Цикл коррекционно-развивающих занятий с детьми в ТЖС, а также с детьми с тревожным эмоциональным фоном

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: создание условий для гармонизации личности ребенка на основе развития его психо – эмоциональной сферы.

Задачи:

  • сформировать способности принимать свои чувства, мысли, как основу для выбора поведения;
  • повысить самооценку, определить значимые ценности и помочь наладить взаимоотношения с окружающим миром;
  • выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса – отреагирование психотравмирующих переживаний, оперативная помощь, эмоциональная разрядка.

Методы работы:

  • Диагностика детей с тревожным эмоциональным фоном (рисуночный тест Сильвера);
  • Психогимнастика;
  • Моделирование и анализ проблемных ситуаций;
  • Арт-терапевтические методы;

Этап обсуждения и рефлексивного анализа: беседа (обсуждение проблемной ситуации); возможное решение проблем.

Материалы, необходимые на занятиях: листы белой бумаги разного формата (А3,А4), простые карандаши, кисти, акварель и гуашь, пастель, пиалы с водой, цветные карандаши, ножницы, клей.

Описание методик, используемых на занятиях с детьми.

Каждое занятие включает в себя чередование видов деятельности: психогимнастика, арт– терапевтические техники, обсуждение работы (беседа), рефлексия.

Диагностика детей с тревожным эмоциональным фоном (рисуночный тест Сильвера).

Цель: оценка эмоционального состояния детей и взрослых. Данная методика разработана с целью выявления дипрессивных и агрессивных тенденций у учащихся.

Используемый материал: набор карточек с различными героями, персонажами, животными, пейзажами (весь набор картинок отражает нашу действительность и сказочный мир – Приложение 1).

Инструкция для детей: подойдите к столу, рассмотрите внимательно каждую картинку, которая лежит на столе (Приложение 1), выберите 3 карточки, которые вам кажутся более интересными, и нарисуйте историю, запечатлите на листке бумаги самый интересный момент истории (в данной методике не оценивается художественное выполнение задания), постарайтесь точно изобразить картинку, как на карточке (нарисовать детали такими, какие есть на карточке), психолог обязательно должен сказать, что детали, образы можно придумать и дорисовать к рассказу. После того, как дети нарисуют историю, психолог говорит: «вам необходимо придумать рассказ к своему рисунку и написать его» (повествование к своему рисунку в любом жанре: проза, стихотворение, сказка, рассказ и др.).

2) Психогимнастика является некой разминкой, снижает физические зажимы в теле, развивает познавательные способности, способствует формированию устойчивой эмоционально-личностной сферы. Таким образом, ведет к сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей, в том числе, преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, освоение приемов эмоциональной саморегуляции, создание возможностей для самовыражения. В работе психолога психогимнастические упражнения проходят в виде игры. Приложение1.

Упражнения из раздела кинесиологии, «гимнастика мозга». Выполняя легкие физические упражнения (противопоказания к применению отсутствуют, также выполнять могут все, их можно адаптировать), можно активизировать работу мозга как в целом, так и отдельных его участков, таким образом, соединяя движение и мысль. Упражнения помогают улучшению свое состояние, прилива энергии, уверенности в себе. Также помогают настроить на важную и приоритетную работу. Приложение 2.

Использование данных упражнений в цикле коррекционно-развивающих занятий позволяет настроить участников группы на планомерную работу над собой, над своим мироощущением, позволяет увидеть свою «проблему» с другой стороны.

Упражнения из «Гимнастики мозга» разнообразны и интересны, и они замечательно описаны и наглядно отражены в книге Смирновой С.С., Цыпленковой О.А. «Снятие учебного и рабочего стресса. Сборник упражнений образовательной кинесиологии».

3) Моделирование и анализ проблемных ситуаций.

Моделирование является неким построением проблемы, с которой будет работать психолог. Чтобы сформировать подобные проблемы и задачи, необходимо собрать группу детей/учащихся, с которыми в рамках коррекционно-развивающих занятий психолог будет работать. Возможны 2 ситуации, при которых психолог будет отбирать учащихся/детей в подобную группу.

1 ситуация: обращение родителя/родителей с запросом на своего ребенка. В данную группу будут входить дети, чьи родители обращались с запросом: из многодетных семей, из неполных семей, семей с низким достатком, и семей, в которых прослеживается тревожное, девиантное (в разных ее проявлениях) состояние или поведение ребенка.

