Обобщение по разделу "Безударные гласные в корне слова" в форме игры "Счастливый случай"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Образовательные:

  • уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • проверить умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Развивающие:

  • развивать интеллектуальные способности;
  • формировать и развивать общеучебные навыки (сотрудничество, умение слышать и слушать) и умения работать в группах малого состава;
  • развивать связную речь, умение выразить свои мысли, аргументировать свой ответ.

Воспитывающие:

  • формировать коммуникативные качества, развивать ответственность не только за свои знания, но и знания, учебные успехи каждого ученика;
  • воспитывать бережное отношение к родному языку.

Тип урока: урок обобщения пройденного материала.

Педагогическая технология: игровое обучение.

Методы:

  1. Словесные: рассказ, беседа.
  2. Наглядные: компьютер, проектор, сигнальные круги, телевизор, DVD.

Система обучения: “Школа 2100”, 2 класс.

Структура урока:

  1. Организационный момент – 1-2 мин.
  2. Вступительное слово учителя – 2 мин.
  3. Минутка чистописания – 3 мин.
  4. Актуализация опорных знаний – 3 мин.
  5. Ход игры – 25 мин.
  6. Проверка усвоенного материала – 3 мин.
  7. Подведение итогов и награждение – 3 мин.

Ход урока

Структурные элементы урока Содержание взаимодействия с учащимися
1. Организационный момент. Психологический настрой класса на работу на уроке.
2. Вступительное слово учителя (Слайд 1).

– А.Н.Толстой писал: “Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью”.

Изучение русского языка – это великое дело. Неслучайно мы изучаем его в школе с 1 по 11 класс.

– Мы закончили изучение темы “ Безударные гласные в корнях слов и сегодня проверим, насколько хорошо мы усвоили содержание этой темы, и овладели навыками работы. Наш урок пройдёт в форме игры “Счастливый случай”. Сегодня в игре принимают участие 3 команды, которые покажут свои знания по теме “Безударные гласные в корнях слов”. А оценивать наши знания будет жюри, в состав которого входят ваши родители.

3. Минутка чистописания. – Какие гласные в корнях слов нужно проверять?

– Эти гласные мы сегодня будем писать на минутке чистописания: 1 ряд – а, о; 2 ряд – и, е; 3 ряд – яя. (Образцы на доске.)

4. Актуализация опорных знаний. – Как проверить безударную гласную в корнях слов?

– Как называются такие слова? Приведите примеры. Запишите эти слова в тетрадь

(трава – травы – травка – травушка).

5. Ход игры. 1-й гейм

“Заморочки из бочки” (слайд 3).

По одному ученику от каждой команды вытаскивают капсулу киндер-сюрприза, в которых лежат карточки со словами и читают эти слова.

(Слайд 4).

П . ЛЯ
З . МЛЯ
Т . ГРОВЫЙ
ПР . МОЙ
ГР . ЧИ
ГР . ЗА
В . СНА
ГР . БНОЙ
З . МА
С . ДЫ
СТ . ЛЫ
Л . СНОЙ
М . РЯ
Р . КА
В . РЕНЬЕ

– Запишите слова в столбик. Вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. Обозначьте орфограмму. (Проверка с помощью сигнальных кругов.)

– Прочитайте первое слово первого ряда, второго, третьего.

– Поднимите карточку с буквой, которая написана в корне ваших слов.

(За правильное выполнение задания команда получает 5 баллов.)

2-й гейм

“Ты – мне, я – тебе” (слайд 5 ).

Учитель обменивается теоретическими вопросами с учащимися.

Для каждой команды по 1 вопросу (слайд 6).

1 ряд – Какие слова являются проверочными?

2 ряд – Какие гласные в корне требуют проверки?

3 ряд – Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корнях слов?

(За правильный ответ – 2 балла.)

3-й гейм

“Тёмная лошадка ” (слайд 7).

Письмо по памяти (слайд8).

Ветер по м-рю гуляет
И кораблик подг-няет;
Он б-жит себе в в-лнах
На раздутых п-русах.

– Из какого произведения этот отрывок?

– Кто автор?

– Какие ещё произведения этого автора вы знаете?

– Что вы заметили?

– На какую орфограмму пропущены буквы в словах?

– Вставьте пропущенные буквы и подберите проверочные слова.

– Как нужно действовать, чтобы верно подобрать пропущенную букву?

– Прочитайте орфографически. Какие опасные места заметили?

(За правильный ответ команды получают по 1 баллу.)

– Запомните этот отрывок. Запишите по памяти.

– Проверьте (слайд 9).

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

Физкультминутка и гимнастика для глаз .

– По истечению всевозможных видов работы организм человека устаёт и требует отдыха.

1. Гимнастика для глаз.

а) Работа с офтальмотренажером.

б) Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

в) Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п. – сидя, руки подняты вверх.

1 – сжать кисти в кулаках, 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

– Ваши глазки и руки отдохнули, и я думаю, что вы готовы соревноваться дальше.

4-й гейм

“Дальше, дальше, дальше…” (слайд 10).

Каждая команда получает лист бумаги. Дети совещаются и пишут слова с безударной гласной в корне.

– 1 команда пишет слова с буквами – я,о; 2 команда –а,е; 3 команда – и.

(Команда победитель получает 3 балла.)

5-й гейм

“Спешите видеть” (слайд 11).

– Сейчас мы будем учиться слушать и слышать. В речи героев есть слова с интересующей нас орфограммой. Услышьте их.

Ученики просматривают несколько кадров мультфильма “Винни – пух и все, все, все…”.

– Напишите слова с проверяемой безударной гласной в корне из м/фильма.

( Проверка проводится в форме аукциона. Побеждает команда, которая назовёт последнее слово – 3 балла.)

6-й гейм

“Гонка за лидером” (слайд 12).

– Найдите “лишнее” слово (слайд 13).

– Аргументируйте свой ответ. Докажите.

1. Смех, смешной, смешить, смешать, смешинка.

2. Вода, подводник, водитель, водопад.

3. Лес, лестница, лесничий, перелесок.

– Как называются оставшиеся слова?

– Назовите проверочные слова в каждой группе слов.

– Назовите проверяемые слова.

– Запишите однокоренные слова в тетрадь (по командам).

(За правильно выполненное задание – 3 балла.)

6. Рефлексия. – Написание какой орфограммы мы сегодня повторяли?

– Закрасьте в тетради зеленый кружок, если считаете, что хорошо усвоили эту тему и всё было понятно.

– И закрасьте красный кружок, если что-то было непонятно.

– Мы ещё на других уроках и в следующих классах будем работать над этой темой и все её усвоим на отлично.

– Работу какой команды вам хотелось бы отметить?

7. Подведение итогов и награждение. Слово предоставляется жюри.

– Мне хочется поблагодарить жюри и детей и сказать, что вместе – мы сила, и справимся с любым заданием, поможем друг другу, а один в поле не воин.