Урок окружающего мира по теме "Экономика. Деньги. Бюджет". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Экономика

Класс: 3


Цель:

  • Познакомить с основными понятиями экономики: потребность, деньги, бартер, товары и услуги, бюджет;
  • Развивать познавательный интерес, мыслительные процессы;
  • Воспитывать предприимчивость, бережливость.

Форма работы: групповая.

Оборудование:

  • Презентация;
  • Шкатулка с записками по количеству детей (в записках: потребности, экономика, деньги, бюджет);
  • рабочие листы по количеству групп: потребности (№1), экономика (№2), бюджет (№3);
  • Конверт №1: рабочий лист №1, картинки на двустороннем скотче по 4 шт. (Скатерть-самобранка, волшебный сироп от всех болезней, волшебный сундучок, из которого можно достать любую, какую хочешь, игрушку, волшебный автомобиль, который сам катает детей, шкаф, из которого можно достать любую одежду, телевизор, который круглые сутки показывает мультики и детские передачи, дом, говорящая собачка), бумажные монетки;
  • Конверт №2: рабочий лист №2, карточки – природные богатства, капитал, труд;
  • Конверт №3: рабочий лист №3, изображение – кошельки разного размера для приклеивания;
  • картинки по 4 шт.: сказочный суп, прыг-скок караваи, разноцветный лимонад, клубничные торты;
  • лист расходов семейного бюджета (для игры);
  • бумажные «деньги» купюрами по 1т (для каждой команды по 30т, итого 120т) – распечатать 8 листов.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3,
Приложение 4, Приложение 5

Ход урока

1. Организационный момент

Парты стоят так, чтобы дети могли сесть по 4 группам. Дети становятся в круг.

2. Постановка цели

Ребята, меня зовут Ольга Александровна, я сегодня проведу с вами урок. Но для начала я хочу обратить ваше внимание на шкатулку. В ней лежат записки. Возьмите каждый по одной. Прочитайте. Все, у кого написано слово потребности, садятся за первый стол. И т.д. (карточки: потребности, экономика, деньги, бюджет)

Встаньте те, кто уже знает всё про экономику, потребности, деньги. Теперь встаньте те, кто немного знает, но не всё. А есть такие, кто еще не слышал ничего об экономике?

Что это? Сегодня мы поговорим именно об этом.

3. Работа над темой.

ПОТРЕБНОСТИ

Приложение 6, слайд 2. Ребята, мечтаете ли вы о чём-нибудь? Представьте, что вы стоите перед волшебным фонтаном, и стОит умыться его водой – как все желания тотчас исполняются. Вы бы хотели в нём умыться? Какие желания вы загадали бы?

Слайд 3. Как вы думаете, кто какое желание загадал? (девочка – куклу, мужчина – автомобиль, спортсменка – тренажёр, кошка – вискас, мальчик – велосипед)

Это то, что они хотели бы иметь, то, что им нужно. Это и есть потребности. А то, что вы загадали – это ваши потребности.

Слайд 4. А теперь представьте, что злой волшебник перенёс вас на необитаемый остров, где нет вообще ничего, даже пальмы не растут. Но тут прилетела добрая фея и сказала: я не могу перенести вас обратно, но могу подарить вам вот что:

  1. дом
  2. шкаф, из которого можно достать любую одежду
  3. эликсир от всех болезней
  4. телевизор, который круглые сутки показывает мультики и детские передачи
  5. волшебный автомобиль, который сам катает детей
  6. Скатерть-самобранка
  7. волшебный сундучок, из которого можно достать любую, какую хочешь, игрушку
  8. говорящая собачка

Но! Вы можете выбрать только 3 вещи. Что бы вы выбрали?

Групповое задание: Наклейте выбранные предметы на лист «Потребности». Почему вы выбрали именно это? Что ещё больше всего хотелось выбрать?

