Из опыта работы социального педагога в реабилитационном центре для несовершеннолетних

Разделы: Социальная педагогика


В 1999 году вступил в действие закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Это создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

Территориальные социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних выполняют широкие социальные функции. Они направлены на обеспечение сохранности жизни детей, их безопасности от внешних угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему экстренной помощи. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями Центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации, поддерживает усилия семей, проявляющие готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми и его семьей.

Выполнение Центром многоплановых функций, расширение спектра услуг, оказываемых детям и семьям, обуславливает необходимость взаимодействия с различными структурами: комиссией по делам несовершеннолетних, органами опеки и попечительства, органами социальной защиты, образования, здравоохранения, органами внутренних дел, службы занятости населения и др. В зависимости от того, как складывается это взаимодействие, во многом зависит продуктивность их деятельности.

Социально-реабилитационные центры (в структуру которых входят приюты) позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе родную семью.

Состав несовершеннолетних в социально-реабилитационных центрах весьма сложен:

  • подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;· подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
  • почти у всех детей выявлены различные хронические заболевания;
  • многие дети нигде не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен опыт жизни в семье);
  • у многих детей отмечена задержка психического развития.

Естественно, что социальные и психологические проблемы проявляются у детей в разной степени и в различных формах. Соответственно и реабилитация проводится индивидуально для каждого ребенка.

Но даже самый хороший приют – это лишь временное место пребывания ребенка, поэтому одна из главных задач социальной помощи ребенку – устройство его дальнейшей судьбы. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью, но это возможно лишь при соответствующей работе с родителями и детьми.

Социальный педагог изучает условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным педагогом дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Пожалуй, это самое сложное направление деятельности центра – работа с семьей.

Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем. Любое кризисное состояние, вызванное внешними обстоятельствами (безработицей, бедностью, алкоголизацией и др.) порождает не только социальную, но и личностную дезадаптацию, всякого рода невротические протесты и ожесточение, психологический дискомфорт не только самих родителей, но и детей. В этом случае социальный педагог выступает своеобразным посредником между родителями и детьми, находящимся в примерно одинаковой ситуации – острого кризиса, стресса, дискомфорта – и нуждающимися, поэтому в помощи многих специалистов. И основная задача социального педагога – помочь членам семьи осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, активизировать все имеющиеся ресурсы для решения данной проблемы посредством организации эффективной модели социально-реабилитационной работы. Критерием эффективности здесь принято считать степень реабилитации членов семьи, т.е. восстановление прежних способностей к трудовой деятельности, возвращение в общество.

Вместе с тем и безнадзорность детей продолжает оставаться одной из наиболее тревожных проблем современного российского общества. Дети из асоциальных семей, лишенные средств к существованию, нередко вовлекаются в нерегламентированные и криминальные сферы деятельности, связанные с риском для здоровья, негативно влияющие на их психологическое и социальное развитие; они становятся участниками наихудших форм занятости: работа на улице, проституция и порнографический бизнес, торговля табачной, алкогольной продукцией и т.д.

При наличии общих тенденций проблема детской беспризорности особенно остро стоит в крупных городах страны, которые становятся центрами обитания беспризорных детей, прибывших из разных регионов. По оценкам экспертов, в пределах Москвы обитают примерно 28 тыс. несовершеннолетних мигрантов.

В течение последних двух лет федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации приняты кардинальные меры по решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В результате проведенных социально-реабилитационными учреждениями мер по социально-психологической реабилитации и преодолению трудной жизненной ситуации в семье примерно каждый четвертый ребенок возвращается в родную семью.

Восстановление семейных и социальных связей ребенка, его жизнеустройство и благополучие являются основными целями деятельности специализированных учреждений.

Нехватка внимания и заботы зачастую приводит к задержкам физического и психического развития, которые, как правило, обнаруживаются в момент поступления ребенка в школу.

В этих случаях обычно оказывается, что ребенок не готов начать обучение в школе. Кроме того, многие дети из неблагополучных семей в силу разных причин не начинают обучение в школе вовремя. Иногда это связано с отсутствием необходимых документов (прописки, документов на ребенка и др.), иногда – с нежеланием ребенка посещать школу (родители не настаивают), иногда родителям просто “не до ребенка”. Часто при начале обучения впервые определяются задержки в интеллектуальном развитии, преимущественно вызванные социально-педагогической запущенностью.

