ИКТ для эффективного чтения на уроках физики

Разделы: Физика


Урок построен по технологии РКМЧП с использованием ИКТ. 

ИНСЕРТ на экране компьютера при изучении физики

Использование ИКТ в образовательном процессе открывает новые и очень интересные возможности для реализации приемов эффективного чтения.

На уроках физики я использую программу PDF-XChange, которая позволяет просматривать текстовые документы в формате PDF. Данная программа позволяет делать пометки поверх документа, не меняя его содержания. Кроме того, каждая пометка может быть прокомментирована в специальном окне. Все произведенные комментарии сохраняются и могут быть доступны учителю при последующем открытии документа. Чтобы использовать эту программу надо перевести текстовый документ в формат PDF.

Все используемые инструменты находятся на главной панели. Учитель может выбрать, какие значки использовать для маркировки. Учителя, использующие технологию РКМЧП, пользуются значками:

– уже знал
– новое
– думал иначе
– не понял, есть вопросы

Читая текст с экрана, ученики размечают его и записывают свои комментарии в окне «Примечание». Так, если ученик поставил знак «уже знал», то в комментариях он может указать источник, откуда была получена информация. Если информация оказалась для ученика новой, то в комментариях указывается, что именно явилось новым. Информация может быть иной, нежели ученик ожидал, тогда в комментариях указывается, что именно из его предположений не подтвердилось. Если есть вопросы, то они записываются в окне «Примечание».

Программа позволяет одни и те же пометки выделять разным цветом. Тогда задание может быть таким: выделить зеленым цветом ответы на вопросы, оранжевым – фрагменты в тексте с новой информацией, голубым – фрагменты с текстом с известной информацией, красным – информация, к которой есть вопросы.

Цель урока: Получить новые знания, подвести итог в изучении темы «Механические колебания и волы».

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжить формирование практических навыков по использованию компьютерных программ на любых уроках.
  • Показать взаимосвязь физики и жизни.
  • Научить использовать знания, полученные на уроке физики в повседневной жизни.

Развивающие:

  • Развитие мышления учащихся при составлении «умных вопросов».
  • Развивать познавательную деятельность учащихся, прививать интерес к активному чтению.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование к уроку: текст в формате PDF (Приложение 2), программа для просмотра файлов PDF (Приложение 1), компьютер, плакат для кластера, картинки (Изображение природы, ручья, детей на дискотеке, человека с наушниками и т.д.).

Технологическая карта урока Приложение 3. 

Спасите наши уши!

Слух всегда бодрствует, даже ночью, во сне. Он постоянно подвергается раздражению, так как не обладает никакими защитными приспособлениями.

Обычно для обозначения того, что мы слышим, используются два близких по смыслу слова: «звук» и «шум». Звук — это физическое явление, вызванное колебательным движением частиц среды. Шум представляет собой хаотичное, нестройное смешение звуков, отрицательно действующее на нервную систему.

Наша культура создала доминанту слуха по отношению к зрению и уши нам не кажутся такими важными как глаза. Результатом такой недооценки слуха и его органа является стресс, которому подвергают себя подростки в результате своих музыкальных увлечений. Очень многие из них уже имеют неизлечимые заболевания органов слуха. Медицинские исследования показали, что в наше время состояние слуха 17-летних людей ухудшилось до состояния слуха 70-летних. Если они к тому же живут или учатся на шумной улице, то риск ухудшения здоровья повышается. У таких детей отмечается нарушение сна, раздражительность.

Часто дети недостаточно информированы о возможных негативных эффектах, которые могут нанести вред их здоровью. Им нравятся громкие возгласы и музыка, которые создают праздничную атмосферу. Детям и подросткам не хватает опыта благотворной тишины. Большинство из них привыкли к тому, что дома постоянно включен телевизор, компьютер, радио. Зачастую они просто не выносят тишину.

Многие подростки получают удовольствие от громкой музыки. Ощущения, которые воспринимаются всем телом, особенно при звуках низких частот, вызывает особое чувство радости и удовольствия. Но при этом такие звуки разрушительно действуют на органы слуха. Многие подростки слушают музыку с помощью наушников, и их родители опасаются развития у них снижения слуха. При этом следует упомянуть, что марка аудиоплеера, разные стили музыкальных произведений, наушники, располагающиеся в ушной раковине, или надевающиеся снаружи, на уши и слух не влияют. А вот длительность и громкость прослушивания – влияют довольно заметно. Частые посещения дискотек и царящий там шум также могут привести к потере слуха. Так же не стоит недооценивать вред от хлопушек и прочей новогодней пиротехники, которую подчас взрывают прямо над ухом.

Необходимо помнить, что снижение слуха происходит не сразу, поэтому почаще давайте ушам отдохнуть.

Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия приведены в таблице.

Источник шума, помещение Уровень шума, дБ Реакция организма на длительное акустическое воздействие
Листва, прибой
Средний шум в квартире, классе
20
40
Успокаивает
Гигиеническая норма
Шум внутри здания рядом с магистралью
Телевизор
Поезд метро
Кричащий человек
Мотоцикл
60
70
80
80
90
Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль
Реактивный самолет (на высоте 300 м)
Цех текстильной фабрики
95
100
Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетённость, возбуждённость, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония
Плеер
Ткацкий станок
Отбойный молоток
Реактивный двигатель (при взлете, на расстоянии 25 м)
Шум на дискотеке
114
120
120
140-150
175
Вызывает звуковое опьянение наподобие алкогольного, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте

В диапазоне слышимых человеком звуков самое неблагоприятное воздействие оказывает шум, в спектре которого преобладают высокие частоты (выше 800 Гц). Звуки сверхнизких частот, которые мы даже и не слышим (инфразвуки), также опасны для организма человека. Частота в 6 Гц может вызвать ощущение усталости, тоски, морскую болезнь, при частоте в 7 Гц может даже наступить смерть от внезапной остановки сердца. Доказано, что, попадая в естественный резонанс работы какого-нибудь органа, инфразвуки могут разрушить его, например, частота в 5 Гц разрушает печень.

Спасите ваши уши:

  • Установите окна со стеклопакетами
  • Закажите двойные двери
  • Избегайте громкой музыки
  • Чаще отдыхайте на природе
  • Не пытайтесь добиться полной тишины – расслабиться в ней невозможно, вы будете слышать даже удары собственного сердца.