Взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков школы-интерната

Разделы: Школьная психологическая служба


Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в подростковой среде, вызывают озабоченность педагогов и психологов. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей и подростков компьютерными играми агрессивного содержания. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным подросткам приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Агрессия является одним из частых способов решения проблем у подростков, возникающих в сложных ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Агрессивными способами преодоления трудностей могут быть как прямо направленные на цель поведенческие акты, так и символические действия. Существенно, что агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, далеко не всегда адекватны ситуации.

Количество обращений педагогов, родителей к психологу из-за агрессивного поведения, конфликтов среди учащихся определили необходимость проведения исследования по данной проблеме.

Цель исследования: выявить взаимосвязь форм проявления агрессии и ценностных ориентаций старших подростков и разработать систему занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии.

Объектом исследования являются агрессия и ценностные ориентации старших подростков школы-интерната.

Предметом исследования выступает взаимосвязь форм агрессии и ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что старшим подросткам с различными формами агрессии характерны определенные ценности.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

  1. Провести теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
  2. Организовать и провести исследование по изучению форм агрессии и ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната
  3. Провести анализ связи сформированности ценностных ориентаций и форм агрессии старших подростков школы-интерната.
  4. Разработать систему занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков школы-интерната.

При рассмотрении состояния исследуемой проблемы использовались такие методы, как:

  1. Теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по теме исследования.
  2. Психодиагностические методы: опросник Басса-Дарки, методика М.Рокича «Ценностные ориентации».
  3. Констатирующий эксперимент.
  4. Количественно-качественный анализ результатов исследования.
  5. Моделирование.

Методологическую и теоретическую основу составили: Теория универсального содержания и структуры ценностей С.Шварца и У.Билски. Теория Басса-Дарки о формах агрессии. Результаты по исследованиям агрессии подростков С.А.Беличевой и Л.М.Семенюк.

Надежность и достоверность подтверждаются адекватностью выбранных методов и методик, определением методологического аппарата исследования.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования и разработанная система занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии могут быть использованы в практической деятельности школьного психолога, классных руководителей старших классов для формирования механизмов саморегуляции старших подростков.

База исследования: Муниципальное казённое учреждение образовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (общего) полного образования», учащиеся 8 -х классов.

Предпринятый мною теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показал, что можно выделить 4 группы подростков относительно формирования у них определенных ценностей и форм агрессии:

  1. подростки с устойчивым комплексом примитивных потребностей, имеющие деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому времяпровождению. В их поведении преобладает физическая агрессия.
  2. подростки с деформированными потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов. Стремление к применению физической агрессии проявляется у них ситуативно.
  3. подростки, у которых конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отличающиеся односторонностью интересов. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессия.
  4. подростки, отличающиеся слабо деформированными потребностями при отсутствии определенных интересов. В их поведении преобладают вербальная агрессия и негативизм.

Проведённый теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил подготовить и провести эмпирическое исследование, направленное на выявление форм агрессии и ценностных ориентаций старших подростков. В исследовании принимали участие 25 обучающихся 8-х классов МКУОШИ «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования». Результаты исследования отражены в таблицах и диаграммах (Приложение 1).

Выводы: наиболее характерным способом выражения своей агрессии для исследуемой группы старших подростков являются физическая, вербальная и косвенная агрессия. Соответственно данным формам проявления агрессии характерны 24%, 16% старших подростков. 12% старших подростков школы-интерната проявляют свою агрессию через обиду. Наименее распространенными для данной группы являются такие формы агрессии как раздражительность (8%), негативизм (8%), подозрительность (4%) и чувство вины (4%).

Исследование ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната проводилось с помощью методики изучения ценностных ориентаций М.Рокича. Результаты исследования: наиболее предпочитаемыми для старших подростков школы – интерната являются следующие ценности: здоровье (20%), наличие хороших и верных друзей (16%), обеспеченная жизнь (16%), любовь (12%).

Распределение ценностных ориентаций старших подростков данной выборки наглядно представлено в диаграмме 2 (Приложение 1).

Данную иерархию ценностей можно разделить на три группы:

  • общечеловеческие ценности личного счастья (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь)
  • ценности социального взаимодействия (интересная работа, наличие хороших и верных друзей, уважение окружающих)
  • материальные ценности (обеспеченная жизнь; жизнь, полная удовольствий, материальная независимость)

По итогам констатирующего эксперимента нами были выявлены группы учащихся относительно склонных к проявлению тех или иных видов агрессии и соответственно, следуя логике нашей работы, мы установили и те ценности, характерные данной группе старших подростков.

Распределение ценностных ориентаций в зависимости от форм агрессии старших подростков отражено в таблице 4 (Приложение 1).

Как видно из таблицы 4 для старших подростков, склонных к физической и вербальной агрессии значимыми являются общечеловеческие и материальные ценности. Ценности социального взаимодействия предпочтительны для старших подростков с такими формами агрессии как косвенная агрессия, обидчивость, подозрительность, чувство вины.

Проведенное эмпирическое исследование по выявлению форм агрессии и ценностных ориентаций у старших подростков, позволило констатировать следующее:

  • Для 48% старших подростков школы-интерната, склонных к физической и вербальной агрессии, значимыми являются общечеловеческие и материальные ценности. Ценности социального взаимодействия предпочтительны для старших подростков с такими формами агрессии как косвенная агрессия, обидчивость, подозрительность, чувство вины (36% учащихся). Старшие подростки школы-интерната, которые склонны к раздражительности и негативизму (16%) считают значимыми общечеловеческие ценности (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь).

Полученные эмпирические данные обусловили необходимость создания системы занятий по формированию ценностных ориентаций у старших подростков с разными формами агрессии.

Выводы:

  1. Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими людьми.
  2. Общечеловеческие ценности личного счастья (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь) и ценности социального взаимодействия (интересная работа, наличие верных друзей, уважение окружающих и т.д.) играют очень важную роль в структуре ценностных ориентаций старших подростков школы-интерната.
  3. Для старших подростков школы-интерната, склонных к физической и вербальной агрессии, значимыми являются общечеловеческие и материальные ценности. Ценности социального взаимодействия (интересная работа, наличие верных друзей, уважение окружающих и т.д.) предпочтительны для старших подростков с такими формами агрессии как косвенная агрессия, обидчивость, подозрительность, чувство вины. Старшие подростки школы-интерната, которые к склонны к раздражительности и негативизму считают значимыми общечеловеческие ценности (здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь).
  4. Воздействуя на формирование ценностных ориентаций, мы повышаем уровень рефлексии подростков, обучаем конструктивным формам общения, приемам осознанного выбора. Психологи на групповых занятиях также имеют возможность влиять на снижение агрессивных форм поведения путем развития эмоциональной устойчивости подростков к стрессовым ситуациям; способствовать развитию навыков общения, его жизненных ориентаций и ценностей; обучать и соизмерять свои жизненные цели с социумом, помогать саморазвитию личностного мировоззрения и самосознания подростков.