Внеклассное мероприятие по обществознанию по теме "Поговорим о правах и обязанностях ребенка". 5-й класс

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5


Цель: сформировать представление учащихся о правах и обязанностях ребенка.

Задачи:

  1. Организовать работу в группах, парах для совместной деятельности.
  2. Изучить фрагменты законов о правах ребенка.
  3. Использовать жизненный опыт учащихся 5-го класса.

Дидактическое оснащение мероприятия:

  • Мультимедийная презентация по теме мероприятия;
  • Подборка статей из документов по правам ребенка;
  • Лист с изображением «Дерева прав и обязанностей детей»;
  • Стикеры двух цветов.

План мероприятия

  1. Введение. Целеполагание.
  2. Документы о правах ребенка.
  3. Какие обязанности есть у детей.
  4. Рефлексия по итогам мероприятия.

Ход мероприятия

Этап мероприятия Действия учителя Действия учащихся
1. Введение. Целеполагание
Знакомит с темой мероприятия, обращает внимание на понятия, которые будут на нем звучать. (слайд 2)
Предлагает определить, кого принято называть ребенком, что такое права и обязанности.
Определяют, что ребенок – это человек от рождения до 18 лет. Права – то, что делать можно, разрешено. Обязанности – то, что делать нужно, требования.
Организует работу в группах для определения, почему у ребенка должны быть права. Для этого предлагает группам оценить суждения (Приложение 1) и выбрать из три самых главных суждения, отвечающие на поставленный вопрос (слайд 3)
После завершения работы групп предлагает представить выбранные суждения, организует их сравнение и оценку.
Работают в группах (можно сделать по колонкам) , читают и оценивают суждения, выбирают те, которые наиболее точно отвечают на вопрос «Почему у ребенка должны быть права».
После завершения работы каждая группа представляет выбранные ею суждения.
Совместно с учителем оценивают получившийся список суждений, делают вывод.
Организует целеполагание с участие детей.
Подводит учащихся к мысли о неразрывности прав и обязанностей в жизни взрослых и детей.
Участвуют в постановке цели мероприятия
2. Документы о правах ребенка Использую мультимедийную презентацию, знакомит учащихся с документами о правах ребенка. (вводится понятие международные и внутренние законы, даются названия документов, даты их принятия»)
(слайд 4)
Слушают, смотрят слайды презентации, запоминают информацию.
Организует работу в парах по следующему плану:
· Изучить статьи из закона о правах ребенка(слайд 5), (Приложение 2);
· Кратко сформулировать право ребенка;
· Записать его на цветной стикер;
· Быть готовым выйти к доске и представить свою работу: назвать закон и права ребенка.
Работают в парах (как обычно сидят на уроках), изучают статьи законов, формулируют и кратко записывают право ребенка.
Организует представление работы каждой пары: готовит на доске лист бумаги с изображением дерева с ветками, но без листьев (Приложение 3).
Выходят к доске, называют закон, из которого читали статьи, право ребенка и прикрепляют на ветки дерева стикер с названным правом.
Итогом коллективной работы становится дерево с листьями одного цвета, на которых написаны права детей.
3. Какие обязанности есть у детей Активизирует знания детей о том, что такое обязанности, распределяет детей в три группы для выполнения задания (слайд 6):
· Написать обязанности ребенка школьного возраста на уроке;
· Написать обязанности ребенка школьного возраста во время перемены;
· Написать обязанности детей школьного возраста по дому.
После выполнения задания организует представление каждой группой результатов своей работы.
Работают в трех группах (можно разделить по колонкам), обсуждают свое задание, кратко записывают на цветных стикерах 2-3 обязанности, которые определены заданием. Готовятся их представить классу.
После завершения работы выходят к доске и рассказывают о тех обязанностях, которые, по их мнению, имеет ребенок в различных ситуациях. На дерево прикрепляют стикеры с названиями обязанностей.
Итогом коллективной работы получается дерево со стикерами двух цветов: на одних – права ребенка, на других – его обязанности. (Приложение 3)
4. Рефлексия по итогам мероприятия Организует беседу о взаимосвязи прав и обязанностей в жизни как взрослого, так и ребенка.
Используя прием «продолжи фразу»
(слайд 7)
Участвуют в беседе о взаимосвязи прав и обязанностей.
Составляют продолжения для фраз, заданных на слайде, готовят вопросы учителю по теме мероприятия
Подведение итогов мероприятия, выводы о значимости темы разговора для жизни школьника.

Источники:

  1. Конституция РФ
  2. Семейный кодекс РФ
  3. Конвенция прав ребенка
  4. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений
  5. www.consultant.ru/popular/family/20_14.html

Приложения.