Если ребенок поступает в школу позже обычного возраста, он подвергается насмешкам детей, в кругу сверстников начинает остро чувствовать материальное неблагополучие своей семьи, что не способствует его адаптации к школьной жизни. При более благоприятных обстоятельствах ребенок начинает учиться вовремя, но зачастую его все равно ожидают трудности:
– ему трудно усваивать учебный материал в связи с невысоким уровнем общего развития или неврологическими проблемами;
– он физически ослаблен и часто пропускает занятия по болезни;
– его дразнят за внешний вид (плохая одежда, неприятный запах и т.п.);
– его ругают за плохое поведение (трудности самоконтроля, двигательная расторможенность, повышенная утомляемость от занятий и др.);
– он не пользуется поддержкой учителя;
– его наказывают дома за плохие отметки и за вызовы родителей в школу;
– он начинает прогуливать уроки;
– в связи с неуспеваемостью его могут оставить на второй год либо перевести в коррекционный класс.

Все перечисленные трудности способствуют тому, что он будет чувствовать себя в школе несостоятельным и частично или полностью “выпадет” из процесса обучения. У ребенка формируется стойкий негативизм к школе и любому обучению вообще. Как правило, снова возникает вопрос об интеллектуальной полноценности ребенка, о возможности его обучения. Хроническое чувство неуспешности и отвращение к школе приводят к тому, что в качестве альтернативного варианта у ребенка остается пребывание дома или в уличной компании.

При психологическом обследовании в этих случаях выявляется определенная структура интеллекта. Общий показатель интеллекта соответствует либо низкой норме, либо пограничной умственной отсталости. Невербальный интеллект при этом может быть хорошо развитым, а в структуре вербального интеллекта выявляется недостаточность общих знаний, словарного запаса и плохая ориентированность в социальных вопросах.

Социально-педагогическая запущенность является одним из видов неправильного обращения с ребенком, в частности, многими авторами она квалифицируется как – пренебрежение нуждами ребенка, непредставление ему возможностей развиваться, получать образование.

При этом если дети, пострадавшие от других видов насилия (физического, сексуального), вызывают сочувствие окружающих, то дети с социально-педагогической запущенностью, как правило, отвергаются, их часто ругают, над ними смеются и т.п., что способствует снижению и без того невысокой самооценки и еще больше обостряет школьные проблемы.

Помощь таким детям оказывать очень трудно в силу переплетенности разных проблем: сформированного у ребенка недоверия к окружающим, нарушенной мотивации к продуктивной деятельности и привычного чувства своей несостоятельности.

Дети всегда страдают, если кто-то из родителей пьет. В том случае, если алкоголем злоупотребляют оба родителя, жизнь детей превращается в сплошной кошмар. Именно в семьях, где родитель или родители пьют, дети больше всего страдают от различного рода насилия, прежде всего – психологического.

Чаще всего пьющим родителем оказывается отец. Даже при наличии заботливой и любящей матери дети в таких семьях испытывают недостаток эмоционального тепла. Мать вынуждена тратить большую часть эмоциональных и физических сил на то, чтобы защитить детей от пьющего мужа и поддерживать материальное благополучие семьи. Это приводит к тому, что дети и их эмоциональные проблемы оказываются на периферии семьи. Таким детям часто приходится играть недетскую роль – защищать мать, контролировать отца. Они становятся свидетелями бытового насилия, часто испытывают на себе физическое и психологическое давление со стороны отца.

Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно ни происходило, “выпадают” из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

Они часто оказываются не способны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.

Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.

Настроение и спокойствие всех членов семьи может долгое время определяться тем, в каком состоянии находится отец.

Еще более тяжелым становится положение детей, если пьет мать. Отцы часто оказываются неспособными в таких случаях заботиться о детях и, как правило, не выдерживают и уходят из семьи. Большинство детей, попадающих в приюты при живых родителях, – это дети, у которых матери страдают алкоголизмом.

Дети из семей, где родители пьют, имеют множество негативных переживаний: страх перед отцом, когда он пьяный; беспокойство за мать, если отец конфликтует с ней в нетрезвом состоянии; стыд и необходимость скрывать перед другими пьянство отца или матери; неуверенность в исполнении ими обещаний, даже если они касаются серьезных вопросов (забрать из школы, купить учебники и т.п.).