2 ситуация: психолог проводит начальную/промежуточную диагностику по выявлению высокого уровня тревожности у детей во всех студиях. При обработке данных психолог выбирает учащихся, которым требуются развивающие групповые занятия. Примечание: на развивающие занятия психолог может пригласить детей/учащихся только с согласия родителя/родителей.

Итак, моделирование будет являться именно построением гипотезы психологом в отношении каждого участника группы коррекционно-развивающих занятий.

Анализ проблемных ситуаций будет являться непосредственной работой психолога с каждым участником группового тренинга, другими словами, это поиск истинных причин тревожного состоянии ребенка или его девиантного поведения.

4) Цикл арт– терапевтических занятий можно использовать тем психологам, которые знакомы с расшифровкой цвета, положения, символикой, архетипами используемых в продуктах творчества участниками группы. Это важно, так как продукт творчества участников группы создается бессознательно, спонтанно, тем самым работа становится все более ценнее для психолога, ему необходимо выполнять множество задач при работе с использованием арт– терапевтических методик, а именно: отследить, с какими эмоциями, чувствами выполняет участник задание, соответствует ли вербальное эмоциональное состояние участника продукту его творчества, какую символику в своей работе использует, какие оттенки, цвета выбирает, как все это соотносится с историей или рассказом рисунка. Психолог быстро отслеживает все эти моменты в работе участников и реагирует, задавая соответствующие вопросы. Вопросами психолог подводит к истинной проблеме, т.е. причине проблемы. Необходимо помнить психологу, что каждое занятия групповой работы группы необходимо заканчивать на позитивной ноте с каждым участником. Несмотря на причину проблем, психолог раскапывает яму в душе ребенка, но он должен аккуратно вложить положительные впечатления. Психолог вместе с участником должен найти ресурс, который придаст участнику сил двигаться дальше.

Данный цикл в рамках арт-терапии разработан и подобран с целью раскрытия внутреннего мира индивидуума, усиления его внутреннего ресурса.

5) Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок.

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю. Участники вместе с психологом задают вопросы к рассказу и рисунку. Психолог задает вопросы исключительно по существу, которые про себя подмечает и диагностирует (учитывая символику, цвет, сюжет, рассказ), исходит также из гипотезы, которую в начале занятий ставит (подтверждает или ставит новую, над которой в дальнейшем работает с участником).

В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные. Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

В итоге, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы – перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне групповой работы.

Рефлексия. Каждое занятие заканчивается подведением итогов. Обмен мнениями (в кругу). Обмен эмоциональным состоянием в виде беседы в произвольной форме, но с элементом талисмана. Вводится в начале групповых занятий– игрушка, которая помогает детям держать дисциплину – говорить только при наличии талисмана в руках.

Описание арт-терапевтических техник, используемых на коррекционно-развивающих занятиях:

1 занятие:

Цель: знакомство внутри группы, раскрытие собственного «я».

При первом занятии у психолога нет цели «докопаться» до истинной причины проблемы, первое занятии направлено на знакомство группы, на создание атмосферы открытости и доверия, заинтересованности участников на дальнейшую работу.

Использование техник: «Нарисуй свое имя!»; «Диалог в паре».

Инструкция1: нарисуйте на листе свое имя, используя карандаши или краски или фломастеры. После того, как дети закончили, психолог предлагает представить свое имя, рассказать, чем он любит заниматься. Происходит презентация своего имени через лист бумаги, тем самым раскрепощая детей в представлении себя напрямую.

Это упражнение позволяет увидеть психологу, есть ли какой-либо зажим у ребенка, легко ли ему самовыражаться, как он себя оценивает и преподносит перед окружающими (самооценка ребенка), насколько соответствует его рассказ действительности. Проще говоря, данное упражнение позволяет психологу определить и поставить для себя гипотезу (возможную проблему, которая мешает ребенку гармонично развиваться и социализироваться в различных социальных институтах), данная гипотеза позволит психологу понять, в каком направлении двигаться с ребенком и в какую сторону его направлять.

Инструкция2: заполните пространство листа по своему усмотрению. Молча в паре рисуем, каждый разным фломастером/карандашом. После 10 минут вместе придумаем нужно название своему рисунку и рассказ (в любой форме). Необходимо подобрать музыкальное сопровождение (напеть песенку).

Это упражнение позволяет познакомить детей в группе, раскрепостить их и приобрести атмосферу доверия.

