Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам

Разделы: Начальная школа


Цели: совершенствовать умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации; прививать интерес к изучаемой теме, ответственное отношение к учению, совершенствовать умение работать в паре.

Оборудование: лестница самооценки, смайлики, памятки “Глагол”, “Разбор по членам предложения”, таблички с опорными словами, таблички для обратной связи, раздаточный материал, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Прочитайте предложение: Кто хочет – может!

- Как вы его понимаете? (Было бы хотенье, будет и уменье.) Я думаю, что сегодня на уроке вы постараетесь хорошо работать, и у вас всё получится.

- Начнём с минутки чистописания.

2. Минутка чистописания.

- Какие слова спрятались среди элементов букв? (Глагол, время, лицо, число)

- Запишите эти слова, соблюдая соединения, наклон и высоту элементов.

- Как вы думаете, почему мы прописываем эти слова? (Это опорные слова урока)

- Предположите тему нашего урока.

Тема урока: Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

3. Орфографическая разминка. Игра “Выбывание слов”.

- Прочитайте слова.

Отгоняет, не смогли, свистит, объясняешь, бежать, намело, оторвутся, ящерица.

- Проверьте, как вы умеете смотреть и видеть. Какая орфограмма объединяет эту группу слов? (Безударная гласная в корне, кроме слова оторвутся). Докажите написание слов.

- Проведём игру на выбывание слов.

А) Ящерица – имя существительное, а остальные слова - глаголы.

Б) Бежать – глагол неопределённой формы.

В) Не смогли – отрицательная форма - частица не, пр. вр., мн. ч.

Г) Намело – прошедшее время, суффикс -л-, ср. р., ед. ч.

Д) Оторвутся – будущее время, возвратный глагол - частица -ся, мн. ч.

Е) Объясняешь – наст. вр., 2 лицо, единств. число.

Отгоняет, свистит – 3 л., ед. ч., наст. время. Запишите эти слова, разберём их по составу.

- Молодцы, много существенных признаков увидели в словах.

4. Упражнение в определении времени, лица и числа глаголов.

А) Работа с предложением.

- Прочитайте предложение.

Каждый день с книгой частицу мудрости прибавляет.

- Как понимаете пословицу?

- Разберём орфограммы.

- Прочитайте предложение ещё раз. Запишите его по памяти.

- Поменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка в парах.

- Разберём предложение по членам предложения и частям речи. (1 чел. у доски)

Памятки.

Б) Работа с однокоренными словами.

- Прочитайте слова:

Молчу, молчание, молчун, молчок, молчаливый, молчаливость, замолчим, промолчишь, неумолчно, отмолчится, умолчат, неумолчный.

- Что можно сказать об этих словах? (Они однокоренные. Здесь слова разных частей речи)

- На какие группы их можно разделить?

- Назовите имена существительные. (Прилагательные, глаголы)

- Какое слово осталось? (Неумолчно) Это наречие.

- Выпишите только глаголы. (Молчу, замолчим, промолчишь, отмолчится, умолчат)

- Что означает слово отмолчится? А умолчат?

- Какая орфограмма во всех словах? (Безударная гласная в корне слова).

- Подберите проверочное слово. (Молча.) А среди данных слов? (Неумолчно, неумолчный.)

- Устно дайте характеристику каждому глаголу (время, лицо, число).

- Разберём их по составу.

Физминутка для глаз “Цветик-семицветик”

В) Работа с синонимами.

- Прочитайте слова. К какой части речи относятся? Докажите.

- Подберите к данным глаголам близкие по значению и напишите их в том же лице и числе:

Шагаешь - …, сердишь - …, пылает - …, барабанят - …, смотрите - …, сохраняю - ….

Слова для справок: гореть, идти, стучать, злить, глядеть, беречь, спешить.

Работа в парах.

- Как называются такие слова? (Синонимы)

- Какое слово лишнее? (Спешить)

- Подберите к нему синоним. (Торопиться)

- Определите лицо и число глаголов. Выделите окончания.

Проверка: средства обратной связи.

Г) Работа с пословицами.

- Прочитайте пословицы:

Труд всегда …, а лень только ….

Мир …, а война ….

- Можно понять, о чём идёт речь? Почему?

- Слова какой части речи пропущены? (Глаголы.) Какую работу выполняют глаголы? (Обозначают действия предметов)

- Обратите внимание, в предложениях есть союз а. Что мы о нём знаем? (Перед ним всегда ставится запятая.) Союз а противопоставляет однородные члены предложения или части сложного предложения.

- Какими эти слова должны быть по значению? (Противоположными, пропущены антонимы)

Слова для справок: строить, давать, разрушать, брать.

- Запишите, определите лицо и число глаголов.

- Подчеркните антонимы. Чем они являются в предложениях?

Д) Работа с фразеологизмами.

- Послушайте стихотворения:

Глеб у доски повесил нос,
Краснеет до корней волос.
Он в этот час, как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?

Если у вас язык заплетается,
То лучше держать язык за зубами,
Иначе потом будете корить себя:
“Кто дёрнул меня за язык?”

- Какие устойчивые выражения встретились?

- О чём эти стихи? Что хотел сказать автор? (Стыдно не знать урок.)

- Я желаю вам, чтобы вы никогда не оказывались в такой ситуации, всегда были готовы к уроку.

- А эти стихи – это ваше домашнее задание. Ваша задача – найти значение каждого фразеологизма и письменно объяснить.

Е) Работа в парах с фразеологизмами.

- К данным фразеологизмам подбери и запиши близкий по значению глагол в том же лице и числе.

Вставляет палки в колёса Обмануть
Обведёшь вокруг пальца мешать
Выбьетесь из сил запомнить
Пропускает мимо ушей устать
Зарубит на носу не замечать

5. Итог.

- Какую тему мы закрепляли?

- Какой вид работы вам больше всего понравился?

- Посмотрите на лестницу самооценки. Оцените свою работу на уроке.

- На какой ступеньке вы находитесь? Почему вы так считаете?

Отметки.

Д/з: найти и письменно объяснить значение фразеологизмов.

Презентация