Обобщающий урок математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

Оборудование: компьютеры, проектор, экран.

Цель урока: обобщить знания по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”.

Задачи

Образовательные

  • обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей”;
  • усиление практической направленности обучения;
  • применение знаний в незнакомой и несколько изменённой ситуации;
  • формирование учебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Развивающие

  • формирование умения осуществлять самоконтроль; рационально планировать работу;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • расширение знаний об озере Байкал.

Воспитательные

  • воспитание организованности, сосредоточенности, положительного отношения к учёбе.

Мотивация урока: стимулировать интерес к изучению математики.

Приёмы:

  • создание на уроке ситуации занимательности;
  • создание ситуации успеха, поощрение за успешное выполнение своих обязанностей;
  • оперативный контроль над выполнением требований.

Подготовка к уроку:

  • приложение 1 – презентация к уроку;
  • приложение 2 – электронная презентация “Игра-лабиринт для 5-го класса по теме ”Сложение и вычитание десятичных дробей”;
  • карточки для домашней работы;
  • сформированность у учащихся навыка работы с электронными презентациями.

Ход урока

I. Организационный момент.

Посмотрите, все ль в порядке:
Книжка, ручки и тетрадки.
Прозвенел сейчас звонок.
Начинается урок.

II. Мотивационное начало урока, постановка целей урока.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок необычный. Как вам уже известно, что в нашей могучей стране очень много интересных и удивительных мест, историю возникновения которых должен знать каждый гражданин. 12 июня 2008 года в День независимости России на Красной площади были объявлены победители конкурса. Ими стали…

И сегодня мы с вами познакомимся с одним из 7 чудес России, а с каким чудом именно вам поможет отгадать ваше домашнее задание.

III. Проверка домашнего задания

Итак, ребята, откройте свои тетради с домашней работой. Вам была дана карточка с 11 заданиями на сложение и вычитание десятичных дробей. На экране вы видите таблицу с правильными ответами и соответствующими буквами. Из букв вы составите слова – чудо России, о котором сегодня пойдёт речь на уроке.

/самопроверка домашнего задания

Озеро Байкал/

Итак, ребята, тема сегодняшнего урока «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Цель нашего урока – обобщить знания по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” и узнать много интересных фактов об озере Байкал через математику.

Откройте тетради, напишите число. В течение урока вы будете отвечать на вопросы, считать устно и письменно, а также должны будете с достоинством преодолеть компьютерный лабиринт, и только преодолев все задания, узнаете, почему озеро Байкал считается таким удивительным.

IV. Обобщение пройденного материала (фронтальный опрос).

«Думай, соображай, правильно отвечай»

Задача 1: Прочитайте числа 636,0; 79,5; 31,722; 2,100; 1,642; 0,457; 25,00.

  • Назовите дроби, которые равны своей целой части?
    636,0=636 и 25,00 = 25
  • Озеру Байкал 25 млн. лет и образовалось оно в результате землетрясения. Расположено на юге Восточной Сибири. Протяжённость озера с северо-востока на юго-запад 636 км и выглядит с высоты птичьего полёта в виде гигантского полумесяца.
  • А вот ширина озера выражена второй дробью и равна 79,5 км. Выразите эту величину в км и м.
    79,5 км = 79 км 500 м
  • Назовите дроби, которые удовлетворяют условию 0<…<10?
    0,457; 1,642; 2,100
  • Округлите эти дроби до десятых
    0,457≈0,5; 1,642≈1,6; 2,100≈2,1
  • 0,5 км – это показатель высоты над уровнем моря,
  • 2,1 тыс.км – это протяжённость береговой линии
  • 1,6 км – это наибольшая глубина озера — в этом и состоит первое чудо этого уникального места. Байкал самое глубокое озеро на Земле.
  • Осталась одна дробь из данного ряда – 31,722 тыс.км2 – это площадь водной поверхности Байкала (без учёта островов).
  • Между какими натуральными числами находится данная дробь?
    …< 31,722 < …
    31< 31,722 < 32

По площади водного зеркала Байкал занимает шестое место среди крупнейших озёр мира.

V. Решение задач.

  • Но это только так называемые цифровые характеристики данного озера и возникает вопрос, а почему именно «Байкал», что означает это слово. А вот что означает, вы узнаете, когда решите уравнения:

x – 7,36 = 3,04
Ответ: х = 10,4.

(x + 3,5) – 4,8 = 2,4
Ответ: х = 3,7

/У доски решает один человек, остальные работают в тетрадях самостоятельно/

  • Вычеркните из таблицы ответы, оставшееся и будет значением слова «Байкал»
3,7 Черное озеро
23,6 Богатое озеро
10,4 Большое озеро
  • Чем же богато озеро Байкал? Прежде всего, пресной, необычайно вкусной водой. Сколько воды содержится в Байкале? (Проблемный вопрос)
  • Чтобы узнать, нужно решить задачу:

«В Азовском море находится 0,256 тыс. кубометров пресной воды, что на 0,768 тыс. кубометров меньше чем в Ладожском озере. Сколько кубометров воды находится в озере Байкал, если в нем на 22,532 тыс. кубометров воды больше, чем в Ладожском озере? Ответ округлите до десятых.»

Решение:

1) 0,256 + 0,768 = 1,024 (тыс. куб. м) – в Ладожском озере
2) 1,024 + 22,532 = 23,556 (тыс. куб. м) – в Байкале
3) 23,556 ≈23,6

Ответ: 23,6 тыс. куб. м.

