Тематическая неделя "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей старшей группы ДОУ"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение

Деятельность каждого человека происходит в определенных условиях жизни и зависит от них. На здоровье человека влияют: чистота тела, одежда и жилище, полезное питание, сон, отдых, прогулки, проветривание помещения, занятия физической культурой, закаливание и психологический комфорт.

Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. С самого раннего детства мы формируем представление детей об образе жизни человека; о ритмичности жизнедеятельности, режимных моментах, организации дня в детском саду, отдыхе и досуге, о психологическом комфорте; о зависимости здоровья от образа жизни.

Начинаем, казалось бы, с самого простого: воспитания культурно-гигиенических навыков. Воспитание навыков самообслуживания процесс довольно длительный. Формирование почти всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Приемы, используемые при обучении культурно-гигиеническим навыкам практически неизменны, так как обеспечивают механизм формирования любого навыка. Это показ с подробными объяснениями действий, подробное словесное объяснение, частичный показ указания, напоминания с указаниями действий, общее напоминание, проверка выполнения действий, оценка.

Мною разработан план тематической недели: “Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей старшей группы ДОУ”, в рамках которой, в течение пяти дней, проводятся комплексные мероприятия для всех участников воспитательно-образовательного процесса, направленные на формирование культурно-гигиенических навыков и укрепление здоровья (Приложение 1, Приложение 2). Предлагаемый вариант планирования разработан с учетом федеральных государственных требований к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, где ключевыми понятиями являются интеграция образовательных областей и комплексно-тематический подход к реализации программы.

Целевые установки:

  • Совершенствование работы детского сада по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков и укреплению здоровья.
  • Привлечь внимание родителей к работе по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков и укреплению здоровья.

Образовательный потенциал тематической недели:

Педагог 1. Повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации работы по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков и укреплению здоровья, активизация творческого потенциала.

Педагог 2. Разработка методических материалов по теме: “Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков” (формы работы с детьми: игры, пособия, тематические карточки и т.д.).

Педагог 3. Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм совместной деятельности с детьми по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков и укреплению здоровья.

Педагог 4. Использование наиболее эффективных форм взаимодействия с семьей и социальными партнерами по формированию у дошкольников основ по сохранению и укреплению здоровья.

Ребенок 1. Дать элементарные знания о профилактике заболеваний полости рта. Продолжать знакомить с особенностями зуба человека, показать разницу в строении ротовой полости человека и животных.

Педагог 2. Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу. Закреплять умение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек.

Педагог 3. Продолжать воспитывать нормы поведения за столом, прививать культурно–гигиенические навыки; формировать положительное отношение к сверстникам, культуры поведения в коллективе, скромность вежливость, сдержанность.

Педагог 4. Совершенствовать навыки умывания намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком.

Педагог 5. Совершенствовать умение держать вилку большим и средним пальцами, есть разные виды пищи. Не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивать кисть. Закреплять умение пользоваться ножом, намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски. Учить есть второе блюдо, держа нож в правой руке, а вилку в левой. Во время еды держать приборы над тарелкой. По окончании еды класть их на край тарелки. Пользоваться салфеткой по мере необходимости

Педагог 6. Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности с детьми и взрослыми.

Родитель 1. Трансляция педагогического опыта родителями, внедрение в практику семейного воспитания разнообразных форм взаимодействия с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков у детей.

Родитель 2. Привлечение родителей к созданию условий по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

Родитель 3. Повышение родительской компетенции в вопросах воспитания культурно-гигиенических навыков у детей.

Родитель 4. Привлечение родителей к различным мероприятиям МБДОУ, в том числе с использованием их профессионального опыта (рассказ родителя о своей профессии – стоматолог).

Результативность тематической недели:

Педагог 1. Подведение итогов тематической недели в форме устного журнала “Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников”.

Педагог 2. Анализ результатов работы по организации и проведению тематической недели.

Педагог 3. Пополнение предметно развивающей среды группы дидактическими и методическими материалами по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков.

Ребенок 1. Подбор и классификация детских книг, иллюстраций сюжетных и предметных картинок по темам (предметы гигиены, столовые приборы, продукты питания, профессии людей).

Ребенок 2. Изготовление (приобретение) дидактических игровых пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и творческих игр.

Ребенок 3. Участие детей в Викторине на тему: “Здоровые зубы”.

Ребенок 4. Участие детей в деловой игре: “Слабое звено”.

Ребенок 5. Разыгрывание сюжета “На приеме у стоматолога”, “Кто из гостей ведет себя неправильно”.

Ребенок 6. Презентация плаката из картинок: “Правила борьбы с микробами”.

Родитель 1. Подготовка и презентация фотовыставки по теме: “Мы умеем правильно чистить зубы”, “Водичка-водичка умой мое личико”.

Родитель 1. Знакомство с информационными материалами в родительском уголке: “Если хочешь быть здоров”, “Как заботиться о здоровье ребенка”, “Как правильно чистить зубы”, и др.

Родитель 2. Участие родителей в совместных с детьми мероприятиях (Викторина “Здоровые зубы”, деловая игра “Слабое звено”, экскурсии) с привлечением профессионального опыта– “Гость группы”.

Родитель 3. Участие в практических занятиях педагога– психолога по формированию у дошкольников уверенности в себе.