Отношения с родителями-алкоголиками лишены стабильности и безопасности. Пьющий родитель может за один и тот же поступок в одном случае избить ребенка, в другом – проигнорировать, в третьем – спровоцировать ребенка на тот же поступок. Перепады настроения родителей, связанные с их самочувствием и степенью их опьянения, приводят то к вспышкам агрессии, направленной, в том числе на ребенка, то к бурным переживаниям собственной виновности и попыткам “стать хорошей матерью (отцом)”.

В ответ на двойственность и внутреннюю конфликтность поведения родителя у ребенка формируется сложное амбивалентное отношение к матери (отцу): он ее (его) любит, боится, ненавидит, не понимает; привязан – и хочет уйти, заботится – и готов ударить и т.п. Одновременно складывается подобное отношение к окружающему миру в целом.

Если оба родителя пьют, то они практически всегда оказываются не в состоянии выполнять свои родительские обязанности.

Весь быт “алкогольных” семей непредсказуем. Родители то устраиваются на работу, то подолгу не работают. При хронической бедности иногда появляются достаточно приличные деньги, которые быстро и не по делу тратятся. Несмотря на то, что дети постоянно недоедают и не имеют элементарных вещей, у родителей всегда находятся средства на выпивку.

Атмосфера в этих семьях в большинстве случаев чрезвычайно конфликтная: скандалы, ссоры, побои... Воспитание осуществляется почти исключительно в форме наказаний (прежде всего физических), При этом, как уже отмечалось, требования, предъявляемые ребенку, непоследовательны и противоречивы.

Зачастую такие родители любят своих детей и в принципе привязаны к ним. Но даже если родитель время от времени проявляет теплые чувства по отношению к ребенку, непоследовательность и непредсказуемость этих проявлений не позволяют ребенку почувствовать, что он любим, сформировать базовое чувство защищенности.

Большинство детей, о которых плохо заботятся и нуждами которых пренебрегают, – это дети, родители которых злоупотребляют алкоголем. В целом жизнь ребенка в такой семье, превращается в непрерывную цепь насилия и жестокого обращения, которая часто впоследствии воспроизводится ребенком на протяжении всей его жизни. Несмотря на описанные трудности существования в семье с пьющим родителем, многим детям удается преодолеть семейные обстоятельства, получить образование и профессию и стать нормальными заботливыми родителями. В то же время значительная часть детей из подобных семей во взрослом возрасте сами начинают злоупотреблять алкоголем. В семьях женщин, отцы которых злоупотребляли алкоголем, чаще встречаются и пьющие мужья.

Многие дети ненавидят алкоголизм своих родителей и стыдятся этого. Они затрачивают много усилий, чтобы компенсировать проблемы в семье. Такие дети часто хорошо учатся, отличаются примерным поведением и повышенной социальной нормативностью, однако, если механизм гиперкомпенсации дает сбой, они перестают справляться с трудностями и могут тоже начать злоупотреблять алкоголем.

Таким образом, алкоголизм родителей является значимым фактором жестокого обращения с ребенком, и его наличие требует внимательного отношения к положению ребенка в целях оказания ему своевременной помощи. Как и при недостаточности заботы о ребенке и пренебрежении его нуждами, такая работа не может быть ограничена лишь решением актуальных проблем ребенка. Она должна включать в себя широкий спектр реабилитационных мероприятий, в которых существенное место занимает проблема формирования доверия к окружающему миру и адекватной самооценки ребенка.

“Лицом к лицу”.

Ребенок и домашние обязанности.

Ситуация 1. Мои воспитанники – школьники. Домашние обязанности между ними распределены, но время от времени возникают трения по поводу мытья посуды. Несколько вечеров подряд замечаю, что посуда остается немытой. Первое мое замечание “что-то посуда не помыта...” оставлено детьми без внимания, второе, более конкретное, “дежурным надо домывать посуду” – проигнорировано. А когда в третий раз посуда осталась грязной, то я предложила: “Раз посуда не моется, ужинать, наверное, не будем, потому что другую посуду испачкаем, а мыть некому...” В ответ – задумчивое молчание...

При повторении ситуации обязательно сдержу слово, и только в этом случае будет положительный эффект. А ссориться зачем?

