ЦЕЛИ УРОКА:
- Познакомить учащихся с культурой Древней Руси; выявить признаки византийского влияния; выяснить роль принятия христианства в процессе развития культуры.
- Формировать навыки самостоятельной работы с текстом учебника, соотносить факты, сравнивать и описывать архитектурные памятники, соотносить тексты исторических источников с событиями, делать выводы.
- Воспитывать интерес к истории и культуре своей страны.
ОБОРУДОВАНИЕ И УМК: учебник “История России с древнейших времён до конца XVI века” А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной для 6 класса, рабочая тетрадь к учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной, проектор, компьютер, презентация “Культура Древней Руси”.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Особенности культуры Древней Руси.
- Устное народное творчество.
- Письменность и грамотность.
- Литература.
- Зодчество
- Изобразительное искусство.
- Закрепление материала.
ХОД УРОКА
Изучение нового материала начинается с анализа темы урока (тему записать в тетради).
- Что такое культура? (учащиеся дают ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 1. Культура – это достижения людей в духовной и материальной жизни. Духовная культура – это наука, искусство, просвещение. Материальная культура – это орудия труда, жилища, одежда).
- Какой период охватывает история Древней Руси? (учащиеся дают свои ответы, учитель подводит итог – клик, слайд 1. Древняя Русь – VIII – первая треть XII в.).
- Сформулируйте цель урока, исходя из анализа темы (Цель урока – познакомиться с достижениями Древней Руси в духовной и материальной жизни в VIII – первой трети XII в.). Для этого мы рассмотрим устное народное творчество, письменность, литературу, зодчество, изобразительное искусство этого периода (слайд 2).
ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Культура тесно связана с развитием общества: она формируется под влиянием общественных условий и отражает действительность. Поэтому на каждом этапе исторического развития государства и общества культура характеризуется особенными чертами. Определите самостоятельно, в чём особенности древнерусской культуры? Задание для самостоятельной работы – слайд 3: задание 1 в рабочей тетради. После выполнения задания – проверка (слайд 3, клики).
Какой вывод можно сделать после выполнения этого задания? (Древнерусская культура формировалась на основе наследия восточных славян. Кроме того, она испытала серьёзное влияние византийских культурных традиций). Учитель добавляет, что влияние оказали и другие соседи - хазары, печенеги, финно-угорские племена, но при этом наша культура сохраняла самобытность, неповторимость. В этом и заключаются особенности древнерусской культуры.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.
Рассмотрим устное народное творчество наших предков (клик по гиперссылке “Устное народное творчество”). На уроках литературы вы уже знакомились с ним. Что относится к этому виду творчества? (Ответы учащихся, после них –клик). Сказки, загадки, пословицы, поговорки, песни, былины.
(Клик) Назовите былинных героев (ответы учащихся, после них –клик) Учитель поясняет, что у восточных славян самыми сильными богатырями были Святогор, Волх, Михайло Потык .
Прочтите строки и ответьте, в чём главная идея русских былин, смысл богатырского служения (клик):
Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольный Киев-град.
(Ответы учащихся, после них – клик):
Своеобразие русских былин
Основная идея былин – защита русской земли от врагов.
Освобождение своей земли.
Отсутствует тема борьбы за славу и богатство. (Записать в тетрадь)
Сравните с идеями западноевропейского рыцарского эпоса (для рыцарского эпоса характерны идеи завоевания, обогащения, крещения иноверцев).
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.
ПИСЬМЕННОСТЬ И ГРАМОТНОСТЬ
(Клик по гиперссылке “Письменность, образование”).
Вместе с крещением из Византии и Болгарии стали приезжать церковные деятели и переводчики, на Русь пришла письменность. Славянская письменность имела две азбуки: глаголицу и кириллицу. Название глаголица происходит от слова глаголати - говорить. Вторая азбука была названа кириллицей по имени одного из братьев Кирилла и Мефодия- славянских просветителей, живших в IX веке на территории нынешней Болгарии, составителей первого славянского алфавита (рассмотреть рисунки на слайде, буквы кириллицы и их названия). Со временем стали открываться школы при монастырях и храмах, была создана первая на Руси библиотека (клик). В 1037 году в нижнем пределе Софийского собора в Киеве Ярослав Мудрый заложил на хранение книги. Так была основана первая государственная библиотека.