Интеграция образовательных областей в ходе тематической недели

Здоровье Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. Воспитание культурно-гигиенических навыков. Воспитание привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически, следить за чистотой ногтей, самостоятельно чистить зубы. При кашле и чихании закрывать нос платком, отворачиваться в сторону; укреплять здоровье с помощью солнца, воздуха, воды, рассказывать о здоровом образе жизни; правильно пользоваться столовыми приборами (через пример взрослых, напоминание, объяснения, рассказы, игры, чтение)
Физическая культура Соблюдение режима (утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика, игры с движениями, пальчиковая гимнастика); участие в разнообразных подвижных играх этюдах, способствующих закреплению культурно-гигиенических навыков
Познание Активизация мышления детей через: решение проблемных ситуаций, логических задач, ситуативных разговорах, развивающих игр, дидактических игр, креативных заданий; двигательно-речевых миниатюр, тренингов и упражнений, закрепляющее культурно-гигиенические навыки.
Музыка Музыкальное сопровождение всех видов детской деятельности (слушание, пение, подпевание, беседы по содержанию песни, музыкально – ритмические движения, развитие артистических способностей.)
Чтение художественной литературы Слушание и обсуждение художественных произведений, заучивание стихотворений, пословиц, загадывание загадок, игры и упражнения по тексту стихотворений, считалок, сюжетные игры, рисование, физкультурные и музыкальные развлечения по теме.
Коммуникация Развитие свободного общения в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков (через ситуативные разговоры и речевые ситуации, беседы, настольно -печатные игры, отгадывание загадок, инсценировки, рассказывание, рассуждения и моделирование с помощью картинок.
Социализация Игры, создание педагогических ситуаций, развитие нравственных и волевых качеств, поощрение проявление уверенности, ответственности, самостоятельности, побуждение детей к самооценке и оценке действий и поведения других сверстников и взрослых.
Безопасность Приобщение к правилам безопасного поведения, ребенка в быту, формирование представлений об опасных ситуациях.
Художественное творчество Развитие образного представления, наблюдательности, способности замечать характерные особенности предметов (объектов) и передавать их средствами изобразительного искусства.
Труд Побуждать детей содержать в порядке свою одежду, обувь, прическу, следить за чистотой своего тела (через выполнение поручений, дежурства);изготовление атрибутов для сюжетных игр, элементов костюмов для игр драматизаций, двигательно-речевых миниатюр, подбор познавательного и иллюстративного материала для выставок, коллажей, альбомов.

Список литературы:

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, – СПб.: “Детство-Пресс”, 2005.
  2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья для дошкольников и младших школьников.М., ЭКСИМО,1995.
  3. Боги на Т.Н. Современные методы оздоровления дошкольников. – М.: Издательство МИПКРО, 2001.
  4. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста. Пособие для родителей и воспитателей, М., 2003.
  5. Брагина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Мозаика– Синтез, 2005.
  6. Вахрушев А.А. 2 часть. Здравствуй мир! Учебник-тетрадь для дошкольников. Издательство БАЛАСС.
  7. Вильдяева Н.И. Азбука правильного питания.
  8. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера, 2007.
  9. Гарнышева Т.И. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. СПб.: ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2011, 128 с.
  10. Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей. М.: Скрипторий 2003, 2007.
  11. Доскин В.А. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры. – М.: Просвещение, 2002
  12. Зайцев Г. Уроки Мойдодыра. Санкт– Петербург, “АКЦИДЕНТ”, 1997.
  13. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: Укрепление организма / худ. О.Р. Хофман – СПб: Детство-Пресс, 2006.
  14. Климович Ю.П. Учимся правильно питаться. Для воспитателей ДОУ, работающих по программе “Разговор о правильном питании” – Волгоград: Учитель, 2007.
  15. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: АРКТИ, 2002
  16. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. Программа для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  17. Лазарев М.Л. Здравствуй. Учебно – методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. М., Мнемозина, 2004
  18. Лифиц Е.А. “Развитие речи, движения и мелкой моторики. Комплексные занятия. Практическое пособие” / Е.А. Лифиц, И.В. Лифиц. – М.: Айрис – пресс, 2010 (Дошкольное воспитание и развитие).
  19. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: АРКТИ, 2000.
  20. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. М.:ТЦ Сфера, 2003.
  21. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе “Остров здоровья” / Авт.-сост. Е.Ю. Александрова. Волгоград: Учитель, 2006.
  22. Печерога А.В. “Развивающие игры для дошкольников”. – М.: ВАКО, 2008 – 192 с.
  23. Серия “Школа семи гномов”. Рабочая тетрадь.
  24. Степанова О.А. Игра и оздоровительная работа в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2003.Учимся правильно питаться. Для воспитателей ДОУ, работающих по программе “Разговор о правильном питании” / Авт.-сост. Ю. П. Климович. – Волгоград: Учитель, 2007.
  25. Чупаха И.В., Пужаева Е.3., Соколова И.Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. Научно-практический сборник инновационного опыта. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставрополь– сервис-школа, 2001.
  26. Шагаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. “Правила поведения для воспитанных детей”. Издательство АСТ, 2010.
  27. Швецов А.Г. Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2006.
  28. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. – М.: ТЦ Сфера, 2007.