Интегрированное занятие для разновозрастной группы детей с ОНР с ИКТ "Осень" (по сюжету сказки И.Соколова-Микитова "Листопадничек")

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Цели:

  • Закрепление знаний об изменениях в природе осенью, о подготовке к зиме диких животных.
  • Развитие силы и модуляции голоса.
  • Развитие интонационной выразительности у детей.
  • Развитие речевой активности у детей с моторной алалией.
  • Приобщение родителей и детей к совместному творчеству.

Ход занятия

1. Организационный момент. Постановка цели занятия.

Логопед: Отгадайте загадку:

Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» – спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень).

Логопед: Я предлагаю вам полюбоваться осенью. А поможет нам «волшебный экран».

2. Развитие голоса.

Логопед: Но чтобы его подключить, необходимо повторить за мной: «Ау, ау, аукаем! Осень разноцветную приаукиваем!»

3. Создание эмоционального состояния у детей.

Логопед: Посмотрите на осенний лес. Вот он какой!

Приложение 1, слайд 3, 4, 5.

Ребенок:

Листик красный, листик желтый,
А зеленых не видать!
Поменяли цвет листочки
Стали дружно опадать.
Солнце прячется за тучки.
Хмурый дождик льет с утра.
Это осень наступила –
Золотистая пора.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Слайд 6,7.

Логопед: В осеннем лесу очень много интересных предметов и явлений. Назовите сначала большой предмет, а потом тот же, но маленький.

Дерево – деревце,
Пень –
Лист –
Журавль –
Туча –
Лужа –

5. Образование существительных множественного числа.

Слайд 8, 9.

Логопед: Назовите один предмет, а затем несколько таких же предметов.

Дерево –
Пень –
Лужа –
Журавль –
Туча –
Лист –

6. Работа над слоговой структурой слова.

Слайд 10.

Логопед: Поиграйте с осенними листочками. Я назову слово, а вы должны разделить его на слоги и взять столько листочков, сколько слогов в этом слове.

Дождь
Туман
Листопад

Логопед: Что такое листопад? Назовите слова, из которых можно составить слово листопад.

Слайд 11.

Логопед: Посмотрите на листопад.

7. Развитие связной речи детей.

Логопед: Осенью в природе происходят различные изменения. Назовите их. А помогут вам картинки – помощники.

Слайд 12.

8. Развитие мышления детей.

Логопед: Как вы думаете, почему это происходит осенью?

Ответы детей.

Логопед: А что бы произошло, если бы сразу после лета наступила зима?

Ответы детей.

Логопед: Поэтому и нужна осень. Осенью вся природа готовится к зиме: и птицы, и животные. Сейчас мы вам напомним, как готовятся к зиме некоторые дикие животные.

9. Упражнение с осенними веточками.

Слайд 13.

Логопед: Возьмите осенние веточки и потанцуйте с ними.

«Вальс» Н. Леви.

10. Закрепление знаний детей о подготовке к зиме диких животных.

Инсценировка по сюжету сказки И. Соколова-Микитова «Листопадничек».

Логопед: Осенью, когда осыпаются с деревьев листья, у зайчих появляются маленькие зайчата. Называют таких зайчат Листопадничками. А вот и Листопадничек.

Зайчик (испуганно): Ой! Ой!

Белка: Кто тут? Это ты, Листопадничек! Испугался?

Зайчик: Очень. А кто это меня напугал?

Белка: Это наш добрый лес напоминает, чтобы мы к зиме готовились.

Зайчик: А как это к зиме готовились?

Белка: Это значит, чтобы мы едой запаслись, и дупло себе подготовили. У тебя есть дупло?

Зайчик: Нет.

Белка: Полезай к нам, мы тебе дупло найдем.

Зайчик: Я не умею по деревьям лазать.

Белка: Плохи твои дела. Зимой холодно! (Убегают.)

Зайчик (плачет): Что же мне делать?

Барсук: Ты почему по лесу гуляешь? Вместо того, чтобы к зиме готовится.

Зайчик: Я не умею по деревьям лазать.

Барсук: Зачем?

Зайчик: Чтобы дупло себе найти!

Барсук: Это все беличьи глупости. Лучше всего в норе зимовать. Там тепло и тихо. Пойдем, я тебя научу, как нору копать. Где же ты, Листопадничек?

Зайчик: Не могу я, дядя Барсук, под землей жить. Я ведь сплю с открытыми глазами. А там очень темно и сыро.

Барсук: Ну, тогда я ничем не могу тебе помочь. Не знаю, как ты перезимуешь.

Слайд 14.

Логопед: Собрались к отлету журавли. Кружат над болотом, прощаются на всю зиму с милой зеленой родиной.

Ребенок:

Журавушки-журавли
Собрались на край земли.
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавушки-журавли.

Песня «Журавли» (муз. А. Лившица).

Логопед: Слышится зайчику, будто это с ним прощаются журавли: «Прощай, прощай, бедный Листопадничек».

Зайчик (кричит): Возьмите меня с собой, журавли, пропаду я зимой!

Слайд 15.

Бобер: Зима скоро. А ты почему здесь сидишь, к зиме не готовишься?

Зайчик: Дупла у меня нет, и норки у меня нет. Не знаю, как перезимую!

Бобер: Что ж, поплыли в мою хатку под водой, там всем места хватит. Будешь со мной зимовать.

Зайчик: А я плавать не умею!

Бобер: Ну, тогда я не знаю, как тебе помочь.

Слайд 16.

Логопед: Улетели в дальние страны журавли. Приготовили к зиме дупло белки. Залегли в теплых берлогах лежебоки – медведи, свернувшись в клубочки, заснули колючие ежи, спрятались в глубокие норы барсуки и бобры. Стало скучно в лесу.

Слайд 17.

Выходит мама-зайчиха.

Логопед: Заплакал Листопадничек.

Зайчик (обращается к маме): Что же с нами будет? Замерзнем зимой в лесу.

Зайчиха: Не говори глупости! Разве замерзают зайцы зимой? Скоро вырастет у тебя густая, теплая, белая шерстка. Выпадет снег, будет нам в лесу тепло и уютно.

Логопед: Дети, посмотрите, что произойдет с зайчонком, когда закончится осень и наступит зима.

(Просмотр фрагмента мультфильма «Листопадничек».)

11. Итог занятия.

Логопед: Я думаю, что всем диким животным будет и сытно, и тепло зимой в лесу. Благодаря волшебному экрану, мы еще раз побывали в осеннем лесу. Кому сегодня было интересно? А что вам понравилось?

Ответы детей.

Логопед: А мне очень понравились ваши умные ответы. Сегодня, когда придете домой, расскажите всем-всем о нашем путешествии с помощью «волшебного экрана» в осенний лес.