Интегрированное занятие "Осеннее путешествие" для детей средней группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: учить слышать изобразительность музыки.

Задачи:

  • развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, развивать музыкальное мышление детей;
  • углублять представление детей об изобразительных возможностях музыки: различать звукоподражаниям некоторым явлениям природы (капели, шума ветра, шороха листьев), выражения настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года;
  • раскрывать возможности отдельных выразительных средств в создании образа.

Ход занятия

(Под произведение «Утро» Э.Грига дети входят в зал)

Музыкальный руководитель:

Осень, осень наступила,
Нет и дней тех жарких.
Все она позолотила
И сады и порки.
Каждый листик стал похож на маленькое солнышко,
А, собрав большой букет.
Осень шлет нам всем

Все: ПРИВЕТ!

Привет и вам, мои друзья.
Нашей встречи рада я

– Сегодня я хочу вам предложить прогуляться в осенний лес. Вы согласны?

Дети: ДА!

Музыкальный руководитель: Дорога туда будет длинная, вы не устанете?

Дети: НЕТ!

Музыкальный руководитель: Ну, тогда, в путь.

Возьмем с собой своих друзей,
И в путь отправимся скорей.

Музыкально-ритмическая композиция: «Мы едем, едем, едем…» (муз. М. Старокадомского).

Музыкальный руководитель:

Путь наш был не близок, не далек,
Отдохнем немного, мой дружок.

(Дети садятся на коврик)

И послушаем лесные голоса:
Птиц не слышно, где ж они?

Дети: Улетели в теплые края.

Музыкальный руководитель:

Только ветер шумит и листочки срывает,
Как это чудо все называют?

Дети: Листопад!

Музыкальный руководитель: Правильно! Давайте изобразим и мы с вами шум ветра.

Дидактическая игра Шуршик (звучит «Осень» Г. Свиридова)

Музыкальный руководитель: А еще осенью часто идут дожди.

Детское игровое творчество: шум ветра ( с помощью пакетиков).

Музыкальный руководитель: Сейчас вы, ребята с помощью пакетиков что изображали?

Дети: Шуршанье листьев.

Музыкальный руководитель: Очень было похоже. А шуршали вы под музыку, которая тоже изображала листопад, шум ветра и шуршание листвы под ногами. Произведение так и называется «Осень» композитора Г.Свиридова.

Воспит: А наши ребята знают еще некоторые приметы осени приметы осени?

Музыкальный руководитель: Да? Ну и какие?

Дети: Осенью птицы улетают на юг, желтеют листья и падают на землю.

Осенью хмурые и дождливые дни.

Музыкальный руководитель: Молодцы. Сейчас я вам дам прослушать отрывок одного произведения, послушайте внимательно и скажите мне – какую осеннюю примету нам изобразит музыка?

Слушают «Дождик» (муз. Г.Свиридова).

Дети: Изображает дождик.

Музыкальный руководитель: Правильно. Произведение так и называется «Дождик» композитора Г.Свиридова. А каким инструментом можно изобразить дождик.

Дети: Колокольчиком.

Музыкальный руководитель: А почему?

Дети: Он такой же звонкий, как капли дождя.

Музыкальный руководитель: А давайте вместе с музыкой изобразим дождь.

Детское игровое творчество: шум дождя (с помощью колокольчиков)

Музыкальный руководитель: Вот какая у нас осень: с шумным ветром, листопадом и дождями. Но еще осень бывает другая, когда называют ее

Дети: ЗОЛОТАЯ!

Музыкальный руководитель: Вот какая у нас осень с дождями и листопадом. Песню про осень мы знаем, друзья?

Дети: ДА!

Музыкальный руководитель: Давайте все дружно споем мы тогда.

Песня «Осень в золотой косынке…», муз. Н.Бобковой.

(садятся на стулья)

Музыкальный руководитель:

В осеннем лесу много интересного:
Живут в нем разные зверушки:
Ежи, медведи, белки-резвушки.
А вот под елкою живет старый Гном,
Давайте заглянем мы в его дом.

(Выходит Гном.)

– Здравствуй, старый добрый Гном.

Гном: Здравствуйте, ребята! Зачем вы ко мне пожаловали?

Музыкальный руководитель: Полюбоваться осенним лесом и поиграть с тобой.

Гном:

Ну, тогда начнем играть –
Будем шишки собирать.

«Игра с Гномом» (муз. Л. Старченко).
(в конце игры дети собирают шишки в корзинку)

Гном:

Спасибо вам за шишки,
Они пригодятся холодной зимой,
Согреют мой домик зимней порой.
Осенью все звери в лесу готовятся к зиме.
А вы знаете, как они это делают?
Что делает белочка?

Дети: Делает на зиму запасы: сушит ягоды, собирает шишки.

Медведь готовится к зимней спячке.
Заяц меняет шубку с серой на белую.

Гном: Правильно. Молодцы! И я тоже готовлюсь к зиме, делают на зиму запасы,

Собираю грибы. А вы мне поможете грибочки собрать?

– ДА!

Принесу корзинку я тогда.

(Воспитатель выносит мольберт с нарисованной корзиной)

АППЛИКАЦИЯ

(Под музыку дети выполняют аппликацию: приклеивают грибочки на нарисованную корзину.)

Гном: Вот спасибо вам, дорогие ребята за грибы. За это я вас хочу отблагодарить и осенними дарами вас наградить. Вот вам яблочки, кушайте на здоровье.

Дети: Спасибо!

Музыкальный руководитель: Спасибо тебе, добрый Гном, за угощенье.

Гном: На здоровье. Я прощаюсь с вами, до свиданья.

Дети: До свиданья!

(Гном уходит)

Музыкальный руководитель: Вот такое у нас с вами получилось увлекательное путешествие в осенний лес, где мы встретились с кем?

Дети: С Гномом.

Музыкальный руководитель: Что он вам подарил?

Дети: Яблочки.

Музыкальный руководитель: А вы что ему помогли набрать?

Дети: Грибочки.

Музыкальный руководитель: А еще мы с вами слушали музыку леса, какую?

Дети: Шум ветра и капель дождя.

Музыкальный руководитель: Правильно! На этом и я с вами прощаюсь. До новых встреч. До свиданья.

Дети: До свиданья!

(Под музыку дети уходят из зала)