2 занятие:

Со второго занятия и последующего целью психолога является раскрытие у участников бессознательных образов, архетипов с дальнейшей проработкой не отреагированных реакций/ чувств и эмоций индивидуума.

Цель: раскрытие бессознательного образа – основано на ассоциациях ребенка.

Техники: «Каракули»; «Рисунок в рисунке».

Инструкция1: возьмите карандаш любого цвета в несведущую руку, закройте глаза и через несколько секунд начинайте заполнять пространство каракулями. После того, как закончили, рассмотрите рисунок и найдите образы и выделите их ярким цветом. Найдите связь между всеми образами. Как они живут на своем листе? Придумайте название и поэтический текст вместе со всеми образами, которые нашли.

Примечание для психолога: образы, которые увидите в рисунке, будут рассказывать вам историю про «самость» и «бессознательное» участника, которое живет в нем.

Инструкция2: вы нашли в предыдущем задании множество разнообразных образов, на другом листе нарисуйте один образ, который вам больше всего нравится. Когда все дети дорисуют, нужно пустить по кругу свои рисунки, каждый дорисовывает на полученном листе что-то свое, в дополнение. И так, пока свой рисунок не придет к тебе. Время ограничено, по 20 секунд, чтобы дорисовать и передать следующему(за временем следит психолог/тренер).

Примечание для психолога: участник тренинга выберет из всех своих найденных образов тот образ, который наиболее ему значим, т.е. является для него символичным в его жизнедеятельности. Образы могут нести в себе информацию как положительную или нейтральную, так и отрицательную/разрушающую для самого участника/ребенка. Через образ ребенок знакомит психолога со своим жизненным опытом (который закладывается символичными образами на бессознательном уровне).

3 занятие:

Цель: выявление или подтверждение тревожных факторов и актуализация их в виде рисунка.

Техники: 1) Рисуночный тест Сильвера. 2) Рассказ о рисунке.

Инструкция1-2: перед вами лежат разные картинки, рассмотрите каждое изображение. Выберите 3 карточки, которые вам кажутся более интересными и нарисуйте с ними историю, запечатлите конкретный момент, самый интересный. После того, как дети закончат, психолог просит назвать и написать рассказ. Каждый ребенок рассказывает о своей картине, рассказывает о главном персонаже. В группе дети также могут задавать вопросы друг другу.

Примечание для психолога: данный тест можно применять дважды: первый раз, когда отбираем по результатам данной диагностики детей на групповой тренинг; второй раз – на самих занятиях, в работе с группой. Второй раз проведения данной методики будет являться подтверждением гипотезы психолога или наоборот, даст толчок в построении новой.

4 занятие:

Цель: выявление возможных проблем (психоэмоциональных травм, не отреагированных переживаний) и коррекция поведения ребенка в отношении собственного восприятия.

Техники: «Метафорический автопортрет».

Инструкция: Представьте себе, если бы вы были растением, то каким!? Если бы вы были посудой, то какой!? Если бы вы были оружием, то каким!? Если бы вы были украшением, то каким!? На каждый образ делайте рисунок, их всего будет 4: растение, посуда, оружие и украшение. Можно рисовать в хаотичном порядке, так как вам больше нравится. После того, как дети закончили рисовать все 4 рисунка, попросите их составить рассказ от своего имени на каждый рисунок. Через минут 5 идет знакомство со всеми рисунками каждого из участников. Участник рассказывает про образ от первого лица, например: «Я кружка, живу вместе со своими кружками в шкафу за стеклом » и т.д.

Примечание для психолога: Последовательность рисунков связана с периодами жизни ребенка, с определенными потребностями и желаниями его. 1.Так, растение связано с самой ранней стадией развития для человека, показывает взаимосвязь человека со своим родом. 2.Посуда говорит о развитии оральной стадии, которая предполагает развитие права на существование; здесь можно смотреть на идентификацию пола с рисунком (вытянутые предметы будут нести в себе мужские черты, а углубленные – женские). 3.Оружие – это мужественность, анальная стадия развития, стадия развития границ. 4.Украшение – дипальный период, который отвечает за формирование идентичности. В данный период формируется право на любовь, ощущение свой значимости, ценности.

5 занятие:

Цель: выявление психического состояние ребенка, определение фаз «застревания».

Использование техник: «Готовые мандалы».

