Интегрированное математическое и музыкальное развлечение

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  • Познакомить детей с образованием числа 12 и с новой счетной единицей – десяток.
  • Продолжать развивать конструктивное мышление; строить из геометрических фигур “самолет”.
  • Формировать умения решать арифметические задачи, составлять условия задачи, читать запись.
  • Формировать умения определять время на часах.
  • Формировать умения решать логическую задачу.
  • Совершенствовать математические проявления с помощью пословиц и поговорок.
  • Закреплять умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, рисовать изображение ________ соединяя точки.
  • Продолжать упражнять в счете в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счет в пределах 10. Закреплять счет на слух до 12.
  • Формировать умения подбирать тембр музыкальных инструментов, имитирующие определенные звуки (бой часов).
  • Упражнять в умении играть в оркестре, вовремя и выразительно исполнить свою партию.

Развивающие задачи.

  • Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
  • Развивать умение различать темброванное значение музыкальных инструментов и повторять задание, играя на них.
  • Развивать умение двигаться в соответствии с характером музыки.

Воспитательные.

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
  • Воспитывать интерес математическим задачам.

Предварительная работа.

  • Отгадывание загадок.
  • Разучивание пословиц и поговорок.
  • Решение конструктивных задач
  • Наблюдение за календарем.
  • Индивидуальные задания.

Предварительная работа воспитателя.

  • Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.
  • Приготовить телеграмму – приглашение.

Предварительная работа муз. руководителя.

  • Работа на музыкальных инструментах.
  • Подбор музыкальных произведений (самолет, физкультминутка, музыка для героев из сказок, разучивание оркестра, разучивание музыкальной игры).

Методические приемы: Психологический настрой перед занятием.

Игровой момент.

Наглядный: использование иллюстраций, использование игрушек.

Словесный: напоминание, указание, вопрос, индивидуальные ответы.

Оборудование.

  • Цифры.
  • Дощечки для мостика.
  • Запись, деревья.
  • Птички.
  • Герои из сказок.
  • Часы.
  • Иллюстрация к логической задаче.

Раздаточный материал.

  • Конверты с геометрическими фигурами.
  • Ручки.
  • Листочки в клетку.

Ход занятия

- Я держу в ладошках Солнце!
- Я дарю его друзьям.
- Улыбнитесь – это ж просто
- Лучик Солнце – это Вам!

Воспитеталь:

Ребята, давайте улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения.

(Садятся на места).

Воспитеталь:

Сегодня утром нам доставили телеграмму – приглашение из сказочного города, от сказочных героев.

Телеграмма. Дорогие дети, мы вас приглашаем в среду в гости в сказочную страну. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность. Желаем удачи! До встречи!

Воспитеталь:

Ребята, а какой сегодня день недели?

Дети:

Среда!

Воспитеталь:

Тогда нам сегодня необходимо отправляться в путешествие. Ребята, назовите дни недели по порядку. А какой день идет после вторника? Перед субботой, между вторником и четвергом?

(Ответы детей)

Воспитеталь:

Молодцы! Команда готова! А на чем мы можем отправиться в гости в сказочную страну?

Дети:

На самолете!

Воспитеталь:

А из чего мы сможем построить самолет?

Дети:

Из геометрических фигур!

Воспитеталь:

Для того, чтобы построить самолет, необходимо вспомнить какие мы знаем геометрические фигуры? А какие нам будут нужны для строительства самолета?

Дети:

(Перечисляют)

Воспитеталь:

Достаньте геометрические фигуры из конвертов и сделайте из них самолет и мы с вами отправимся в путешествие. Приступаем.

(Двое выполняют у доски). Вот и готов наш самолет. Молодцы! Вы оказались умелыми конструкторами. Итак отправляемся, приготовьте пульты управления. Начнем отсчет от 10 до 0. Взлетаем. (Звучит запись взлет самолете, дети делают один круг и садятся на места). А пока самолет находится в полете, проведем разминку и вспомним математические пословицы и поговорки!

Дети:

- Семь бед - один ответ.

- Один в поле не воин.

- Два сапога – пара.

- Семеро одного не ждут.

- Математика – царица наук.

- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- Два брата – акробата.

- Одна голова – хорошо, а две – лучше.

- Ленивый три раза ходит, а скупой три раза платит.

- Без четырех углов изба не рубится.

Воспитеталь:

Молодцы, ребята! Хорошо помните и пословицы и поговорки. Но мне кажется, наш самолет совершает первую посадку, и мы приземляемся.

(Слышится чириканье птиц, открывается ширма – выставляются деревья, на одном дереве сидит 10 синичек, а на другом дереве 2 снегиря.)

Дети, а где мы приземлились?

Дети:

Мы приземлились в лесу!

Воспитеталь:

Ребята, сколько синичек сидит на дереве слева?

Дети:

(Считают) Десять!

Воспитеталь:

А как еще можно сказать о количестве птичек слева?

Дети:

Один десяток!

Воспитеталь:

А сколько сидит на дереве справа птичек?

Дети:

Две!

Воспитеталь:

А сколько птичек всего!

Дети:

(Считают) Двенадцать!

Воспитеталь:

А как получилось число 12?

Дети:

К десяти птичкам прибавили две птички и получилось 12. (Показ числа 12)

Воспитеталь:

Число 12 – записывается двумя цифрами. Первая цифра – один. Это количество десятков. Вторая цифра 2 – это количество единиц. (Закрепляем).

Воспитеталь:

Ребята, идем гулять дальше. Смотрите перед нами река, а мост разобран. Отремонтируем его?

Дети:

Да!

Воспитеталь:

На каждой дощечки есть цифра. Чтобы наш мост был крепок, дощечки надо сложить по порядку (от 1 до 12).

