Интегрированный урок (физика + математика). Реализация школьной программы "Зеленая аптека"

Разделы: Математика, Физика


Урок проводится после изучения раздела “Молекулярная физика”.

Тип урока: урок повторения и закрепления.

Цель: решение текстовых задач практического направления в рамках программы школы “Зеленая аптека”, подготовки к ЕГЭ по физике и математике.

Задачи:

  • Сделать учение осмысленным, показать ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями.
  • Совершенствовать навыки общения, самоконтроля.
  • Развивать умения анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы.
  • Развивать внимательность, кратковременную память.

Универсальные учебные действия на уроке

Личностные УУД Коммуникативные УУД
Самоопределение (мотивация учения).

Смыслообразование (“какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него).

Нравственно-этического оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей).

Планирование (определение цели).

Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске информации).

Познавательные УУД Регулятивные УУД
Общеучебные:

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- использование знаково-символических обозначений;

- моделирование.

Логические:

- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

- подведение под понятие;

-установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Раздаточный материал: Бланк ответов и Бланк рефлексии (Приложение 1), задания №1- 7 (Приложение 2).

План урока

I.. Организационный момент- 2-3 мин.

I.I.. Определение, цели и задач урока - 5 мин.

I I I.. Актуализация знаний – 1-2 мин.

IV. Выполнение заданий стандартного и реконструктивно-вариативного типов – 29 мин.

V. Контроль сформированности умений и навыков - 4 мин.

VI.. Заключение. Домашнее задание - 3 мин.

Ход урока

I. Организационный момент - 2-3 мин.

Учитель: Каждый класс нашей школы принимает участие в реализации программы “Зеленая аптека”. Какие математические задачи нужно решать при выполнении этой программы? Какие физические явления нужно учитывать при выполнении этой программы?

Предполагаемые ответы:

- Будет ли прибыль?

- Закупка семян, упаковочного материала, цена продажи лекарственных трав и т.д.

- Как сушить траву?

На все вопросы за один урок не ответить, начнем хотя бы с сушки лекарственных трав.

II. Определение темы, цели и задач урока - 5 мин.

Какие математические задачи нужно решать при сушке лекарственных трав? Какие физические явления нужно учитывать при этом?

Предполагаемые ответы:

- Сколько получится сухой травы из свежего сырья?

- Как лучше сушить траву?

Учитель: Какую цель урока поставим?

Предполагаемый ответ записывается на открытой части классной доски и в тетрадях учеников: решение математических и физических задач при сушке лекарственных трав.

Учитель: Какие задачи будем решать на уроке.

Предполагаемые ответы записываются на доске и в тетрадях учеников:

- Что собой представляет процесс сушки?

- Сколько получится сухой травы из свежего сырья? ...

Учитель:

- При сушке травы какое физическое явление наблюдается?

Ответ: Испарение.

Учитель:

В каком учебном предмете мы изучаем явление испарение? В каком разделе?

Учитель: Тема урока “Реализация школьной программы “Зеленая аптека” с использованием...>> записана не полностью. Предстоит её записать до конца.

Открывается вторая часть классной доски. На классной доске записана тема урока “Реализация школьной программы “Зеленая аптека” с использованием...”. Доска вертикальной чертой разделена на 2 части.

В первой половине записывается “Математика”, во второй - “Молекулярная физика”. Под словом “Молекулярная физика” записывается “Испарение”.

Цель урока: решение математических и физических задач при сушке лекарственных трав.

В течение урока необходимо будет заполнять Бланк ваших ответов:

Бланк ответов

Фамилия, имя_________________

Каждый математический знак в отдельной клетке.

  Ответы Балл
Задание № 1 (определение испарения)                  
Задание № 2 (мини текст)                  
Задание № 3 (выпадет ли роса)                  
Задание № 4 (температура воздуха)                  
Задание № 6 (задача о количестве сухой травы)                  
Задание № 7 (стоимость набора семян)                  

При оценивании:

  • 1 балл - верно выполнил задание
  • 0 баллов - не верно выполнил задание
  • “5”, если 7 баллов
  • “4”, если 5-6 баллов
  • “3”, если 3-4 балла
  • “2”, если менее 3 баллов

III. Актуализация знаний – 1- 2 мин.

Учитель: Как лучше поступить, найти и прочитать статью “Как сушить травы” и делать так, как там написано или проанализировать её на основе математических, физических и других знаний?

IV. Выполнение заданий стандартного и реконструктивно-вариативного типов – 29 мин.

Учитель: Какое явление называют испарением?

Задание № 1

Определите верное определение испарения и ответ занесите в Бланк ответов:

1) Испарение – это процесс, при котором с поверхности жидкости или твердого тела вылетают частицы (молекулы, атомы), кинетическая энергия которых превышает потенциальную энергию их связи с остальными частицами вещества.

2) Испарение – это процесс, при котором по всему объему жидкости или твердого тела вылетают частицы (молекулы, атомы), кинетическая энергия которых превышает потенциальную энергию их связи с остальными частицами вещества.

3) Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

Учитель: Объясните, почему вы выбрали такой ответ.

