Урок химии по теме "Типы химических реакций"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (364 кБ)


Урок предназначен для учащихся 8-го класса базового уровня общеобразовательной школы, используется на этапе изучения темы «Изменения, происходящие с веществами», способствует быстрому и качественному усвоению материала.

Цель урока: Сформировать понятия: реакция соединения, разложения, замещения, обмена.

Задачи:

Образовательные:

  • Систематизировать знания учащихся о явлениях, происходящих с веществами, совершенствовать умения школьников при составлении химических уравнений, рассмотреть классификацию веществ по «числу и составу исходных и образующихся веществ», «по тепловому эффекту».

Развивающие:

  • Совершенствование умения сравнивать и обобщать; развитие памяти, устойчивого внимания, самостоятельного мышления, умения быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, развитие интереса к предмету.
  • Продолжить формирование экспериментальных навыков работы учащихся при работе с лабораторным оборудованием и реактивами; формирование умения оформлять результаты учебного эксперимента; развитие способности к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные:

  • Формирование научного мировоззрения учащихся; воспитание культуры общения через работу в парах ученик–ученик, учитель–ученик; воспитание таких качеств личности, как наблюдательность, пытливость, инициатива, стремление к самостоятельному поиску.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: Компьютер учителя, проектор.

Оборудование и реактивы для проведения демонстрационных опытов:

  • Порошок алюминия, йод, водный раствор аммиака, соляная кислота, бихромат аммония, натрий, вода, фенолфталеин;
  • Ступка с пестиком, химический стакан 100 мл, асбестовая сетка спички, кристаллизатор

Оборудование и реактивы для проведения лабораторного опыта:

  • Штатив для пробирок, пробирки;
  • Раствор сульфата меди (II), гидроксида натрия

Основные понятия: Физические и химические явления, условия возникновения химических реакций, признаки протекания химических реакций, уравнение химической реакции, классификация химических реакций: типы химических реакций по числу и составу исходных и образующихся веществ (соединения, разложения, замещения, обмена), по тепловому эффекту( экзотермические, эндотермические)

Сопровождение урока:

  • Презентация «Типы химических реакций»;
  • Игры: «химическое лото», «химическая атака».

Ход урока (2 часа)

Этап урока Учитель Ученики
1. Организационный
момент
Сообщение темы и цели урока
(слайд 2, 3)
Записывают в тетради
2. Актуализация знаний Ведет фронтальный опрос: физические и химические явления

2. www.fcior.edu.ru/
Имя программы: OMS Player
Издатель: Russian National Multimedia
Модуль: Первоначальные представления о химических реакциях
1. Отвечают на вопросы учителя;


2. Работает один ученик с модулем,
класс проверяет через проектор
3. Изучение нового материала Недавно, перелистывая старые журналы, мне на глаза попалась старая химическая сказка, которую я решила прочитать вам. Но вы должны будете выполнить некоторое задание…
Читает химическую сказку
(Приложение 1)
Выполняют задание в тетрадях :
1. Выписать все физические явления, о которых идет речь в сказке
2. Выписать все вещества, о которых идет речь в сказке
3. Выписать химические явления, о которых идет речь в сказке
  Проверка выполненного задания
(слайд 4)
Проверяют задание
  Формирование понятия
реакция соединения: (слайд 5)
А теперь и мы давайте мысленно перенесемся в королевство Марьи Ивановны – химическую лабораторию - и поближе познакомимся с ее подданными. А знакомство начнем с аммиака и соляной кислоты…
Демонстрация реакции взаимодействия аммиака с соляной кислотой, алюминия с йодом
Вопросы учителя
(эти вопросы одинаковы для всех типов реакций)
План:
1.Какие вещества вступают в реакцию?
2. Каковы условия возникновения химической реакции
3.Назовите признаки протекания химической реакции
4.Запишите уравнение химической реакции
5.Что общего между записанными реакциями? (наводящий вопрос: сколько и какие вещества вступают в реакцию?)
6.Какое название вы дали бы реакциям такого вида?
7. Попробуйте дать определение таким реакциям.
В случае если произвести демонстрацию любого опыта не возможно - можно заменить их видеороликами, взятыми:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
school-collection.edu.ru/catalog/teacher/
Отвечают на вопросы и записывают в тетрадь основные моменты по мере появления их в презентации
(план работы со слайдом одинаков для всех типов реакций)
1. Взаимодействующие вещества
2. Условия возникновения химической реакции
3. Признаки протекания химической реакции
4. Уравнение химической реакции
5. Общая схема реакций
6. Тип реакции
7. Определение реакции соединения

  Формирование понятия
реакция разложения: (слайд 6)

Продолжаем наше путешествие: сейчас мы находимся на острове солей, где извергается знаменитый вулкан «бихромат аммония» и я предлагаю посмотреть это.

