Образовательный литературный проект "Необычайное слово Юрия Коваля"

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня падает интерес к чтению хорошей художественной литературы. Взрослых беспокоит отношение детей и подростков к книгам, к слову, к своей речи. Почему сегодня взрослые пытаются вернуть привычку ежедневного чтения тех книг, на которых выросли они сами? Эти книги не стареют. Хотя многое уже совсем не так в наше время, сила и красота их слова не утрачена. Нам даже кажется, что, и сейчас, их слово и они сами где-то впереди нас. У авторов этих книг (многих уже нет на свете) появляются новые читатели, которые хотят понять и почувствовать силу и красоту слова. Пусть их, может быть, немного, но они откликаются на такое слово. Своим проектом мы хотели бы показать, как важно чтение таких книг. Ведь Юрий Иосифович Коваль, оказывается, надеялся на нас, будущих своих читателей, верил, что мы сохраним красоту и силу Слова. (Еще при жизни, писатель давал такое интервью).

Цель проекта: заключалась в том, чтобы пробудить интерес к автору и его произведениям; показать художественное своеобразие прозы писателя; воспитывать вкус к хорошему слогу и яркому неожиданному образу.

Задачи проекта:

- знакомство с творчеством Ю.И.Коваля;

- развитие речи и раскрытие особенностей слова Ю.Коваля;

- развитие творческого потенциала учащихся;

- расширение лексического запаса слов;

- формирование навыков самостоятельной работы с книгой как источником содержательного и занимательного проведения досуга;

- развитие творческих и коммуникативных способностей, логического мышления.

Участники проекта: учащиеся 4 класса.

Этапы и сроки проведения: 2 учебных года.

1 этап: погружение в работу (чтение произведений писателя “Воробьиное озеро”, “Полынные сказки”, “Приключения Васи Куролесова”, “Недопесок, Наполеон третий”, знакомство с его биографией; появление интереса к языку произведений Ю.Коваля; принятие, уточнение цели и задачи).

2 этап: организация деятельности (планирование работы, разбивка на группы и распределение ролей в группах; выбор формы и способы представления информации).

3этап: осуществление деятельности (художественное чтение рассказов Ю.Коваля в классе, в параллельных классах, обсуждения книг писателя, работа над текстом - поиск значения новых слов, эпитетов, метафор, сравнений, опрос и анкетирование среди одноклассников, проведение викторины, создание приглашения на обсуждение творчества Ю.Коваля (Приложение 1), создание рисунков по книгам Ю.Коваля, написание отзыва о прочитанных книгах писателя (Приложение 2), создание и демонстрация в параллельных классах презентации о творчестве писателя (активная группа, см. Презентация 3), проведение анкетирования среди одноклассников “Слово о Ковале” и анализ его результатов для практического подтверждения основной мысли автора “ мой читатель возрождается с каждым поколением”. (Приложение 3), инсценировка отрывков из произведений Ю.Коваля “Сказка о колокольных братьях” и “Недопесок” (выступление с этими номерами перед 2-3 классами); Конечный результат работы - создание и проведение устного журнала “С улыбкой на лице и с книгой у сердца” (Приложение 4. Презентация 1).

4 этап: Защита проекта (создание презентации 2), демонстрация следующих навыков: понимание проблемы, умение установить цели и задачи. Самооценка результатов деятельности:

Рефлексия.

  1. Я узнал о традициях и истории нашего государства и значение новых слов.
  2. Я стал больше размышлять над своими поступками и поступками товарищей.
  3. Я понял, что могу понять красоту не только окружающей меня природы, но и красоту сказанного доброго слова. Ведь только добрые слова красивые.
  4. Мне понравилось вчитываться в текст и открывать для себя новые обороты, необычные выражения….
  5. Меня удивило, как просто можно говорить о серьезном….
  6. У меня получилось… я неплохо нарисовал…
  7. Я приобрёл новых книжных друзей, благодаря Юрию Иосифовичу….
  8. Мне захотелось прочитать другие произведения Ю.И.Коваля

5 этап. Участие в Московском литературном фестивале “Книга собирает друзей”.