Задание № 2

Вставьте в текст слова, чтобы получилось верное высказывание и ответ занесите в Бланк ответов:

При испарении с поверхности жидкости вылетают наиболее (медленные, быстрые) частицы, обладающие (минимальной, максимальной) кинетической энергией. В результате происходит (уменьшение, увеличение) средней кинетической энергии оставшихся частиц. Поэтому процесс испарения сопровождается (охлаждением, нагреванием) жидкости, если только при этом нет подвода тепла из окружающей среды.

1) медленные... минимальной... уменьшение... охлаждением.

2) быстрые... максимальной... увеличение... нагреванием.

3) быстрые... максимальной... уменьшение... охлаждением.

4) быстрые...... минимальной... уменьшение... охлаждением.

Справедливы ли данные рассуждения для твердых веществ? Почему? Прочитайте их для твердых тел. Выяснили, что такое сушка.

Учитель: Собирать травы нужно в сухую погоду, можно утром. Если не будет росы. Решите следующие две задачи в рабочих тетрадях, а ответ запишите в Бланке ответов.

Задание № 3

Выпадет ли роса, если вечером температура была 16 0 С при относительной влажности 55 %, а ночью температура упала до 8 0 С? Давление насыщенного водяного пара при 8 0 С равна 1,06 кПа.

1) выпадет;

2) не выпадет;

3) не хватает данных;

4) зависит от температуры почвы.

Задание № 4

Относительная влажность воздуха при температуре 250С равна 60 %. До какой температуры следует охладить воздух, чтобы началось выпадение росы?

1) 15 2) 16 3) 17 4) 18

Учитель: Вторая задача: Как лучше сушить? От каких причин зависит скорость испарения? Объясните их с точки зрения МКТ.

Предполагаемый ответ: Скорость испарения зависит от рода жидкости, происходит при любой температуре, но чем выше температура, тем быстрее испарение, от площади поверхности, от ветра.

Учитель: Задание № 5

Прочитайте текст и проанализируйте его с точки зрения выше сказанного о скорости испарения.

Сушка — один из важнейших процессов заготовки сырья, который преобразует свежие растительные органы исходных растений в растительное лекарственное сырье. Сырье считается высушенным правильно в том случае, если оно в значительной мере сохранит свой первоначальный цвет. Хотя этот способ оценки и кажется примитивным, он в большинстве случаев позволяет достаточно точно судить о качестве сырья. Сушка — это простейший процесс консервирования, при котором из растений или их частей удаляется влага, причем исключается возможность протекания процессов разложения.

Лекарственное сырье сушат в закрытых помещениях с хорошей вентиляцией, раскладывая его на стеллажах из редкой нержавеющей сетки или с натянутой прочной текстильной неплотной тканью. Нет необходимости подчеркивать, что в сушилках нужно соблюдать максимальную чистоту, не допускать пыли и исключить возможность доступа в них домашних животных и мышей. Сушка должна проводиться быстро, сырье во время сушки не перемешивают, чтобы оно не ломалось. При сушке на стеллажах сырье раскладывают тонким слоем, чтобы оно не прело и чтобы ускорить сушку. Некоторые травы связывают в пучки и сушат подвешенными.

Одним из наиболее важных требований к сушке является постоянный отток увлажненного воздуха и приток сухого. Для этого необходимо обеспечить хорошую вентиляцию. Длительность сушки зависит от характера сырья (от количества, находящейся в нем влаги) и от температуры сушки. Цветки и листья высыхают быстрее, чем трава. Дольше всего сохнут корни, корневища и клубни. Окончание сушки определяют по следующим признакам: корни, корневища, кора, стебли при сгибании ломаются; листья, цветки и соцветия растираются в порошок.

От правильности выбора температуры сушки зависит качество высушенного сырья. При сушке под действием естественного тепла в тени и при хорошей вентиляции обычно получают наиболее качественное сырьё. При сушке в сушилках нужно выбирать такую температуру, чтобы сырье после сушки было качественным и сохраняло максимальное содержание активных веществ. Некоторые активные вещества при высокой температуре разлагаются или улетучиваются. Поэтому эфиромасличные растения необходимо сушить при температуре ниже 40°С, так как эфирное масло при более высокой температуре легко улетучивается и его содержание в сырье существенно уменьшается. Лекарственные растения, содержащие кардиотонические гликозиды, следует сушить при температуре не более 50°С. При более высокой температуре сушки сокращается количество активных гликозидов.

Хранить высушенное сырье лучше всего в стеклянных банках с хорошо притертыми крышками, в многослойной, бумажной таре, в картонных коробках или жестяных банках в сухом, темном месте при относительно низких температурах до 18°С.

В среднем сырье не должно храниться более 2 лет, имеются исключения, требующие еще более коротких сроков хранения. Иные растения хранят дольше.

Учитель: Сушить нужно быстро. Это значит повышать температуру или ...?

Учитель: Решить следующую задачу: Сколько получится сухой травы из свежего сырья? Поможет следующая информация: нормальная влажность сухой травы не должна превышать 10-18 %, влажность отдельных частей свежескошенной травы составляет от 40 до 95 %. Сформируйте математическую задачу.

