Интегрированное психолого-логопедическое занятие "Добрые помощники". 2-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба, Логопедия

Класс: 2


Тема: Звук [б] и буква б.

Цель: коррекция нарушений навыков чтения и письма.

Задачи:

  • Закрепить знания учащихся о звуке [б] и букве Б.
  • Учить выделять звук [б] в слогах, словах.
  • Развивать навык чтения с буквой Б.
  • Формировать навык письма прописной буквы б.
  • Развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие; артикуляционную моторику, тонкую моторику с использованием элементов здоровье сберегающих и игровых технологий.
  • Обогащать словарный запас по теме «Осень».
  • Воспитывать доброту, отзывчивость, любовь по отношению к живой природе.

Оборудование: ноутбук, аудио магнитофон, аудио кассета с муз. композицией «Осень», СD-диск с музыкой для физминутки, календарь времён года, мягкая игрушка белка, корзина с листьями большая, корзина маленькая для грибочков, грибочки пластилиновые – 5 шт., магнитная доска, индивидуальные зеркала, профиль артикуляции звука [б], игрушка «Весёлый Язычок», картинка белка, сигнальные карточки, экран, демонстрационные карточки с буквой Бб, буквы разрезной азбуки, крышечки, трафареты букв, письменные элементы буквы б, компьютерные презентации «Звуки в разные времена года», « Четвёртый лишний», разрезные элементы буквы б, зашумлённая картинка белки с буквой б, пособие для дыхательной гимнастики «Осенний ветерок», пособие гимнастики для глаз, слоговые таблицы и упражнения для чтения, трафареты письменной буквы б, карточки для развития тактильных ощущений, листочки с письменными упражнениями, ручки, синие карандаши, магнитики.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Психологический настрой

Психолог: Ребята, здравствуйте, поздоровайтесь с нашими гостями. Сегодня они будут присутствовать на нашем занятии , но мы не будем отвлекаться, и будем очень внимательными.

Стали мы учениками
Соблюдаем режим сами:
Утром мы, когда проснулись,
Улыбнулись, потянулись
Для здоровья, настроенья
Делаем мы упражненья:
Руки вверх и руки вниз
На носочки поднялись
То присели, то нагнулись
И друг другу улыбнулись.
Взялись за руки друзья
На занятие пора!!!

II. Актуализация знаний

Логопед: Ребята, какие времена года вы знаете?

Ответы детей: Зима, лето, осень, весна.

(Включается презентация компьютерной игры «Учимся говорить правильно», звуки в разное время года на ноутбуке.)

Логопед: Ребята, послушайте внимательно звуки, и скажите к какому времени года они соответствуют.

(Дети по звукам определяют время года, а педагог показывает им изображение на ноутбуке, если они отгадали правильно).

Логопед: Давайте отметим стрелкой, какое время года сейчас.

(Дети отмечают на календаре времён года – осень. Включается презентация компьютерной игры «Четвертый лишний» на ноутбуке.)

Логопед: Ребята, назовите какие времена года изображены на картинках? Выделите лишнее время года, из четырёх картинок.

(Дети называют времена года, выделяют лишнее время года).

Логопед: Молодцы!

(Включается музыкальная аудиокомпозиция «Осень» на магнитофоне).

Психолог: Дети, о каком времени года идёт речь?

Ответы детей: Об осени.

Психолог: Ребята поиграем в «Хлопочки».

– Какие изменения происходят в природе осенью? Если такое бывает осенью, то вы хлопайте в ладоши.

  • Солнце светит ярко.
  • Опадают листья.
  • Улетают птицы на юг.
  • Идут дожди.
  • Собирают урожай.
  • Дети купаются в речке.
  • Дует холодный ветер
  • Звери готовятся к зиме.

Психолог: Молодцы, ребята. Зима – это холодное и голодное время года. Поэтому, чтобы перезимовать, животные к зиме делают запасы. Ребята, посмотрите у нас в гостях на занятии белка. Белка просит нас помочь ей собрать грибы на зиму. Давайте поможем белке, подготовится к зиме. И мы посмотрим, какие вы добрые помощники.
Сегодня мы с вами отправимся в осенний лес за грибами для белки. Мы должны с вами постараться выполнить все задания. Задания находятся в этой корзинке. За правильно выполненные задания грибочек попадёт в корзинку для белки.

III. Работа со звуком [б]

(Один из детей достаёт грибочек из корзинки с листвой).

Логопед: 1-й грибочек получим, если выполним гимнастику с «Весёлым Язычком».

(Выполняется перед индивидуальными зеркалами).

  • Упражнение «Заборчик».
  • Упражнение «Надуть щёки».
  • Упражнение «Трубочка».
  • Упражнение «Часики».

– Молодцы! У всех упражнения выполнены правильно, и 1-й грибочек отправляется в корзину к белочке.

(Один из детей достаёт грибочек из корзинки с листвой).

Логопед: 2-й грибочек получим, за работу со звуком [б].

(Показ предметной картинки «белка»).

Логопед: Ребята, произнесите слово «белка».

(Дети произносят слово «белка»).

Логопед: Какой звук мы слышим первым? Произнесите его чётко, перед индивидуальными зеркалами.

Дети: Звук «б».

(Вывешивается на доску профиль артикуляции звука [б]).