(Дети складывают, проверяем). Сосчитаем дощечки по порядку, ничего не пропустили? А давайте вместе посчитаем, а музыкальный счет будет вести ____________ .

И мы вместе посчитаем дружно дощечки мостика.

Ребята, назовите какая цифра стоит перед числом 10, назовите соседей цифры 4, а какая цифра стоит после 7.

Наш мост в порядке. Предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка с музыкальным сопровождением.

Воспитеталь:

Ну что ж летим дальше, нас ждут сказочные герои?

Дети:

Да!

(Один круг полета и занимают свои места под музыку).

Воспитеталь:

А пока мы в пути, ответьте, ребята, а какое сейчас время года?

Дети:

Заканчивается осень!

Воспитеталь:

А сколько месяцев в году? А сколько в каждом _________ времени года? Назовите их. (Дети перечисляют) Ребята, прислушайтесь: слышите, звучит волшебная музыка. Мне кажется, мы приближаемся к сказочной стране, и наш самолет совершает посадку. Пристегните ремни, мы приземляемся. (Имитируем пристегивание ремней).

Ребята, прислушайтесь, может вы уже догадались, какие же герои нас встречают? (Дети отвечают)

Вот мы и в сказочной стране и вы правильно угадали сказочных героев, и они нас встречают, а из каких они сказок? (Дети отвечают). Герои из сказок, ребята, приготовили для нас задание и просят их выполнить.

Задание 1.

Логическая задача (выставляется иллюстрация).

Посчитайте, сколько детей спряталось у папы под плащом!

Дети:

Четыре.

Воспитеталь:

Почему?

Дети:

Потому что у одного ребенка два ботинка, а ботинок всего восемь.

Воспитеталь:

А кто еще спрятался под плащом у папы?

Дети:

Собачка!

Задание 2.

(Выставляются часы (3)). “Найди и покажи!”

Предлагаю детям показать те часы, которые показывают 12 часов.

(Дети показывают)

Музыкальный руководитель:

Ребята, а какие еще часы вы знаете?

Дети:

Музыкальные: одни с кукушкой, другие со звоном.

Музыкальный руководитель:

А кто мне скажет, какие музыкальные часы самые знаменитые в нашей стране? А теперь, ребята, скажите, какие бы вы выбрали музыкальные инструменты (которые у нас есть в детском саду). имитирующие бой часов.

Дети:

Металлофон, треугольник.

Музыкальный руководитель:

А теперь посмотрите на наши часы, они у нас музыкальные. Вам нужно определить который час на них и озвучить их на муз. инструмент. (Дети выполняют). Выходите и берите любой из выбранных инструментов. Вот наши часы справа, какое время они показывают, - мы сейчас услышим (игра на треугольниках).

А вот часы слева, нам сейчас тоже пробьют свое время!

Задание 3.

Составим и решим арифметическую задачу.

Воспитеталь:

Но для начала, мы вспомним, а что в задаче есть?

Дети:

Условия, вопрос, ответ, решение!

Воспитеталь:

А теперь я вам предлагаю по этой картине (выставляю) составить задачу.

Как вы думаете, какое мы составим условие?

Дети:

У Винни Пуха 10 красных круглых шариков, а у Пятачка два овальных зеленых шарика.

Воспитеталь:

А какой мы зададим вопрос?

Дети:

Сколько всего шариков у Вини Пуха и Пятачка вместе?

Воспитеталь:

Сосчитайте, ребята.

Дети:

Двенадцать.

Воспитеталь:

Почему?

Дети:

Если мы к десяти шарикам прибавим два шарика, то получим число 12.

Воспитеталь:

Предлагаю записать решение в схему задачи.

Итак, ребята, последнее задание и если мы его выполним, то узнаем, какой герой нас еще ждет в гости.

Задание 4.

“Нужно соединить точки и узнать, кому это принадлежит, и из какой сказки этот герой? Но перед выполнением мы проведем пальчиковую гимнастику: “У дрозда на день рожденья”.

(После выполнения пальчиковой гимнастики выполняют задание)

Что мы с вами получили? Какому герою принадлежит? А из какой сказки?

Дети:

Буратино!

Воспитеталь:

Правильно, ребята, это – Буратино!

Буратино:

Ну что же милые друзья,
Я рад, что вы узнали меня!
Каждый просто молодец,
Путешествию конец!
С математикой дружите,
Знания свои копите!

И я вам предлагаю поиграть, у меня есть любимые музыкальные инструменты, – на которых вы можете не только поиграть, но и поупрожняться в счете.

Воспитеталь:

Буратино, наши дети умеют играть на этих инструментах. Ребята, давайте исполним для Буратино и сказочных героев “Веселый ____________________”.

(Дети исполняют).

Ну что, ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Буратино и все твои друзья, вы с нами?

(Отвечают, да!)

Тогда, пристегните ремни и закройте глаза. Начинаем отсчет от 10 до 0. Летим в детский сад.

(Звучит музыка).

Вот мы и вернулись в детский сад.

Понравилось ли вам наше путешествие? Что показалось интересным? А что на ваш взгляд оказалось трудным? Что легким? Ребята, а с каким числом мы познакомились?

(Отвечают).

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня занимались и нашим сказочным героям тоже.

Используемая литература

  1. Подборка психогимнастики.
  2. Конструирование. Л.В. Куцакова.
  3. Использовались пословицы из сборника “Пословицы и поговорки”.
  4. Математика 6-7 лет. Е.В. Колесникова.
  5. Пальчиковая гимнастика из книги “Арифметика” для малышей Н. Владимировна.
  6. Музыка из мультфильмов для сказочных героев.
  7. Оркестр сочиняли с музыкальным руководителем Рябченко И.И.

(Приложения к уроку не представлены, т.к. имеют большой объем. Находятся у автора статьи)