Комментарий специалиста. Домашние обязанности потому и названы обязанностями, что выполнять их особенно никому не хочется. Для детей (особенно приемных) очень важно, чтобы обязанности были распределены “по справедливости”, чтобы они сами принимали участие в их распределении или перераспределении, чтобы планирование заданий происходило каждый день (детям, как, впрочем, и взрослым свойственно забывать то, что им не хочется делать). Положительные действия ребенка должны получить подкрепление (вымыл посуду – получи талон, похвалу или еще что-нибудь), отрицательные (не вымыл посуду) не должны быть проигнорированы. Обратная связь от родителей должна последовать сразу. Оставив три раза незамеченной невымытую посуду, родители рискуют закрепить у детей подобное поведение. После этого приходится вступать в конфликт, пугать отменой ужина (для детей, наголодавшихся еще в утробе матери, еда играет большую роль в жизни). Тем более что дети быстро забывают о том, что они не сделали, и отстраненное наказание воспринимают только как плохое отношение к ним приемной матери, а не как стимул к действию.

Ситуация 2. Меня удручает неряшливость, неаккуратность во всем, что делает Дима (13 лет)! Ежедневно я говорю одно и то же: умыться тщательно, переодеться, придя из школы, соблюдать порядок на столе, где лежат учебные принадлежности, и т.д. Педагог-психолог посоветовала мне побеседовать с мальчиком о его правах и обязанностях и составить договор о необходимости их выполнения. Я беседовала с Димой и приводила примеры выполнения своих обязанностей как патронатного воспитателя, спрашивала его, справляюсь ли я. Он отвечал, что да, справляюсь. Тут же приводила пример, когда он нарушает или не выполняет свои обязанности. Этот метод помог мальчику усилить контроль над своими поступками.

Комментарий специалиста. Представления о порядке у нас у всех разные. Подросток в 13 лет в силу задач развития (все силы организма сейчас брошены у него на эндокринные процессы) нередко очень противоречиво относится к своей внешности и порядку в собственной комнате. Он смотрит на себя в зеркало – и видит там непривлекательное, на его взгляд, лицо. Он боится следить за своей внешностью, чтобы не привлекать к ней внимание. Ему спокойнее, когда его окружает хаос, в котором только он может разобраться. Он пытается занять все пространство вокруг себя (на нашем языке “раскидывает вещи”). Внутренний хаос он как бы пытается вынести наружу. Это снижает его тревогу. Патронатному воспитателю трудно смириться с этим. Ее спокойствие связано с внешним порядком. Чем более упорядочено то, что ее окружает, тем ей спокойнее: она контролирует происходящее. Подростку и взрослому трудно иметь одинаковую точку зрения. Но они действительно могут договориться. Найти какие-то компромиссы, которые бы их устроили. Главное, чтобы патронатный воспитатель не связывал свое самоуважение с возможностью добиться “тщательности” при умывании от подростка, а подросток не считал себя в результате пропащим для общества человеком, потому что у него нет в настоящее время порядка на столе. Что касается развития самоконтроля, то это очень нужно любому ребенку.

Ребенок и воровство.

Ситуация 1. Игорь пришел в нашу семью, будучи учеником 4-го класса. Он достаточно крупный мальчик, серьезный, смышленый. Из личного дела ребенка и от специалистов детского дома я узнала о его асоциальной кровной семье. Сама читала поздравительную открытку от матери Игоря, в которой эта женщина много и подробно писала о кошке, живущей в ее доме, о повадках животного и огромной любви к пушистой Мусе. Заканчивалась открытка словами: “Сынок, расти большим и здоровым”. Мое сердце разрывалось от жалости к мальчику, которому родная мать предпочла кошку. Я вместе с мужем много говорила об Игоре, мы постарались сделать для него все, что можно, и вдруг... Воровство! Как оплеуха! Мальчик украл у учительницы деньги. Этот инцидент всеми правдами и неправдами “замяли”, но воровство повторилось. Пришлось разговаривать с парнем как со взрослым человеком, объясняя ему, что его мечта – поступить в радиотехническое училище – может так и остаться мечтой! После разговора о приводе в милицию мы с Игорем зашли в библиотеку, и я уговорила заведующую выдать ему понравившуюся книгу по радиоконструированию. Вот уже месяц мальчик не выпускает из рук радиодетали (предварительно оговорили возможность покупки этих дорогих деталей) и с помощью папы мастерит предлагаемые книгой поделки. Пытаемся найти для него какую-нибудь нетяжелую работу, чтобы на заработанные самостоятельно деньги покупать необходимые детали.

