Тематическая неделя психологии "Толерантность"

Разделы: Школьная психологическая служба


«Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю».
Антон де Сент-Экзюпери

В переводе «толерантность» – терпение. Но сегодня мы понимаем под толерантностью уважение прав другого, а также воздержание от причинения вреда всем и самому себе. При этом толерантность – это не уступка, не снисхождение, а активная жизненная позиция. Ни при каких обязательствах толерантность не может служить оправданием посягательств на права человека. Толерантный человек умеет принимать другого человека, который может отличаться от него по разным признакам: особенностям характера, национальным, расовым, культурным, религиозным признакам.

«Декларация принципов толерантности» была принята 16 ноября 1995 года. 16 ноября был объявлен международным ДНЕМ ТОЛЕРАНТНОСТИ.

Благодаря усилиям ЮНЕСКО, в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполнено своим особым смыслом, основанным на общей изначальной сути данного понятия в любом языке Земли. Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также в воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому человеку, означает вред для всех и для самого себя.

Доказано, что подростковый возраст является наиболее способным к усвоению социально значимых ценностей и формированию толерантности. Именно в этом возрасте идет поиск приемлемых социальных ролей, личностного самоопределения, развитие социальной активности и социальной ответственности, стремление проявить себя за рамками ближайшего социума. Поэтому формирование понимания проблем толерантного поведения необходимо развивать и воспитывать у учащихся.

В нашем лицее-интернате проводится тематическая неделя психологии «Толерантность».

Основные рабочие принципы Недели психологии в нашей школе были следующие:

  • неделя должна быть целостной и законченной, то есть иметь психологически очерченные начало и конец, основную идею и девиз;
  • необходимо использовать разнообразные виды работы, для стимулирования интереса учащихся к теме;
  • мероприятия недели должны охватывать всю школу ;
  • неделя должна проходить по утвержденному администрацией школы плану.

Ставились самые разнообразные задачи.

Развивающие задачи

  • Развитие навыков толерантного общения и социально-психологических свойств личности учащихся.
  • Развитие рефлексии.
  • Развитие мотивационной сферы.

Коррекционные задачи

  • Решение проблем интолерантной личности и отвержения в классном коллективе.
  • Формирование важнейших социальных навыков и умений, способности к эмпатии, кооперации, разрешению конфликтов путем сотрудничества.

Просветительские и психопрофилактические задачи

  • Формирование общего настроя на создание толерантной среды в лицее-интернате.
  • Стимулирование интереса к психологическим знаниям и к деятельности школьного психолога.
  • Удовлетворение потребности школьников в психологических знаниях.

По плану недели (Приложение 1) использовались разнообразные формы и методы работы: психологические акции, конкурсы, мониторинги и обследования, олимпиада, классные часы, сказки и притчи о толерантности и чутком отношении к другим людям, дискуссии, родительские собрания, социальный проект, наглядная агитация.

Одним из видов работы стали психологические акции. Психологическая акция – это форма развивающей работы школьного психолога, которая получила свое название по аналогии с различными художественными акциями, популярными в искусстве 70–80-х гг. XX века. Такое определение ей дала директор Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ» М.Р. Битянова.

Комплекс акций, разработанный в нашей школе, является инструментом диагностики и оценки эффективности содержания образовательной среды, он легко трансформируется и подходит для разного состава участников.

Особенность представленного ниже материала заключается в том, что он применяется как одна из форм развивающей работы не только с учащимися, но и с педколлективом, и с администрацией школы. При этом мы стараемся использовать крылатые выражения, пословицы и поговорки народов мира, т.к. афористичность и лаконичность фольклорного материала усиливают психологический эффект.

Основная цель таких акций – расширение жизненного пространства участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений, наглядное подтверждение афоризма «жизнь богаче, чем вы ее привычно воспринимаете».

Важные особенности акции – ненавязчивость и необычность. Она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто не хочет ее замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Акции создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди – близкими и интересными собеседниками.

Психологическая акция «Дерево толерантности»

Акция является важной частью дня толерантности, проводимого в лицее-интернате.

Участники: учащиеся и педагоги.

Цель: создать атмосферу общности и взаимопонимания у представителей разных этносов, представленных в образовательном учреждении.

Инструкция: выбери пословицу или поговорку о дружбе, принадлежащую какой-либо стране мира, любому народу, внимательно прочитай ее и укрась «Дерево толерантности».

Материал: макет «Дерева толерантности», большое количество пословиц и поговорок народов мира на разные темы, в том числе и о дружбе, написанных на бумаге в форме листьев дерева.

Шаги акции:

1. В школьном фойе устанавливается макет «Дерева толерантности».

2. Рядом на столах в большом количестве раскладываются пословицы и поговорки народов мира (заранее подготовленные учащимися) на разные темы.

3. Ребята и учителя в течение учебного дня читают написанные на «листьях дерева» и разложенные на столе пословицы и поговорки и выбирают ту, в которой говорится о дружбе. (Основной задачей является знакомство участников акции с многообразием народной мудрости.)

4. Участники украшают «Дерева толерантности» листьями с пословицами о дружбе и своими предложениями и пожеланиями, чтобы лицей стал территорией толерантности.

Макет «Дерева толерантности» в течение всей недели находится в фойе лицея-интерната для изучения и осознания участниками акции ценности дружбы в культурах разных этносов.

Акция «Сбор подписей под «Манифестом толерантности».

Все классы лицея принимали «Манифест толерантности» (Приложение 2). Манифест подписали – 290 учащихся. Все они считают, что толерантность должна стать законом жизни на Земле.

Во время недели работали волонтеры, которые помогали в организации психологических акций и проведении классных часов.

При проведении классных часов в зависимости от возраста учащихся использовались сказки и притчи о толерантности и чутком отношении к другим людям, выдержки из Манифеста Матери Терезы (Приложение 3), экспресс-диагностика уровня сформированности толерантности у подростков (Приложение 4), демонстрация презентаций и дискуссии.

С большим интересом лицеисты приняли участие в психологической олимпиаде по толерантности (Приложение 5).

На протяжении всей недели проводился конкурс на «Эмблемы толерантности», выполненные учащимися лицея. В конкурсе приняли участие учащиеся всех классов. Профессиональное жюри в лице педагога дополнительного образования, руководителя студии «Акварель», определило победителей конкурса.

В рамках недели осуществлялась межпредметная связь кафедр истории и психологии: в Международный день толерантности были проведены уроки по обществознанию.

Неделя психологии сопровождалась наглядной агитацией: стенд с информацией о проведении Дней толерантности в школе, стенд «Дерево толерантности», стенд «Эмблемы толерантности», стенда «Манифест толерантности», стенд «Итоги тестирования «Насколько вы толерантны?» и результаты олимпиады по толерантности». Кроме того, информация «По следам тематической недели психологии «Толерантность» была размещена на сайте лицея.

Приложение 6, Приложение 7, Приложение 8