Занятие по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста "Встреча с гномами"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  • Учить детей выражать эмоции радости, злости, страха различными способами: вербально, мимикой, движениями, в рисунке, лепке.
  • Развивать у детей способность понимать свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей.
  • Учить принимать себя в различных эмоциональных состояниях.
  • Помочь в преодолении негативных переживаний, снятие страхов, снижение агрессии, ослабление тревожности.
  • Снять психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы.
  • Развивать умение сопереживать другим, взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми и взрослыми в различных ситуациях общения.

Оборудование и материалы:

Ширма – домик; оформление для полянки: цветы, деревья, пещера; игрушки на конусной основе – гномы:Весельчак, Ворчун, Трусишка; магнитофон; аудиокассеты с записями веселой музыки, музыки для релаксации; ларец; “изумруд”; бумажные колпачки белого цвета по количеству детей; гуашь; кисточки; стаканчики с водой; пластилин; доски для лепки; сухие веточки, иголочки сосны и ели; игрушка собачка.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Давайте начнем нашу встречу с игры “Паровозик с именем” (настроить детей на совместную работу). Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда “паровоз будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: “Та-ня, Та-ня...” Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Сашу. Теперь он будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану его вагончиком, положу руки ему на плечи и вместе с ним буду повторять его имя ... Поехали!

И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.

Мы приехали на нашем поезде на солнечную полянку. Ой!

- А чей же это домик такой маленький? Кто может жить в нем?

Да, вы правы, наверное, в нем живут гномы.

Звучит веселая музыка, появляется гном Весельчак.

Здесь и далее от лица гномов говорит воспитатель.

Гном Весельчак Здравствуйте, ребята! Меня зовут Весельчак. Я очень рад вас видеть!

И вообще я всегда бываю веселым и радостным.

А вам бывает радостно?

Что вас может обрадовать?

Я очень хочу поделиться с вами своим радостным настроением. У меня есть волшебный изумруд. Волшебство его заключается в том, что всякий, кто возьмет его в руки, от красоты и сияния камня становится веселым и радостным.

Весельчак достает ларец и открывает его. В ларце лежит “изумруд”, на его гранях слабо приклеены кусочки серой бумаги.

Ой! Как же так?! Мой волшебный изумруд стал обычным серым камнем. Наверное, он потерял свою волшебную силу.

И это потому, что я давно о нем не вспоминал.

Воспитатель Весельчак, наверное, твой волшебный изумруд потратил много сил, даря радость людям. Может быть теперь мы сможем ему как-то помочь?

Гном Весельчак Мой изумруд начинает излучать свой свет, если все вокруг него относятся друг к другу с любовью и говорят ласковые, добрые слова. Я знаю игру “Ласковые слова”. А игра эта вот какая: каждый, у кого окажется изумруд, говорит соседу что-то приятное, например, о том, что ему нравится в нем, что в нем хорошего, и передает ему изумруд. И так каждый, к кому придет волшебный камень. Поиграем?

Весельчак первым начинает игру, передавая изумруд по кругу. После обращает внимание детей на то, что серая оболочка на изумруде раскрывается (отрываются кусочки бумаги) и появляется яркий зеленый минерал. Затем дети все вместе на ладонях, соединенных в центре круга, поднимают изумруд над головой и любуются его красотой, выражают радость с помощью мимики.

Как здорово! Вы снова подарили волшебный свет моему изумруду. У меня тоже есть для вас сюрприз. Я принес волшебные колпаки. Пока они все одинаковые. Но если вы раскрасите их в такие цвета, которые дарят радостное настроение, то сможете превратиться в таких же веселых гномов, как я.

Дети раскрашивают колпаки. Звучит веселая музыка, все танцуют в колпачках.

До чего же весело с вами, ребята, но мне пора возвращаться на работу в горы. До свидания.

Гном Весельчак уходит.

Раздается ворчание.

Воспитатель Ребята, мне кажется, в домике кто-то есть. Посмотрим?

Достает гнома.

Да это же Ворчун. Но, кажется, с ним что-то произошло.

Гном Ворчун Я поссорился с Весельчаком.

Воспитатель Вы что-то не поделили?

Гном Ворчун Да нет. Просто Весельчак меня сегодня злил. Он проснулся рано и начал горланить свои песенки, ну и разбудил меня. Я разозлился, но ничего не сказал, а потянул одеяло на голову. Тогда он подошел и начал щекотать меня за пятки. Ой, как мне было неприятно. Уф! Я и тут смолчал. Но когда он подошел ко мне и начал трясти за плечи, тут я выскочил из-под одеяла и стукнул его прямо в нос, а он меня в ухо ...

Воспитатель Вот в чем дело! Ты старался побороть свою злость, а она все росла и росла. Знаешь, мне кажется, что иногда все мы бываем злыми.

Ребята, бывает такое, что вы злитесь на что-то или на кого-то?

Как это с вами происходит?

Какое у вас при этом лицо?