  • Вот как много чистейшей пресной воды в озере. Вода в озере настолько прозрачна, что отдельные камни и различные предметы бывают видны на глубине 40 м.
  • Но Байкал богат не только чистейшей пресной водой, но и своими достопримечательностями. Одна из них – острова. Ребята, как вы думаете, сколько островов на Байкале?
  • Решите пример и узнаете количество островов, расположенных на Байкале. Ответ округлите до целых.
    100 – (49 + 0,86 +19,84)
    Ответ: 30
  • Да, на Байкале 30 скалистых островов, на которых есть хоть небольшая растительность или могут гнездоваться птицы. Самым большим по величине является остров Ольхон.

VI. Игра-лабиринт “Сложение и вычитание десятичных дробей”.

  • Ребята, с помощью математического лабиринта вы сможете узнать ещё много чудес этого замечательного озера, а кто доберётся до конца лабиринта, узнает самую главную загадку для нас, смолян. Т.е. вы узнаете, как озеро Байкал связано со Смоленщиной. Итак, вперёд…

Игра очень проста. Выполнив первое задание, вы выбираете ответ из трёх предложенных. Если ваш ответ правильный, то появляется ещё одна загадка озера и вы можете двигаться дальше, если неправильный, то двигаться дальше запрещено, пока не найдёте ошибку. Таким образом вы доберётесь до самой главной загадки, которую поведаете всем нам и конечно заслужите оценку «отлично».

  • Это единственное море – озеро в мире, которое полностью покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что можно сквозь него увидеть дно Байкала на глубине 3-4 метра.
  • В Байкал впадают 336 рек и ручьёв, а вытекает одна река — Ангара.
  • Только на Байкале водится уникальное млекопитающее животное – нерпа, а её детёныша называют хубунок.
  • В Байкале обитает 2630 видов и разновидностей растений и животных, 2/3 которых обитают только в этом водоёме. 27 видов рыб Байкала нигде более не встречаются.
    Голомянка – уникальная рыбка Байкала, тело которой содержит до 30 % жира. Также в озере водятся байкальский омуль и байкальский осётр – царь рыба Байкала.
  • Сапшо называют – «Байкалом в миниатюре». 3 июня 1881 года великий путешественник Пржевальский писал друзьям: «Кругом всё лес, а из обрывистого берега бьёт ключ. Местность вообще гористая, сильно напоминающая Урал. Озеро Сапшо в гористых берегах, словно Байкал в миниатюре…».

Тест

  1. Сравните: 7,189 и 7,2
  2. Вычислите: (2,68 + 3,15) – 1,68.
  3. Число 157,834 округлите до десятых.
  4. Решите задачу: Скорость теплохода по течению реки 42,8 км/ч. Скорость течения 2,8 км/ч. найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения.
  5. Выразите в тоннах: 6 т 756 кг.

В презентации каждое из заданий выполнено на отдельном слайде. Напротив каждого варианта ответов на каждом слайде установлены управляющие кнопки. При правильном выборе ответа ученик с первого этапа переходит на одну из задач второго этапа, аналогично он переходит на третий и четвёртый этапы. И только комбинация четырёх правильных ответов приводит его на слайд поздравления. Если же на каком-либо этапе ученик ошибся, пусть даже только один раз, управляющие кнопки всегда будут возвращать его в начало лабиринта.

VII. Подведение итогов урока

Итак, мы с вами путешествуя по озеру Байкал закрепили знания, умения, навыки действий сложения и вычитания десятичных дробей, навыки округления и сравнения. Какие новые сведения вы узнали? (заслушивается мнение учащихся). Вы хорошо справились с заданиями теста, активно работали на уроке.

Выставление оценок за урок.

VIII. Постановка домашнего задания.

Карточка 1 

  1. Округлить:
    а) до десятых: 6,713; 2,385; 16,051;

    б) до сотых: 0,526; 3,964; 2,408.
  2. Скорость теплохода по течению реки 39,3 км/ч. Скорость течения 2,5 км/ч. Найдите скорость теплохода и его скорость против течения.
  3. Сравнить: а) 8,50 и 8,5; б)1,6 и 1,57; в) 9,41 и 9,306; г) 0,088 и 0,1.
  4. Решите задачу. Толщина льда на водоёме, чтобы по нему мог ходить человек, должна быть не менее 5 см, а чтобы ездить на санях – 15-20 см. Какой толщины должен быть лед, чтобы по нему мог ездить автотранспорт?

Для этого решите пример: ((2,7+0,21) + 2,91+1,18) ∙5

Байкал – жемчужина Сибири.
Он уникален, наш Байкал.
К нему, красивейшему в мире,
Стремятся все: и стар, и мал.
Чисты, прозрачны его воды.
По глубине им равных нет.
Такой вот памятник, природа,
Произвела на белый свет.

Спасибо всем за урок!

Домашнее задание

Задание к карточке

  1. 2,145 + 3,01 =
  2. 105,11 – 8,7 =
  3. Решите уравнение: 1 – х = 0,89
  4. Решите уравнение: х + 15,35 = 19,4
  5. В первый день продали 12,52 м ткани, а во второй день ещё 19,7м. Сколько ткани продали за два дня?
  6. Масса двух кочанов капусты 10,67кг, а одного из них 5,29кг. Какова масса другого кочана?
  7. Запишите число, состоящее из 3 целых и 76 тысячных.
  8. В первый день автомобиль проехал 238,4км, а во второй день на 52,6км меньше. Какой путь проехал автомобиль во второй день?
  9. Найдите значение числового выражения: 4,2 – (0,98 + 1,75)
  10. В дно реки забили бетонный столб высотой 9,6м так, что 3,4м было в земле, а 1,8м – над водой. Какова глубина реки в этом месте?
  11. (37,5 – 8,609) – (3,27 + 0,078) =