Комментарий специалиста. Проблемы, с которыми сталкивается принимающая семья, всегда многослойны и взаимосвязаны. Родная мать пытается как-то контактировать со своим сыном, но явно не умеет делать этого. Она тоже хочет тепла и близости, но может получить их только от кошки. Кошка стала для нее символом семьи. И она пытается хотя бы через описание своей любви к ней показать, что еще способна на эти чувства. Может быть, она надеется, что кошка станет символом семьи и для сына. Хотя мать и не пытается восстановиться в родительских правах, она все-таки поддерживает с ним какие-то отношения. Ребенок из детского дома нередко живет тем, что идеализирует своих родителей. Ему важна фантазия, что у него есть родители, но им что-то мешает его забрать. Формальный срок пребывания в профессиональной семье заканчивается с его совершеннолетием. Поэтому необходимо поддерживать связь мальчика с мамой. Родителей не выбирают. Может быть, свои попытки любить она сможет перенести на сына.

Кражи ребенка не стоит рассматривать как “оплеуху”, неблагодарность семье и т.д. Никакого отношения они к этому не имеют. Может быть, учительница произвела на ребенка неизгладимое впечатление, а может, ему стали нужны деньги на приобретение радиодеталей, или они просто плохо лежали и спровоцировали Игоря на кражу. В прежней жизни он нередко с помощью воровства решал свои насущные потребности. Некоторые психологи считают, что ребенок, лишенный материнской любви, пытается компенсировать ее недостаток с помощью краж.

Это счастье, что у ребенка есть профессиональная цель, которая поддерживается принимающей семьей. Наличие цели действительно может стать той соломинкой, которая “вытащит” мальчика из возможного криминала. Его интерес необходимо всячески развивать. Желательно, чтобы ребенок, выполняя посильную работу, зарабатывал не только на радиодетали, но и на возмещение ущерба учительнице.

Ситуация 2. Прожив в нашей семье два месяца, Аня (11 лет) взяла у меня тысячу рублей и вместе с подружкой потратила эти деньги за два дня. Прошло три недели. Все это время семья находилась в напряжении, поскольку для нас такая ситуация незнакома. Для всех нас был настоящий стресс, когда ребенок сознался в краже! После признания я провела с Аней беседу об ответственности за подобный поступок в ее возрасте (рассказала о тюрьме). Беседа не дала больших результатов, потому что в сентябре Аня снова взяла деньги из кошелька, из карманов верхней одежды, висящей в коридоре. Я решила купить для нее красивый кошелек и дать, по совету педагога-психолога, небольшую сумму на карманные расходы. Какой же удар получила Аня, когда в школе у нее украли кошелек! Девочка была в истерике! Возмущению ее не было предела, Аню мучили вопросы: почему украли именно ее кошелек, как так могли поступить с ней? Когда все немного успокоились, я задала ей единственный вопрос: “А каково было мне, когда ты взяла у меня деньги?”

Вот уже год, как проблема воровства ушла из нашей семьи, и мы надеемся – надолго.

Комментарий специалиста. Воистину, не поступай с ближним так, как ты не хочешь, чтобы поступили с тобой. Аня пережила сильные чувства. Когда она украла деньги, впервые у нее, детдомовского ребенка, оказалось что-то свое, собственное. До этого все было чужим. Это свое нужно было взять и использовать для себя. Его можно было обменять на хорошее отношение подружки. Аня оказалась в новой школе, ей хотелось подружиться с кем-нибудь, но поскольку она не очень-то понимала, как это сделать, то решила дружбу прикупить. Первой тысячи хватила ненадолго. Пуганее тюрьмой было слишком наивным. Когда это еще будет. Да и некоторые знакомые Ани побывали там уже не раз. Понять, что переживает семья по поводу кражи, ей было недоступно. Девочка, как это и свойственно ребенку с деривационными расстройствами, задержалась в своем развитии на фазе, которую знаменитый детский психолог Пиаже назвал “эгоцентрической”. У детей, воспитывающихся в нормальных условиях, эта фаза должна была завершиться уже лет 5 назад. В период эгоцентризма ребенок не может посмотреть на вещи с позиции другого, почувствовать чужую боль, осознать, что у другого тоже есть свои чувства. Жизнь в семье позволила Ане сделать скачок в своем развитии. Поэтому после бурных переживаний по поводу кражи ее собственности она смогла перенести свои переживания на другого человека, понять их и изменить свое поведение.