Первые книги были рукописными (клик, слайд 6). Рукописные книги – это произведения искусства, так красиво, мастерски они оформлены: яркие разноцветные буквицы (заглавные буквы в начале абзаца), коричневые столбцы текста на розовато-желтом пергаменте. (Клик): Буквица украшалась, её начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры солнца и сердца. (Клик): Миниатюра иллюстрировала текст. В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, из них приготовлялись краски, которые до сих пор не смываются и не тускнеют.
Такие книги были очень дорогими, их владельцами были только богатые люди. Но грамотных людей на Руси было много. Почему? Найдите ответ сами: пункт 3 “Письменность и грамотность”. Ответы учащихся: грамоте обучали и девочек после основания женского монастыря в Киеве и школы при нём, для письма использовали дешёвый материал – бересту, кору берёзы.
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.
ЛИТЕРАТУРА
Вместе с крещением на Русь пришла письменность, и наряду с устными произведениями стали создаваться письменные. Кто же их создавал? (клик по гиперссылке “Литература”)
Учитель читает отрывок из стихотворения Н.Кончаловской:
В монастырской келье узкой,
В четырёх глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал из года в год
Про великий наш народ.
Вы, наверное, догадались, о ком идёт речь? (Учащиеся уже знают о Несторе, поэтому называют его имя, клик) Нестор – монах Киево-Печерского монастыря, летописец. В работе над главным трудом своей жизни – “Повестью временных лет” – Нестор использовал официальные византийские хроники, народные предания, тексты актов великих князей. “Повесть временных (т.е. прошедших) лет” охватывает период правления семи великих князей, почти два с половиной столетия (850-1110 гг.).
События из истории Древней Руси, которые мы изучали, были записаны и переданы нам монахом Нестором. Давайте прочтём отрывки из “Повести временных лет” и вспомним сами эти события и их даты. (Далее по клику переходим на слайд с текстом летописи – таких слайда три – и по клику появляется название события и дата).
“Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой – Щек и третий Хорив, а сестра их была Лыбедь... И построили городок во имя старшего своего брата...” (Основание Киева. V век)
“Изгнали варяг за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть. И не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица и стали воевать сами с собой. И сказали они себе: “Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву”. И пошли за море к варягам, к руси... Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”. И избрались трое братьев... и взяли с собой всю русь, и пришли к славянам...” (Призвание варягов. 862 г.)
“Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей... И пришли они к горам Киевским, и узнал Олег, что правят здесь Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам подошёл к горам, неся ребёнка Игоря. ...и послал к Аскольду и Диру, говоря им, что де “Мы купцы, идём к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим”. Когда же Аскольд и Дир пришли, все спрятанные воины выскочили из ладей... И убили Аскольда и Дира...” (Объединение Киева и Новгорода Олегом. в 882 г. Образование Древнерусского государства)
“Неправо говорят волхвы, но всё то ложь: конь умер, а я жив”. И приказал оседлать себе коня: “Да увижу кости его”. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: “От этого ли черепа смерть мне принять?” И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея и ужалила его в ногу. И от этого разболелся и умер он... И было всех лет княжения его тридцать три”. (Смерть Олега Вещего. 912 г.)
“Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные... И, притащив, кинули его в Днепр. Затем послал Владимир по всему городу со словами: “Если не придёт кто завтра на реку – будь то ботатый или бедный, или нищий, или раб – да будет мне враг”. На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь...” (Крещение киевлян. 988 г.)
“Взяв дань, пошёл он в свой город. Когда же шёл он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю ещё”. И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идёт снова, держали совет с князем своим Малом: “Если повадится волк к овцам, то выносит всё стадо, пока не убьют его. Так и этот: если не убьем его, то нас всех погубит”... И древляне, выйдя из города Искоростеня против [ ...] , убили [ ...] и дружину его...” (Убийство князя Игоря во время полюдья древлянами. 945 г.)
Кроме летописей первыми литературными произведениями стали жития – описания жизни людей, причисленных к лику святых, а также слово – “Слово о законе и благодати” первого киевского митрополита Илариона. Подробнее о них прочтёте дома, а в тетрадь запишите: Жанры древнерусской литературы:
- Летопись (“Повесть временных лет”, автор монах Нестор).
- Житие (Житие Бориса и Глеба, автор монах Нестор).
- Слово (“Слово о законе и благодати”, митрополит Иларион) .
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.