Сделайте вывод, какие потребности являются для человека основными? (еда, питьё, лекарства, одежда, жильё). У каждого человека много потребностей. Есть такие потребности, без которых человек не может жить: еда, сон, воздух, вода и т.д. (нужды)

Слайд 5. Посмотрите на девочку. Как вы думаете, какие у неё потребности? Что она сейчас хочет? (слайд: дети играют, а один мальчик в сторонке грустный) – потребность в общении.

Слайд 6. А у этой девочки? (прячется за маму)– потребность в безопасности.

Кроме потребностей в еде, одежде, жилье, разных вещах есть и другие – потребность в общении, в дружбе, любви, знаниях, безопасности.

Групповое задание: допишите потребности, которые ещё могут быть у людей.

Есть вещи, в которых нуждается не один человек или отдельная семья, а например целый город. Или страна. Например, городу нужен общественный транспорт. Или стране необходима система образования, чтобы учиться мог каждый ее житель. Или заводу по производству автомобилей нужен металл, резина, стекло, пластмасса и многое другое. То есть потребностей великое множество, они очень разные.

Упражнение-энергизатор «Я дарю тебе добро»

Мы с вами говорили о том, что у любого человека есть потребность в дружбе и любви. У вас есть в классе друзья? Давайте подарим им добро!

Я (руки к груди) дарю (протягиваем руки вперёд ладонями вверх) тебе (указываем на друга) добро (рисуем в воздухе сердечко).

Ты (указываем на друга) даришь (руки вперёд ладонями вверх) мне (руки к груди) добро (сердечко).

Мы (разводим руки в стороны) дарим (руки вперёд ладонями вверх) всем добро (сердечко).

ДЕНЬГИ

Как можно удовлетворить потребности?

Слайд 7. Вернёмся на необитаемый остров. Фея улетела, а вы проголодались. Что будете делать? (используем скатерть-самобранку) И вот оказалось, что у первой команды скатерть выдаёт только сказочный суп, у второй – прыг-скок караваи (которые сами прыгают в рот), у третьей – лимонад, а у четвертой – торты. Вам хочется попробовать то, что у других команд?

Что делать? Как удовлетворить потребность? (обменяться).

Обменяйтесь с другими (дети меняются картинками).

Слайд 8. Вот такой обмен называется бартером. Вы только что совершили бартерную сделку:)

А есть ли среди вас, ребята, такие, кто не очень любит суп? А поднимите руки те, кто любит торт. Как быть, если торт хотят все, а суп никто не хочет? Или все хотят торт, а суп хочет только 1 человек из команды? Как обменяться?

Нужна такая вещь, на которую согласны меняться все. Которая всем нравится и всем нужна.

И люди придумали такую вещь. Как вы думаете, что это? Это деньги. Теперь можно было не обменяться, а купить.

Слайд 9. Когда-то давно в качестве денег выступало всё, что угодно. Любая вещь, которую можно было носить с собой. Главное, что бы все вокруг верили, что это можно обменять на какие-нибудь ценные вещи: еду, одежду, кров. Ракушки, какао-бобы, красивые камушки и даже перья служили человеку деньгами. Золото и серебро приятны глазу, они мягкие, их легко обрабатывать и поэтому некоторые цивилизации владели способом их обработки. Из них делали монеты – то есть стандартные образцы этих металлов с определённым весом. Но позже люди поняли, что монеты неудобны. Когда их много, тяжело носить. Если хочешь купить что-то дорогое, то нужен целый мешок монет! И тогда люди изобрели бумажные деньги. В разных странах деньги разные.

Посмотрите на наш лист с потребностями и приклейте монетку рядом с теми вещами, которые можно купить за деньги.

ЭКОНОМИКА

Слайд 10. Откуда же берутся все эти вещи, которые мы покупаем? Ну например хлеб. (продаются в магазине, а в магазин поступают с завода, а завод из чего их делает? Из того, что даёт нам природа).

То что нам нужно для изготовления любых вещей? (Слайд 11)

  • природные богатства (из чего делаем)
  • заводы, фабрики, фермы и т.д. (где делаем) – это называется капитал
  • труд людей (кто делает)

Вот это и есть те части, из которых складывается экономика.

