Тема урока: "Понятие о систематике растений". 6-й класс

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели урока:

  1. образовательная: формирование знаний о систематике растений, ее значении, систематических группах растений;
  2. развивающая: развитие умений – интеллектуальных, коммуникативных, информационных, рефлексивных;
  3. воспитательная: ответственное отношение к учебной деятельности, признание ценности знаний для саморазвития, воспитание трудолюбия.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

(деятельность учителя, деятельность учащихся – в рабочем листе)

Этап

Деятельностьучителя

Время

1. Организационный

Приветствует, проверяет готовность, настраивает на продуктивную работу, интересуется: как ваше настроение, самочувствие? Если хорошее, значит есть залог для успешного сотрудничества. Не забывайте о способах сохранения здоровья – правильная осанка, расстояние от глаз до рабочего стола.

1 мин

2. Домашнее задание

Напоминает уже записанное д/з, интересуется, есть ли вопросы у учеников: «Хочу напомнить вам д/з на следующий урок, оно у вас уже записано – обязательное: учить определения, таксоны растений; творческое по выбору – сообщение или мини-сборник «Занимательно о водорослях».

2 мин

3. Актуализация знаний

Предлагает выполнить задания по выбору в парах, провести взаимооценку: «Для успешного усвоения нового материала, предлагаю вам принять участие во взаимоконтроле изученного материала. Возьмите «Задание для проверки знаний», выберите задание в паре – устное или письменное, выполните его, оцените друг друга  проверки в этот лист и свои «Рабочие листы», определите уровень вашей подготовки.» (Собирает работы). (Приложение 1)

По результатам вашей работы у меня два вопроса:

  1. На какие группы вы разделили организмы в задании А?
  2. Сформулируйте понятие «система», приведите примеры систем».

5 мин

4. Целеполагание

Просит определить цель, определить цель,  дополняет цели  учащихся, поясняет их: «Итак, система – целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Системы окружают нас повсюду – вся биосфера Земли, планеты, любой школьный учебник – система знаний по предмету, деревообрабатывающий станок, швейная  машина, сама школа – система. Части системы объединены  по общим признакам. На Земле 500 тысяч видов растений и разобраться в нем поможет только система, вернее – систематика – специальная наука.  По словам ученого К.Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос.».

Попробуйте сформулировать  цель урока в виде  вопроса: выяснить, почему…(дети формулируют цель, учитель дополняет их). Определили цель, работаем на ее достижение.

2 мин

5. Изучение нового и закрепление материала

Знакомит с планом работы на уроке, предлагает  индивидуально выбрать задание, выполнить  его самостоятельно или с классом, слушая сообщения товарищей, не забывать о самооценке, можно задавать вопросы учителю и товарищам: «Обратимся к рабочему листу – вашему помощнику на уроке, здесь описание всех ваших действий, задания по всем этапам урока, место для самооценки. (Приложение 2)

1. Систематика и ее роль.

На Земле  огромное разнообразие растений до 500 тысяч видов, многие имеют народные названия, которые в каждой стране звучат по-своему. Чтобы избежать путаницы, ученые дали всем растениям латинские названия, понятные во всем мире. Хотя некоторым растениям

Чтобы разобраться во многообразии растений , ученые создали специальную науку – систематику. (Приложение 3)

Сразу поясню – классификация – распределение на группы на основании сходства и родства. Данная наука  имеет многовековую историю. Попытки распределить организмы в группы были еще в Древней Греции – Аристотель впервые пытался делить организмы на группы. В средние века английский ученый Джон Рей  выяснил ряд свойств видов растений. Особую роль в развитии данной науки сыграл шведский ученый 18 века Карл Линней.

2. Роль Карла Линнея в развитии систематики.

Не только  великий талантливый ученый, но и человек удивительно интересной судьбы.

Я хочу передать слово вашим одноклассникам – Маше и Насте, которые сегодня подготовили сообщения «Биография Карла Линнея» и «Научные труды Карла Линнея». А вам предлагаю слушать, выполнять задания, задавать вопросы.

После сообщения вопрос Маше: Ккакие качества личности ученого обеспечили ему всемирное признание? Спасибо! Не забудь сдать лист самооценки сообщения.

Вопрос Насте: С какой целью ты готовила сообщение? Спасибо. Не забудь сдать лист самооценки сообщения.

3. Таксоны.

Для установления сходства и родства, для определения связей  между растениями в систематике введены  таксоны – специальные систематические группы растений (или единицы).

Каждый таксон имеет свои признаки: в отделы растения объединяются на основании  наличия органов – генеративных и вегетативных, в класс0 по числу семядолей, типу корневой системы, в семейство – на основании строения цветка и типа плода, но изучаем позднее  ( не забывайте выполнять заданий  в рабочем листе).

4. Вид – основная единица систематики.

Основной единицей систематики  является вид. Разберем и запомним понятие, мы будем использовать его и далее, изучая курс биологии. Итак, вид – группа особей (организмов) – главные слова, признаки данной группы особей:

1) сходных по строению и жизнедеятельности;

2) способных скрещиваться;

3) занимающих свой ареал.

Очень часто  видовое название говорит о местообитании растения или  отражает фамилию ученого, открывшего его.

Линней ввел в науку бинарные (двойные) названия: первое слово – существительное – отражает принадлежность к роду,  второе слово – прилагательное – отражает отличие данного вида. Но эти слова употребляются вместе.

Вывод: таким образом, распределение растений по систематическим группам  помогает понять сходство, родство и различия.

25 мин

6. Обобщение

Проводит коллективное обсуждение итоговой схемы, предлагает сделать вывод. «А сейчас, узнав новое,  вернемся к проблемному вопросу: как  объяснить слова Линнея: «Без систематики в биологии был бы хаос?» (показать определитель растений).

Изученная тема – опора для изучения основных отделов растений, положительный учебный опыт поможет вам  успешно понять новое.

1 мин

7. Подведение итогов, рефлексия

Просит подсчитать баллы, определить отметку, высказать мнение учащихся об уроке через рефлексию.

4 мин

Источники информации:

  1. Учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. – М, «Вентана-Граф», 2004
  2. Т.В. Зарудняя. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс. Поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко.– Волгоград, «Учитель», 2007
  3. Е.Н. Дмитров. Познавательные задачи по ботанике и их  решения.– Тула, «Арктоус», 1997
  4. Уроки биологии с применением информационных технологий. 6 класс. Методическое пособие с электронным приложением/ авт-сост. С.Н.Лебедев – М, «Глобус», 2009
  5. Биология: ботаника, 6 класс. Книга для учителя.– М, «Первое сентября», 2002
  6. Компакт-диск «Открытая биология 6»