Ситуация 4. Настя живет в нашей семье четвертый год (девочка с пограничной умственной отсталостью). Случаи воровства, обмана редки, но случаются. Сразу, не откладывая, выясняю причину, беседую. Я поняла, что с Настей надо разговаривать серьезно, строго, четко обозначая понятия “хорошо”–“плохо” и говоря о том, чем может закончиться та или иная ситуация. Привожу примеры из жизни других людей, сравниваю ее прежнюю жизнь, когда она бродяжничала, не училась, не ходила в детский сад и т.д. Сейчас девочка занимается в кружке “Индийский танец”. Она мечтает съездить в Индию, станцевать с настоящей танцовщицей из Индии, сфотографироваться и привезти фотографию мне. Проблемы воровства и обмана пока не напоминают о себе. Настя очень нежная девочка, и конфликтные ситуации с ней лучше всего разрешаются в доверительных беседах (один на один).

Комментарий специалиста. В этом рассказе очень важными являются усилия патронатной воспитательницы по формированию у девочки причинно-следственных связей. В каждой ситуации есть причина, которая ведет к определенному следствию. Очень часто причиной правонарушений, преступлений и других нарушений поведения является именно непонимание последствий проступка. Дети и подростки плохо умеют прогнозировать то, что может получиться из их действий. Поэтому взрослому нужно обсуждать с ребенком эти возможные последствия. В семье у девочки открылись новые жизненные перспективы, новые условия для развития. Несмотря на значительное интеллектуальное отставание от сверстников (ее диагноз – пограничная умственная отсталость), она смогла хорошо адаптироваться в семье, достичь высоких результатов в интересующей ее деятельности.

Ребенок и обман.

Ситуация 1. Максимка живет в нашей семье четыре года, и больших проблем с ним мы не испытываем. Я хочу рассказать о случае, произошедшем два года назад. Мальчик ходил в детский сад и в компании сверстников (5 человек) сломал кусты на территории участка. Дома сам об этом проступке не сказал, хотя воспитательница дала время детям самим рассказать родителям. Когда мы в семье узнали об этом, спросили его, как он собирается исправлять свою ошибку. Кроме извинения, Максим ничего предложить не смог. Мы объяснили, что от его извинений кусты снова не вырастут, потом купили новые кустики и вместе с Максимом посадили (он сам ходил за водой, копал ямки). Я считаю, что за любой проступок, совершенный им, он должен отвечать сам.

Комментарий специалиста. Рассматривать этот случай как преднамеренный обман не совсем адекватно. Скорее всего это естественная защита ребенка от возможного наказания. Кто из нас не пережил такие моменты в детстве? К сожалению, нередко приемные родители драматизируют поступки ребенка, квалифицируя их как проступки. Выход из ситуации, который был найден, абсолютно правильный. Действительно, ребенок должен понимать, что если что-то сломал, то нужно это исправить, возместить ущерб. Очень важно воспитать у ребенка чувство ответственности за свои поступки.

Ситуация 2. Иногда, когда ситуация заходит в тупик и трудно “раскопать” правду, я прибегаю к одному методу. Говорю: “Саша (5 лет), ты знаешь, как называют людей, которые не боятся говорить правду? Их называют героями! А героев не наказывают...” После таких моих слов ребенок предпочитает быть героем и, не боясь наказания, признается в проступках, а это уже полдела, можно проступок обсудить и высказать свое мнение по этому поводу, сделать выводы.

Комментарий специалиста. Предложенный ход в ситуации, когда ребенок не хочет признаваться в “содеянном”, очень интересен. Великая сила положительного имиджа. Кому не хочется соответствовать образу героя? Поступать, как герой? Тем более что за этим последует обсуждение поступка, а не наказание. Ребенок 5 лет, даже если знает, что так поступать нельзя, зачастую либо забывает об этом в момент его совершения, либо не может контролировать свое поведение. Наказание он нередко воспринимает как проявление всемогущества взрослых, а не следствие собственного проступка. Это может препятствовать формированию чувства ответственности за свое поведение. Очень важно обсуждать с ребенком его поступки, возможные выходы из создавшегося положения. Желательно, чтобы сам ребенок имел возможность выбрать способ решения проблемы.