Групповая работа: Возьмите лист №2 – Экономика. Приклейте то, что нужно для производства необходимых нам вещей (на карточках: природные богатства, капитал, труд).

Экономика другими словами – это хозяйство (напротив знака равенства напишите хозяйство). Экономика нужна для того, чтобы сделать и продать людям то, что они хотят, т.е. удовлетворить их потребности.

Но деньги платят не только за товары, но и за услуги. Когда мы платим за свет, воду, квартиру, стрижку в парикмахерской, ремонт обуви, мы оплачиваем услуги. Товар можно потрогать руками, а услуги – нет.

Физкультминутка

Я называю товар – вы приседаете. Если услуга – подпрыгиваете.

Платье, стрижка, пылесос, поездка в такси, автомобиль, ремонт часов, мобильный телефон, доступ в интернет, компьютер, лекарство, стол, стул, доставка мебели, установка пластиковых окон, кирпичи, доски, строительство дома.

БЮДЖЕТ

Скажите-ка, а откуда мы берём деньги, чтобы оплачивать товары и услуги? Они же не падают с неба. (родители получают зарплату, бабушка с дедушкой пенсию, либо мы продаём что-то и получаем за это деньги)

Слайд 12. У каждого из нас есть семья. (слайд: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка)

Посмотрите и скажите, кто из членов этой семьи получает деньги? (мама и папа – зарплату, дедушка и бабушка – пенсию)

Папа работает начальником завода. Мама работает врачом. Дедушка с бабушкой – пенсионеры.

Групповая работа: Возьмите рабочий лист №3 – Бюджет.

Слайд 13. Первый круг – доходы. Возле каждого члена семьи положите его кошелёк. Как вы думаете, кто из них получает больше всех? (папа)

А теперь соберите и приклейте все деньги семьи в центре круга. Это их доходы.

На что семья расходует деньги? (В первую очередь еда, квартплата, электричество, газ, вода; по мере необходимости – одежда, лекарства, учебники; затем игрушки, развлечения и прочее). Это их расходы.

Доходы и расходы вместе это и есть бюджет.

Слайд 14.

  • Предположим, вы – семья и вот ваш доход (выдаю «деньги» – 30т).
  • Расходы на еду составляют 10т.
  • Квартира, электричество, газ, вода – 3т
  • Маме нужны сапоги 2т
  • Нужны лекарства для бабушки на сумму 5т
  • Сыну нужны школьные принадлежности 1т
  • Папа хочет купить ноутбук – 25т
  • Дочь хочет куклу за 1т
  • Сын хочет роликовые коньки за 5т
  • Дедушка хочет выписать газету 3т

Подумайте, обсудите, на что вы хотите потратить деньги. Распределите деньги по таблице с расходами.

Примерные рассуждения:

Необходимые расходы: еда 10т + ком.услуги + лекарства + шк.принадлежности + сапоги = 21т

Остаётся 9т. На ноутбук не хватит. Но можно купить куклу, ролики и газету. В аккурат. Ок, вы потратили все деньги. Но тут приезжает цирк. Дети хотят в цирк, а денег уже не осталось. Или маму пригласили на день рождения, а подарок купить уже не на что. Или у папы внезапно порвалась куртка. Или бабушке выписали новое лекарство.

Вывод: желательно иметь некоторую сумму на всякий случай.

4. Итоги

Слайд 15. А сейчас давайте вспомним всё то, о чем мы говорили на уроке и отгадаем загадки:

  • Всё, что нужно людям для жизни это…
  • Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет.
  • Обмен товарами без участия денег называется …
  • Основные части экономики – это…
  • Люди ходят на базар:
    Там дешевле весь...
  • На товаре быть должна
    Обязательно... (Цена)
  • Бюджет – это доходы и … (расходы)

5. Заключительная часть.

А теперь поднимите руки те, кто не узнал на уроке ничего нового, считают что урок был для них бесполезен. Теперь те, кто узнал что-то новое, а кое-что было знакомо. А теперь те, кто узнал очень много нового, чего раньше не знал.

Молодцы, вы замечательно поработали, и за это я дарю вам призы.