Инструкция: из представленных мандал выберите ту, которая вам больше всего понравилась. После закрасьте мандалу по своему усмотрению. После того, как дети закончили, психолог просит назвать мандалу и написать текст в свободной форме. Каждый ребенок зачитывает свой рассказ и показывает закрашенный рисунок. Психолог и дети задают вопросы.

Примечание для психолога: основателем данной методики является американский психотерапевт Джоанна Келлогг, которая создала концепцию архетипических стадий Большого Круга Мандал. Дж.Келлогг основывается на 12 стадиях развития человека, которые и вошли в Большой Круг Мандал. Каждая мандала отвечает за свою стадию развития сознания, начиная от зарождения жизни внутри тела матери до появления и развития за ее пределами. Шаблоны мандал даются для стабилизации психики человека. У каждой стадии есть свое описание, которое несет в себе определенную характеристику, т.е. стадию развития человека:

0 стадия – «О» пустота; стадия предшествует чему-то новому.

1 стадия – «чистый свет»; Дж.Келлогг связывает эту стадию с прикреплением плода к стенкам матки, с ощущением холода, потери, депрессии, покинутости. У данной мандалы отсутствует центр.

2 стадия– «блаженство»; связана с внутриутробным развитием. В мандалах четко не прорисован центр. Данная мандала говорит об экстазе, эйфории, зависимости.

3 стадия – «лабиринт, спираль, вихрь»; в мандале ярко выражен центр и движение от центра. Связана мандала с рождением, с ощущениями тревоги, движения, кризиса. Для психолога важно обращать внимание на то, какого цвета центр.

4 стадия – «начало»; связана с оральной стадией развития. В данной мандале есть выраженные границы, но нет взаимосвязи. Люди, выбирающие данную мандалу, -зависимые.

5 стадия – «мишень», концентрические круги в мандале; связана с анальной стадией развития. Люди, которые выбирают данную мандалу обладают эпилептоидным типом, человек, у которого механизм защиты – «отрицание», очень развит. У таких людей нет чувства значимости. Деньги являются для них эрогенной зоной.

6 стадия – «парадоксальное расщепление», единоборство с драконом; связана с эдиповой стадией. Данная стадия несет в себе конфликт, разрешение конфликта необходимо для идентификации со своим полом; на мандале будет видно, правильно ли проходит идентификация со своим полом.

7 стадия – «аквадрачивание круга», когда квадрат вписан в круг или много квадратных форм, также может быть крест в центре. Стадия говорит о том, что человек приобрел устойчивое состояние в жизни, хорошая социализация. Если какие-либо отклонения будут, то это будет выражаться в цветах, сюжете.

8 стадия – «функционирующее эго», пятиконечная звезда, свастика, движние. При выборе данной мандалы, человек живет в ладу со своими потребностями, происходит момент его индивидуализации, понимание своих целей и движение по пути достижения их.

9 стадия – «кристализация», соединение двух треугольников. Данная мандала характерна для людей зрелых, хорошо стоящих на ногах, стадия психея.

10 стадия – «ворота смерти», «Х» изображения, треугольники направлены вниз. Данная мандала характерна при экзистенциональном кризисе.

11 стадия – «фрагментация», нет в изображении симметрии, разные не сочетающие фрагменты, разно фактурные, нет сочетания цветов. Стадия ведет к моразму и деградации.

12 стадия – «транс идентичный экстаз». Может сопровождать человека в стадии озарения, взрыва, быстро возникает и быстро угасает.

По всем стадиям развития Дж.Келлогг созданы шаблоны мандал. Приложение 3.

По выбору данного шаблона, психолог может понять, на какой стадии развития данный человек находится, в каком он эмоциональном состоянии (характерные цвета, сюжет, рассказ).

6 занятие:

Цель: исследовать самооценку, отношение ребенка к своей личности, к своему телу; помочь ребенку посмотреть на себя с другой стороны.

Техника: «Диалог с визуальным образом».

Инструкция: дети приносят с собой кусок обоев, длина исходит из роста ребенка. Разбейтесь на пары и обведи каждый друг друга простым карандашом на листе обоев. По контору создайте более реалистичный свой автопортрет. После того, как дети закончили разукрашивать, психолог просит, чтобы каждый ребенок поговорил со своим портретом, провел с собой диалог и озвучил его перед группой (Что ты делаешь? Где ты? Что тебе нравится? И др.).

Примечание для психолога: данная техника позволяет определить самооценку человека, его отношение к себе, своему телу, к своей личности, а также позволяет определить положительные стороны.