Как вы двигаетесь?

Представьте себе, что ваша злость – живое существо. Какая она, на кого похожа?

Давайте вылепим свою злость такой, какой мы ее представляем. Выберите пластилин, подходящего для злости цвета. Можно использовать палочки и иголочки.

Дети лепят.

Вот оказывается, какой бывает злость. Я предлагаю нашим фигуркам пообщаться. И даже позлиться друг на друга.

- Как мы можем выразить свою злость?

Правильно, потопать; покричать; сказать о том, что нас злит; постучать обо что-то; еще мы можем нарисовать то, что нас злит и порвать или сделать из рисунка самолетик и запустить далеко-далеко.

Гном Ворчун Ура! Моя злость исчезла!

 Воспитатель Оказывается, иногда если нас что-то злит, можно сразу сказать или показать, что нам не нравится, вместо того, чтобы скрывать и сдерживать свою злость. Когда мы даем возможность нашему раздражению выйти наружу, оно незаметно исчезает. Но выпустить злость надо так, чтобы никого не обидеть.

Гном Ворчун Я понял! Наверное, если бы я тогда сразу сказал Весельчаку, как мне неприятно и как меня злит то, что он так громко поет и будит меня, да еще и щекочет, моя злость не стала бы такой огромной, и, может, нам удалось бы обойтись без драки. Вот оказывается в чем дело! Пока, ребята. Спасибо за помощь.

Побегу помирюсь с Весельчаком.

Воспитатель Ребята, послушайте, какие странные звуки раздаются.

Доносятся испуганные звуки: Ой, как страшно! Ой, боюсь!

Как же мы теперь будем жить в лесу?

Воспитатель Ребята, да это же гном Трусишка. Что с тобой случилось?

Гном Трусишка В нашем лесу происходит что-то ужасное. Сегодня утром появилось страшное, громадное чудище-зверюга. Оно зубастое, оно клыкастое, страшное, лохматое, огромное! Оно все время рычит, кричит, фыркает.

Воспитатель Ой, ребята, как страшно. Расскажи нам, где живет это чудище?

Гном Трусишка . Она такая огромная, лохматая, черная, страшная тень

Вон в той пещере. Если взглянуть вон туда, то можно увидеть его

Дети наблюдают за тенью (на одной из стен пещеры, оборудованной как ширма теневого театра, двигается большая лохматая тень, напоминающая какое-то непонятное существо) и высказывают свои предположения о том, кто спрятался в пещере.

Воспитатель Похоже, что в этой пещере и правда завелось какое-то чудище зверюга. Что же нам делать? Неужели мы так и будем сидеть и дрожать от страха? Как же нам узнать, кто на самом деле спрятался в пещере? Может быть, мы все вместе пойдем и посмотрим, кто там прячется внутри.

Воспитатель предлагает желающим детям, взявшись за руки, подойти на цыпочках к пещере, приговаривая при этом:

Мы найдем тебя, зверюга,

И тебе придется туго.

Воспитатель Ой, посмотрите, какое здесь чудище!

Достает щенка.

Оказывается, не так страшен страх, как о нем рассказывают.

А вам было страшно, когда вы не знали, кто на самом деле спрятался в пещере?

Что вас испугало?

Оказывается, со страшным можно познакомиться и даже подружиться, если узнать какое оно на самом деле. А если страшно одному, можно позвать своих друзей, и тогда будет не так страшно.

А вы хотите подружиться с нашим щенком, которого мы все боялись?

Щенок

Кто со мною не знаком,
Пусть зовет меня щенком!
У меня веселый нрав!
Мы подружимся! Гав – гав!

Воспитатель Давайте вместе со щенком поиграем в игру “Волшебный сон”, лягте на ковер, руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны (Воспитатель помогает детям принять соответствующую позу).

Сейчас, когда я начну читать стихи, и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза, и начнется игра “Волшебный сон”. Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте. Закончится игра тогда, когда я громко скажу: “Всем открыть глаза и встать!”

Воспитатель по ходу чтения поглаживает различные части тела детей, помогая расслабиться.

Внимание ... наступает “Волшебный сон”

Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем...
Сном волшебным засыпаем...
Дышится легко...ровно...глубоко...
Наши руки отдыхают...
Ноги тоже отдыхают...
Отдыхают...засыпают...
Шея не напряжена,
А рас – сла – а – аб – ле – на ...
Губы чуть приоткрываются...
Всё чудесно расслабляется...
Дышится легко...ровно...глубоко...
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело...
Греет солнышко сейчас
Ноги теплые у нас...
Дышится легко...ровно...глубоко...
Губы теплые и вялые,
Но нисколько не усталые...
Нам понятно, что такое...
Состояние покоя...

Долгая пауза (до конца медленной музыки). Начинает звучать бодрая, веселая музыка.

Дети продолжают лежать с закрытыми глазами.

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали...
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!

А теперь пора возвращаться домой. Попрощайтесь со щенком.

Занимайте места в поезде. Поехали!