ЗОДЧЕСТВО
- Что такое зодчество? (искусство строительства и украшения зданий, сооружений)
- Из чего строили на Руси избы, терема, крепости? (из дерева)
Клик по гиперссылке “Зодчество”.
Задание. Рассмотрите рисунки и определите особенности русского деревянного зодчества (учащиеся называют особенности, характерные черты, после ответов – клик)
Характерные черты русского деревянного зодчества.
- Многоярусность строений.
- Наличие разнообразных пристроек.
- Увенчание построек теремами и башенками.
- Художественная резьба по дереву. (записать в тетрадь)
После крещения на Русь приходит каменное строительство. Самая ранняя из известных построек Киева – церковь Богородицы или Десятинная. Рассмотрите картину в учебнике (“Закладка Владимиром Десятинной церкви в Киеве”. Художник В.Верещагин). На её сооружение князь отдал десятую часть княжеских доходов, отсюда и название. Построена церковь была византийскими мастерами в 989-996 гг., разрушена во время осады Киева монголами.
На Руси строятся крестово-купольные храмы (учитель показывает на рисунке слайда, объясняя такое название).
Как вы знаете, большое внимание строительству храмов уделял Ярослав Мудрый (клик). Софийский собор в Киеве – главный храм христиан Киевской Руси – заложен в 1037 г. при Ярославе Мудром. Это 13-главый крестово-купольный храм из кирпича-плинфы в соответствии с византийскими архитектурными традициями. Построен на месте разгрома печенегов.
(Клик) Софийский собор в Новгороде построен в 1045-1050 гг. при князе Владимире Ярославиче (сыне Ярослава Мудрого). Это 5-главый собор из крупного камня. План Новгородской Софии схож с планом Киевской, но Новгородская София отличается не только количеством куполов.
Задание. Сравните изображённые храмы и определите особенности новгородской архитектуры. (Учащиеся отвечают, после этого – клик). Для новгородской архитектуры характерны скупость украшений, строгость и величественность форм.
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Учитель читает текст на слайде:
О чём идёт речь?
“Берется старая, заготовленная за год известь и смешивается в воде с песком, очищенным от всякого сора; этот цемент намазывают на стену так, чтобы он заполнил все ее неровности. Когда эта первая накладка цемента совершенно высохла, ее поверхность скоблят для удаления твердой коры и затем наносят на стену второй слой цемента толщиною приблизительно в 2 см. После того, как вода до известной степени испарилась из этого слоя, по нем трут гладкою деревянною доскою. На него намазывают третий слой цемента, дают ему толщину не более 1 см. Его также трут и сглаживают доскою. Этот верхний слой можно накладывать не один раз, но последний слой должен быть изготовлен не раньше утра того дня, в который надо писать на нем, последний слой необходимо наводить на стену частями, каждый раз лишь на такое ее пространство, какое художник в состоянии расписать в один день. Приступить к работе живописец может тогда, когда вода из грунта испарилась настолько, что он не блестит от мокроты, но остается сырым”. (Учащиеся отвечают)
Учитель: Так сложно и долго рисовалась фреска – картина красками по сырой штукатурке (клик). В Софии Киевской - сцены из жизни той эпохи, кулачный бой, скоморохи, сцены охоты. Перед вами – групповой портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрески Софии Киевской – единственный памятник светской живописи. Конечно, в храмах фрески изображали библейские сюжеты, святых.
В Софии Киевской были необыкновенной красоты мозаики (клик). Мозаика – рисунок из разноцветных камешков, стекла.
(Клик) Икона – изображение Бога, святых, ангелов или событий Священной истории. Иконопись – искусство изображения святых по строго определённым правилам – канонам.
Сделайте вывод, какие виды искусства были сосредоточены в храме.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Возврат к схеме (слайд 2) – клик по стрелке в правом нижнем углу.
- О каких сферах культуры Древней Руси вы теперь знаете?
- Влияние каких народов испытала древнерусская культура? А в большей степени?
- В чём проявилось влияние византийских культурных традиций?
- Дать определение понятиям: былины, культура, миниатюра, береста, зодчество, мозаика, фреска, икона, летопись, крестово-купольный храм, глаголица, кириллица, буквица.
- Клик по гиперссылке “Тест” (учащиеся выполняют в тетрадях). Проверка – клик.
Домашнее задание: параграф 7, п.3-6. Задания в рабочей тетради 2-5.