Демонстрация реакции разложения бихромата аммония
Отвечают на вопросы учителя, подобные тем, что были заданы при рассмотрении реакции соединения и самостоятельно в ходе беседы выводят общую схему реакции разложения, дают определение.

Записывают в тетрадь основные моменты по мере появления их в презентации
  Формирование понятия
реакция замещения: (слайд 7)

Ну а теперь милости прошу, гости дорогие.
Знакомьтесь: вода-невеста и жених-натрий.

Демонстрация реакции
Взаимодействия натрия с водой
Отвечают на вопросы учителя, подобные тем, что были заданы при рассмотрении реакции соединения, разложения и самостоятельно в ходе беседы выводят общую схему реакции замещения, дают определение.

Записывают в тетрадь основные моменты по мере появления их в презентации
  Формирование понятия
реакция обмена: (слайд 8-11)
У нас осталось два вещества, с которыми мы еще не успели познакомиться: сульфата меди (
II) с гидроксидом натрия

Лабораторный опыт:
Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия
В случае если произвести лабораторный опыт не возможно - можно заменить их видеороликами.
( тогда слайд №8-10 можно опустить)
Учащиеся слушают
1. Инструкцию по выполнению работы
2. инструктаж по технике безопасности
3. выполняют лабораторный опыт
4. обсуждаем и записываем результаты проведенной работы по вышеописанному плану

4. Закрепление изученного материала Учитель задает вопросы, обобщающие полученные знания учащихся о классификации реакций:
1. По числу и составу исходных и образующихся веществ
2. По тепловому эффекту
(слайд 12)
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы и фиксируют в тетради общую схему классификации
  Учитель дает Задание №1:
Укажите тип химической реакции
Проверяет по ходу выполнения упражнения
(слайд 13)
Один ученик работает у компьютера, остальные учащиеся работают устно.
  Учитель объясняет правила выполнения Задание №2:
Химическое лото (приложение 2)
разложить карточки цветной стороной вверх, правильно совмещая уравнение химической реакции и его тип.
Проверяет после выполнения задания каждой парой
(слайд 14)
Учащиеся работают в парах,
по мере выполнения учащимся выдается новый вариант лото
  Учитель объясняет правила выполнения Задание №3:
Химическая атака
Проверяет правильность выполнения задания: фиксирует правильные /неправильные ответы, выставляет баллы
(слайд 15, 16)
Класс делится на 4 группы.
Учащиеся работают в группах, определяя реакции определенного вида ( реакции соединения, разложения, обмена, замещения)
Учащийся от каждой группы выходят и по очереди открывают свой тип реакции, стараясь как можно быстрее открыть все свои реакции
  Учитель дает Задание №4:
Расставить коэффициенты в записанных схемах химических реакций
Выполняют задание в тетради,
проводят взаимопроверку, сдают учителю.
5. Подведение итогов урока Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки
 
6. Домашнее задание Учитель дает домашнее задание Учащиеся записывают домашнее задание

Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:

  1. www.fcior.edu.ru/
    Имя программы: OMS Player
    Издатель: Russian National Multimedia
    Модуль: Первоначальные представления о химических реакциях
  2. school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

Дополнительная литература:

  1. О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов Изучаем химию в 8 классе – М.: БЛИК и К, 2003.
  2. Т.З. Савич Формирование понятия о химической реакции –М.: Просвещение, 1985.
  3. С.П. Шалыгин, Н.А. Ждан Демонстрационный эксперимент по неорганической химии – Омск, 1997.
  4. Г.И. Штремплер, Г.А. Пичугина Дидактические игры при обучении химии – М.: Дрофа, 2003.