Предполагаемый ответ: Определите: сколько сухой травы получим из 3 кг свежей травы, влажность которой 50 %, при относительной влажности 12 % сухой травы? (Задание № 6)

Учитель: Решите эту задачу в тетради и ответ занесите в Бланк ответов.

Учитель: Влажные травы хранить опасно: развиваются гнилостные бактерии и грибки, вызывающие самосогревание травы. Появление плесени и гниение. Как узнать: при какой относительной влажности воздуха нужно хранить травы?

Предполагаемый ответ: Посмотреть на упаковочную коробку, в Интернете.

Учитель: С помощью каких приборов можно определить относительную влажность воздуха?

Предполагаемый ответ: Психрометр.

Учитель: Можно ли с помощью психрометра определить влажность травы? Найдите способ на основе того, что влажность - это процентное содержание воды в веществе.

Предполагаемый ответ: Для этого нужно взвесить траву до и после высушивания. Отношение разности показаний весов до и после высушивания к весу сырого продукта, умноженное на 100%, и составляет процентное содержание испарившейся влаги в траве, т. е. оставшееся процентное содержание воды в сухой траве можно отсюда найти.

Можно ли с помощью психрометра измерить влажность травы? Быстро влажность травы можно измерить с помощью анализатора влажности сена, травы, силоса – прибора, основанного на электроемкостном методе измерения. При вашем желании о нем можем поговорить при изучении темы “Конденсаторы”.

V. Контроль сформированности умений и навыков – 4 мин.

Учитель: Сдайте бланки ответов, которые сейчас будут проверены, когда вы будете решать следуюшую задачу (устно или письменно). За эту задачу можете получить балл, за активное участие на уроке - дополнительный балл, подумайте, кто его может получить.

Задание № 7

В таблице указаны цены на семена лекарственных трав в некоторых магазинах г. Чернушка. Определите, в каком из этих магазинов окажется самым дешевым следующий набор семян: 2 пакетика мелиссы, 3 пакетика мяты, 4 пакетика календулы. Сколько денег нужно будет за него заплатить?

Наименование товара “Садовод”
(цены в руб.)
“Цветы”
(цены в руб.)
“Дачник”
(цены в руб.)
Мята перечная 7 7 6
Петрушка 10 11 10
Укроп 8 8 8
Мелисса 10 11 11
Календула 5 6 6
Лук пырей 12 11 12

VI. Заключение. Домашнее задание - 3 мин.

Учитель:

- Чтобы взяться за какое-то дело, что нужно...? Сегодня в этом нам помогли математика и физика? Как вы думаете: достиг ли цели урока?

В какой степени каждый из вас достиг умений решать задачи к данному моменту, думаю, показал Бланк ответов, а что вы можете (это не оценивалось в Бланке ответов, но что также важно в современном мире) и чего вы хотели бы узнать по этой теме, запишите в следующем бланке:

Бланк рефлексии
Фамилия, имя_______________________(можно и не указывать)

  да* нет*
Понял, что знания по математике и физике нужны при выполнении программы “Зелёная аптека”    
Могу:    
Ставить учебные цели    
Составлять учебные вопросы    
Находить ответы на вопросы    
Составлять план своих действий    
Контролировать свои действия    
Хочу научиться (напиши в произвольной форме)
Хочу узнать(напиши в произвольной форме)

Поставь цифру от 1 до 3

  • “1”, если мог(ла) делать на протяжении всего урока
  • “2”, если мог(ла) делать на некоторых этапах урока
  • “3”, если не мог(ла) делать на протяжении всего урока

Итоговая отметка (оценка ваших знаний к данному уроку) - после того, как вы выберите домашнее задание.

Домашнее задание:

1) Составьте задачу по покупке семян почтой (минимальный заказ) в трёх фирмах, учтя все расходы (пересылка, стоимость семян, стоимость формирования заказа, 10% сверх стоимости наложенного платежа за услуги почты, 25% страховая надбавка от стоимости товара).

2) Тест (Вариант № 6, стр. 84-85) [2].

Объявление оценок за урок.

  Ответы Балл
Задание № 1 (определение испарения) 1                    
Задание № 2 (мини текст) 3                    
Задание № 3 (выпадет ли роса) 2                    
Задание № 4 (температура воздуха) 2                    
Задание № 6 (задача о количестве сухой травы) 1 2 , 5              
Задание № 7 (стоимость набора семян) 6 1                  

Литература.

  1. Домашние разносолы /Сост: Н .А. Сливинская, Н. И. Огнева. – Алма-Ата: Кайнар,1993.-416 с.
  2. Монастырский Л. М. Богатин А. С. Физика. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ. Базовый и повышенный уровни. 10-11 классы.- Ростов–на-Дону: Легион - М, 2011. - 320с.
  3. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.- М.: Дрофа, 2007.
  4. Физика: Учеб. для 10 кл. шк. и кл. с углубл. изучением физики / О.Ф. Кабардин, В.А. Орлов, Э.Е. Эвенчик и др.; под ред. А.А. Пинского. - М.: Просвещение, 2002.-415 с.