7 занятие:

Цель: отражение собирательного образа собственного мироощущения.

Техники: «Мандала».

Заготовка к занятию: На листе бумаги формата А3 (горизонтально) начертить круг, который будет занимать максимально площадь листа. Круг можно начертить с помощью циркуля или тарелки.

Инструкция1: на листе бумаги, где начертан уже круг, вам необходимо заполнить пространство круга по своему усмотрению, используя либо карандаши, либо фломастеры, либо краски. После того, как дети закончили, психолог просит назвать полученный рисунок и написать к нему текст в любой форме. После, каждый ребенок зачитывает свой рассказ и показывает рисунок.

Примечание для психолога: Слово «мандала» с санскрита означает круг, сферу; любой круг, наполненный духовным содержанием. Данную технику можно использовать как в диагностичном, так и целебном свойстве. Сама техника направлена на собирание психики и концентрации ее в круге. Так, если психика ребенка/участника не совсем здорова/травмирована, это будет наглядно видно через нечеткие границы выхода за пределы круга, если символичность образа будет нести для участника угрожающую и разрушающую силу (примитивный пример, если девочка нарисует кинжал с кровью; если в кругу будет происходить убийство и т.д.). Если такие рисунки будут, и если до этого занятия у психолога возникали ощущения, что у данного ребенка более глубокие неотреагированные чувства, переживания, с таким ребенком предстоит работать за рамками групповых занятий, на индивидуальных консультациях. В большинстве случаях, когда дети с тревожным эмоциональным фоном быстро включаются и настраиваются на работу внутри группы, к 5-му занятию приходит поиск собственных ресурсов, психика сосредотачивает свои положительные и отрицательные монеты (если таковые имеются) в круг.

8 занятие:

Цель: поиск ресурсов через расслабление, медитацию участников к гармонизации личности.

Техника: «Дерево».

Инструкция: сейчас вы постараетесь расслабиться и будете следовать за моим голосом, закрыв глаза. Звучит спокойная музыка, звуки природы, леса, птиц. Психолог/тренер читает текст с интонацией: «Вы гуляете по тропинке, кругом вас свежий и теплый воздух, у вас много сил, вы легко движетесь и разглядываете все вокруг вас, поля и деревья. Пауза. Вы движетесь по тропинке, которая приводит вас в лес, светлый и спокойный, вокруг вас звуки птиц и шелест деревьев. Пауза. Вы движетесь дальше и видите вдали дерево, которое привлекло ваше внимание, оно стоит вдали от всех деревьев, одиноко, посреди поляны, привлекая взгляды проходящих мимо заблудших людей. Пауза. Мимо этого дерева невозможно пройти. Оно притягивает взгляды своей мощью и энергией. Пауза. Листья будто разговаривают и играют друг с другом. Пауза. Кора дерева притягивает своим теплом и нежностью. Пауза. Посмотрите на это дерево, рассмотрите, какой цвет у него, какие ветки, листья, какого оно размера, высокое или низкое, с корнями или без, почувствуйте его запах. Пауза. Посмотрите еще раз внимательно на это дерево и попрощайтесь с ним, ведь вам уже пора возвращаться из леса. Сделайте глубокий вдох и открывайте глаза». После того, как дети прослушали текст, психолог просит нарисовать дерево таким, каким увидели участники с закрытыми глазами. После того, как дети нарисуют, они рассказывают о своем дереве.

Примечание для психолога: данную технику лучше проводить в конце курса групповых тренингов, так как направлено на расслабление и поиск ресурсов. Как правило, технику дают, когда бессознательное начинает работать интенсивно. В данном курсе занятий каждая техника, каждое занятие направлено было на раскрытие бессознательных образов, следовательно, у детей оно активно включалось и работало. С помощью данной техники мы возвращаем участников тренинга в реальную жизнь с положительным эмоциональным зарядом, давая им ресурс, на который они могут опереться в реальной жизни.

Список используемой литературы:

  1. Рисуночные тесты. Роули Сильвер.
  2. Арт-терапия в работе с детьми Автор: М. В. Киселева; 2007 г.
  3. Арт-терапия детей и подростков. Автор: А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская; 2010 г.
  4. Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт. Редактор: Александр Копытин; 2012 г.
  5. Сборник упражнений образовательной кинесиологии «Снятие учебного и рабочего стресса». Автор С.С.Смирнова, О.А.Цыпленкова; 2011г.