать посильную помощь нуждающимся в ней;

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей урока

В нашем языке очень много красивых слов, добрых слов. Сегодня на уроке мы поговорим о благотворительности и меценатстве. Для кого то эти слова ещё не знакомы. Но я надеюсь, в результате нашей беседы, мы выясним, что такое благотворительность, кто такие меценаты и можем ли мы совершать благотворительные поступки.

Милосердие и доброта... в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро. Может быть, именно поэтому еще в старой азбуке буквы алфавита обозначались самым близкими человеку словами:

З – “земля”,

Л – “люди”,

М – “мысль”,

Д – “добро”.

Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро!

- В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.
(С.Островой)

В каждом из нас есть солнце. Это солнце – доброта.

- Как вы понимаете слово “доброта”

Доброта, способность чувствовать радость и боль другого человека, как свою личную, чувство милосердия в конечном итоге делают человека – Человеком.

В толковом словаре С.И.Ожегова даётся толкование слова “доброта” - этот, душевное расположение к людям, стремление сделать добро другим.

- Что такое добро?

Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,.... Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.

- А что есть зло?

Это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война...

- Добрый человек – это тот, кто

  • любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.
  • любит природу и бережет ее.
  • вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим
  • любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Если хочешь протянуть руку помощи,
Но не можешь
Пожелай человеку добра в пути
Добрым словом ты также поможешь.

-В старину добрые дела называли “благими” , тогда как же можно объяснить значение такого слова, как благотворительность? Благо творить или добро делать.

- Да кто-то помогает добрым словом, а кто – то имея большие материальные возможности, тратит личные средства на благо всех людей - таких людей называют меценатами.

Можно назвать множество имен, которые известны своей благотворительностью.

Зарождение благотворительности в Киевской Руси связывается с принятием христианства. Киевский князь Владимир . В течение многих веков церковь и монастыри оказывали помощь старым, убогим и больным.

Сам князь Владимир служил для народа образцом сострадания и был “истинным отцом бедных”. “Будьте отцами сирот; не оставляйте сильным губить слабых; не оставляйте больных без помощи”.

История российского государства хранит свидетельства благотворительных деяний представителей таких знатных аристократических семей, как Шереметьевы, таких купцов и заводчиков, как Третьяков, Бахрушин, Солдатенков. И по сей день служат людям построенные в конце XIX века на деньги московского купечества больничные здания клиник

В нашем городе тоже были купцы, славившиеся своей благотворительностью – это купцы Стерлядкин, Козлов.

В настоящее время создаются благотворительные фонды и организации, которые приходят на помощь тем, кто в ней нуждается.

Благотворительностью может заниматься один человек, или целые группы людей. Очень часто артисты дают благотворительные концерты, спектакли, средства от которых идут в интернаты для инвалидов, детские дома, дома престарелых.

Ребята, а мы с вами можем оказывать какую –либо благотворительную помощь?

-На протяжении двух лет у нас появилась возможность выезжать с небольшими выступлениями в “Дом ветеранов труда” . Вы видели там больных и одиноких людей, которые с добротой и лаской встречают каждое ваше выступление;

-посещение детского сада с выступлением кукольного театра;

- изготовление новогодних игрушек для детского сада;

- помощь в уборке парка около школы;

и таких дел мы можем перечислять ещё очень много.

Добрые дела совершать не сложно. Никогда не закрывайте свою душу для добрых дел, будьте готовыми всегда помочь в трудную минуту любому человеку.

- Но как бы нас жизнь ни ломала,
В ней некое есть волшебство...
Хороших людей слишком мало.
И все – таки их большинство.
Стань добрым волшебником
Ну-ка попробуй
Тут хитрости вовсе не нужно особой
Понять и исполнить желание другого
Одно удовольствие, честное слово.

- Не забывайте, что настоящий волшебник должен быть мудрым. В заключении я хотела бы вам прочитать одну известную, восточную притчу.

“Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить.

Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”.

Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?”

Но мудрец ответил: “Все в твоих руках...”

- Действительно все в наших руках. Добро сотворенное нашими руками принесет чудо и нужно быть мудрым и не остаться в стороне.

Не стой в стороне равнодушным
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

3. Подведение итогов урока.

- С какими новыми словами мы познакомились на уроке?

- Что такое благотворительность?

- Кто такие меценаты?

- Как вы понимаете слова пословицы, с которой я начала урок?

Ребята, перед вами солнце – благотворительность, мы должны дорисовать лучики – качества человека, который занимается благотворительностью и меценатством.

(по высказываниям детей дорисовываются лучики – доброта. Милосердие, сострадание. благородство, внимание к ближнему и др.