Ребенок и его биологическая семья.

Ситуация 1. Валя появилась в нашей Центре, будучи уже 12-летней девочкой и имея опыт проживания в спец. учреждении. Она настолько сильно хотела общаться с родной мамой, что постоянно говорила об этом, писала в дневнике. Я решила, что самым лучшим в этой ситуации будет организовать встречу девочки с родными. Встреча произошла, девочка была счастлива, но в родной семье возникла новая проблема – мама покончила жизнь самоубийством. Такая трагедия для ребенка! Мы сходили в церковь, поставили свечку за упокой матери, а затем долго беседовали о пьянстве как с болезни, которая может так трагически закончиться! Затем, дабы отвлечь девочку от грустных мыслей, я предложила ей заняться распространением косметики, объяснив, что это хорошая работа, которая позволяет людям выглядеть лучше, сохраняя здоровье кожи. Спасибо сотрудникам Центра, которые сделали заказы и очень поддержали девочку. Сейчас она поглощена новым увлечением, и я спокойна за ее психическое здоровье.

Комментарий специалиста. Проблема взаимоотношений ребенка из приемной семьи с членами его родной семьи очень сложная как для самого ребенка, так и для принимающей семьи. У ребенка, даже если его отделили от кровной семьи совсем маленьким, остается эмоциональная связь с ее членами. Чем меньше он общается с ними, знает о них, тем они более идеализированы в его фантазии. Замалчивание или отрицательные отзывы о биологической семье препятствуют его принятию приемной. При переживании чувства обиды ребенок начинает думать, что в приемной семье его не любят, а родные отнеслись бы к нему с большим пониманием. При хороших отношениях его гложет иногда мало осознаваемое чувство, что, любя членов приемной семьи, он предает своих. Чувство вины за собственное предательство становится очень острым, когда ребенок вдруг узнает, что его родителей больше нет, что мама покончила с собой. Ребенку, подростку свойственно винить себя в проблемах своей семьи. Тем более что у Аленки не было возможности похоронить маму, попрощаться с ней, пережить чувство горя и утраты. Вина за это может преследовать девочку всю ее жизнь, способствуя формированию депрессивных реакций. Ребенку необходимо пройти ритуал прощания с мамой. В этом ей должен помочь специалист. Однако нужно отдать должное патронатной воспитательнице, которая как смогла, провела ритуал памяти мамы, попыталась, чтобы девочка простила ее и себя, показала, что ее родные нуждаются в помощи и осознании своей судьбы. Хорошо, что была организована встреча Алены с ее родственниками. Она хотя бы смогла прояснить судьбу своих близких, получить хоть какую-то поддержку от сознания того, что есть люди, которых можно назвать членами родной семьи. После этого девочка стала лучше себя чувствовать в приемной семье.

Очень хорошо, что патронатный воспитатель не стала клеймить неправильное поведение членов семьи девочки, а постаралась сориентировать ее на ценности здоровья и деятельность во имя здоровья других.

Как правило, принимающие семьи отрицательно относятся к контактам ребенка с его семьей. Они считают, что биологическая семья плохо на него влияет, что после встречи с ней ребенок становится неуправляемым. Приемные родители боятся, что ребенок не будет их любить, принимать их ценности и правила жизни. Однако это не совсем так. Абсолютный разрыв со своей семьей ребенок все равно станет ощущать как насилие. И это начнет выражаться в протесте против тех, кто этому способствует, в формировании так называемого синдрома приемного ребенка. “Неуправляемое” поведение ребенка после встречи с родными нередко объясняется особенностями психики, свойственными любому ребенку. Ему трудно переключиться из одной важной для него ситуации на другую. Безусловно, нужно, чтобы члены кровной семьи были положительно настроены на факт приема, воспринимали бы его не как позор семьи, а лучший в данном случае выход для ребенка, не давали бы ложных обещаний по поводу того, что они его скоро заберут. (Большая роль в этом отводится специалистам службы сопровождения.) Необходимо, чтобы встречи с биологической семьей проходили на нейтральной территории, а не дома в принимающей семье.