Логопед: При произношении звука «б». Губы сомкнуты и размыкаются от выдыхаемого воздуха. Кончик языка немного отходит от нижних зубов. Язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос). Положите ладонь к горлу, и произнесите звук [б]. Дрожит горло или нет?

(Дети произносят звук [б]).

Дети: Дрожит.

Психолог: Ребята, запомните, когда произносим звук [б] – губы сомкнуты.

– Поиграем в игру со звуком [б] . Поднимите сигнальную карточку если услышишь звук [б].

(Психолог закрывает рот экраном).

А, б, с, у, б, б, о, б.

Психолог: Молодцы! Поработали со звуком [б] – отправляем 2-й грибочек в корзинку белки.

IV. Работа с буквой Бб

(Один из детей достаёт грибочек из корзинки с листвой).

Психолог: 3-й грибочек получим, если поработаем с буквой Б.

(Показ демонстрационной карточки изображения буквы Бб).

Логопед: Звук [б] – обозначается буквой Б.

(Вывешивается буква из разрезной азбуки на доску – печатная буква Б).

Психолог:

Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Психолог: Найдите среди букв разрезной азбуки большую букву Б.

(Дети ищут букву Б).

Психолог: Обведите большую букву Б – пальчиком. Сконструируйте большую букву Б из крышечек, на трафаретах букв.

(Демонстрация письменной буквы б).

Логопед: Ребята, из каких элементов состоит буква б?

Дети: Овала и хвостика направленного вверх .

Логопед: Соберём букву б из элементов.

(Дети выполняют задание).

Логопед: Посмотрите, на картинку, что за лесной зверёк на ней?

Дети: Белка.

Логопед: Какая буква спряталась в этой картинке? (Ответы детей.)

Показ зашумленной картинки белки с изображением буквы б.

Логопед: Посмотрите, внимательно. Пушистый хвост белки направлен вверх. Прописная буква б вписывается в силуэт белки. При написании прописной буквы б, запомните, она похожа на белку.

Логопед: Молодцы! Поработали с буквой Б – отправляем 3-й грибочек в корзинку белки.

V. Физминутка

Психолог: Ребята, вы наверное наблюдали такую картину когда осенью ветер срывает с деревьев листья. Представим, что мы с вами осенние листочки.

(Движения выполняются под классическую музыку, со словами).

Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер– полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели–
И на землю снова сели.

(Детям раздаются пособия для дыхательной гимнастики «Осенний ветерок»).

Психолог: Давайте, поиграем в «осенний ветерок».

(Дети выполняют дыхательную гимнастику).

VI. Работа по чтению с буквой Б слогов, слов

(Один из детей достаёт грибочек из корзинки с листвой).

Логопед: 4-й грибочек получим, когда почитаем с буквой Б слоги, слова.

Чтение слоговых таблиц.

БА-БА-БА-БА
БО-БО-БО-БО
БУ-БУ-БУ-БУ
БО-БО – НЕ-БО
БУ-БУ – БУ-СЫ
БЫ-БЫ – ГРИ-БЫ

Чтение предложений.

БЫ-БЫ-БЫ – В ЛЕ-СУ ГРИ-БЫ.

Логопед: Молодцы! Почитали с буквой Б, заработали 4-й грибочек .

VII. Письменные упражнения с буквой б.

Логопед: 5-й грибочек получим, если научимся писать букву б.

Психолог: А, сейчас мы понаблюдаем глазками, как ветер может играть с листочками.

(На доске вывешивается гимнастика для глаз, и с помощью указки с листочком. Дети выполняют гимнастику для глаз).

Логопед: Ребята, поработаем с буквой б по образцу. Возьмите ручки и обведите трафарет сначала овал, потом ведём прямую линию вверх, и закругляем палочку вправо, вспоминаем хвост у белки.

(Педагог вывешивает на доску образ белки с буквой б).

Психолог: А, сейчас поработаем пальчиками. Обведём букву б. Сначала овал, потом ведём прямую линию вверх, и закругляем палочку вправо, вспоминаем хвост у белки.

(Педагог раздаёт детям карточки буквы б, изготовленное на развитие тактильных ощущений).

Психолог: Сделаем пальчиковую гимнастику с шишками.

(Дети с шишками выполняют пальчиковую гимнастику).

Логопед: В нашем осеннем лесу листопад, и листочки не простые, а с письменными упражнениями.

  • Обведите букву б, по точкам.
  • Ребята, а сейчас вы должны написать самостоятельно букву б.

б б б б б б б б б б б

  • Напишите слоги с буквой б.

ба бо бу

  • Напишите слова с буквой б: Айгуль, Руслан

бобы, бусы

  • Подчеркните в слогах и словах букву б синим карандашом.

Логопед: Молодцы! Вы научились писать букву б – отправляем 5-й грибочек в корзинку белки.

VIII. Итог занятия

Логопед: Ребята, с каким звуком вы сегодня работали? (Ответы детей.)

Логопед: Ребята, какой буквой обозначается звук «б»? (Ответы детей.)

Психолог: Давайте, возвращаться в школу. Для этого нам нужно посчитать, сколько грибочков мы сегодня заработали для белочки.

Дети: 1, 2, 3, 4, 5 – грибочков (счёт хором).

Психолог: Ребята, вы сегодня справились со всеми заданиями. Вы действительно добрые помощники. Так как помогли белочке подготовиться к зиме, но мы думаем, что вы будите делать добро не только сегодня на занятии, но и в жизни. А белка приготовила вам лесное угощение.