Из опыта организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики в среднем звене

Разделы: Математика


1) При решении примеров по математике необходимо осуществлять быструю проверку выполненных каждым обучающимся заданий.

Если в учебнике не даны ответы, иногда поступаю таким образом.

Например, учащимся 7 класса дается № 4 из учебника алгебры (Авторы Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, М.: Просвещение, 2003).

В этом номере даны 12 примеров на действия с обыкновенными дробями и смешанными числами.

В поурочном плане пишу ответы к этим примерам.

А на доске записываю эти же ответы в порядке, написанном над числами, т.е. меняю порядок записи ответов.

Учащиеся сами проверяют свою работу, ищут, есть ли найденный ответ в этом списке. Если есть, продолжают решение, а если нет, ищут ошибку. В этом случае все ответы перед учащимися на доске в течение всей работы. В это время я тоже проверяю, в основном у слабоуспевающих. У тех, кто выполнит все задания одного номера и проверит по записи на доске, стараюсь проверить и сама.

2) Проверку выполненных заданий провожу и так.

Ответы, которые отсутствуют в учебнике, записываю на карточках, тоже в произвольном порядке. Те, кто закончил выполнение всех заданий, проверяют свою работу по карточке.

В этом случае обучающиеся получают карточки с ответами после выполнения всех заданий. Но могут проверять и те, кто выполнил часть заданий. На класс из 20 учащихся обычно готовлю 6-7 карточек с ответами. Карточки берут у меня и после проверки сдают.

При этом у учителя освобождается время, т.к одновременно может осуществляться проверка у нескольких учащихся. Это время можно использовать для оказания помощи затрудняющимся учащимся.

3) Еще об одной из форм организации самостоятельной работы учащихся.

На 1 урок даю 12-16 заданий разной трудности.

Например, 20.02.07 в 5 классе была проведена следующая работа. Задания даны по учебнику “Математика” для 5 класса общеобразовательных учреждений, авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, М.: Мнемозина, 2006.

Первые 3 примера задаю с помощью магнитного набора “Доли и дроби”. Следующие 12 заданий с указанием страниц, номеров записываю на доске, можно записать и на карточках. Заранее готовлю для себя таблицу на картоне формата А4 со списком учащихся и с указанием заданий, номеров. Если дается задача, отмечаю “Задача”. Если имеется ответ в конце учебника, тоже указываю в таблице. На этом же листе записываю все решения. Это необходимо для быстрой проверки работ учащихся.

Так же заранее готовлю одну такую же большую таблицу со списком учащихся и с указанием номеров и вывешиваю на доске. В таблице пишу только имя учащегося, если в классе есть тезки, то рядом с именем ставлю первую букву фамилии. Эта таблица висит в течение всей работы.

Снизу в таблице указываются дата, класс.

В начале работы объявляю, что в конце урока будут выставлены оценки и что при этом не будет ставиться “2”. Учащиеся могут начинать с любого задания.

Во время самостоятельной работы обхожу, проверяю выполненные задания, если решение правильное, отмечаю знаком “•” маркером красного цвета в таблице, которая у меня в руках. И эти же выполненные задания отмечаю тем же толстым маркером знаком “+” в большой таблице на доске.

При этом сразу видно, кто как решает. Когда дается такая самостоятельная работа, учащиеся стараются работать как можно быстрее, начинают соревноваться между собой, хотя соревнование не объявляется.

В конце урока с правой стороны таблицы отмечается количество правильно выполненных каждым заданий и пишутся оценки по итогам всей работы.

Такие формы организации проверки выполненных заданий способствуют формированию самостоятельности у обучающихся, позволяют добиться более быстрого темпа работы.