Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе "Полет с Незнайкой в космос"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

К.Р:

  • Закрепить знания детей о гласных и согласных /твердых и мягких/ звуках, определении первого звука в слове.
  • Закреплять умение делить слова на звуки и слога.

Словарь:

  • Упражнять детей в подборе антонимов – слов с противоположным значением.

Грамматика:

  • Упражнять детей в умении определять родовую принадлежность слов: мужской, женский, средний.
  • Закрепить умение детей называть прилагательные и глаголы к существительным.
  • Закреплять умение составлять короткий рассказ по серии сюжетных картинок.
  • Воспитывать внимание, умение отвечать четко и грамотно на поставленный вопрос.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами итоговое занятие по развитию речи. Один знакомый веселый человечек, которого вы все очень хорошо уже знаете, предложил нам отправиться в космос. Правда он не очень много знает, но, надеюсь, мы поможем ему справиться с задачами, которые ставит Космос.

А вот и наш герой (иллюстрация Незнайки) <Рисунок 1>. Какой он по характеру? (Веселый, смешной, непоседливый, озорной, любознательный, любопытный, добрый, дружелюбный…). Незнайка говорит, что он будет управлять кораблем, и внимательно наблюдать и слушать нас, чтобы научиться чему-то новому.

Итак, Незнайка собрался лететь в космос. Он собрал все принадлежности и отправился в путь. Но сначала Стекляшкин в свой телескоп увидел летающую тарелку и рассказал об этом Незнайке <Рисунок 2>. Ой, у меня рассыпались все картинки, я же теперь все перепутаю и не смогу рассказать, что случилось с Незнайкой дальше, прежде чем он попал к нам…Ребята, поможете мне расставить картинки по порядку? <Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6>.

Дети рассматривают картинки (на столах по одной), затем выходят и рассказывают сначала отдельно по каждой картинке, потом упорядочивают их и составляют рассказ.

Вот Незнайка долетел до нас с вами. А в полете надо быть внимательным, чтобы следить за всеми приборами и что делается за бортом корабля. Давайте вместе с Незнайкой отгадаем загадки-шутки и проверим, насколько мы тоже внимательны.

В чаще голову задрав.
Воет с голоду ... жираф. (Волк.)

Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый ... волк. (Медведь.)

Дочерей и сыновей
Учит хрюкать …муравей. (Свинья.)

Кто любит по ветвям носится?
Конечно, рыжая ... лисица. (Белка.)

Быстрее всех от страха несется ... черепаха.. (Заяц.)

В теплой лужице своей
Громко квакал ... Бармалей. (Лягушонок.)

С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … корова. (Обезьяна.)

Молодцы, вы справились с заданием. Теперь можно отправляться в полет, для этого начинаем обратный отсчет!

Запуск ракеты: обратный счет.

10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 – Пуск!

Пока мы находимся в полете, расскажите Незнайке, из чего состоят слова? Из звуков.

На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовем их. А, О, У, И, Ы, Э Сколько их?

А какие препятствия встречает воздух во рту, когда мы произносим согласные звуки?

Какие бывают согласные звуки? Твердые и мягкие.

Каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красные.) Согласные твердые? (Синие.) Согласные мягкие? (Зеленые.)

Полет в космосе.

Теперь мы можем увидеть за иллюминатором разные объекты. Ребята, давайте будем называть эти объекты и считать в них слоги. Приготовьте для этого руки, будем прохлопывать.

Луна, звезды, солнце, планеты, корабль, комета, млечный путь (считаем слоги в слове путь). <Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13>.

Чтобы Незнайка не скучал, мы ему покажем, как правильно можно грамматически разобрать слово: разбор слова “Луна” по звукам, выделение гласных и согласных; счет слогов в слове “Луна”, “Планета”, “Луч”. <Рисунок 14>.

А теперь мои хорошие давайте сделаем звуковой анализ слова “Луна”. Сколько в слове букв Луна. Ответ 4, а звуков тоже 4. Молодцы. Теперь давайте каждый звук разберем и поставим нужную карточку у себя на столе, а я буду делать на доске. Первый звук у нас будет, скажет нам Аня “Л”. Молодец. Каким цветом будет синим, правильно. Следующий звук “У” красным. молодцы. Следующий звук нам назовет Миша “Н” каким цветом будет? Синим, согласный, да? И последний звук, назовет Тимур “Акрасным и он, гласный. Молодцы. Саша, а в слове Планета какой звук последний? “А”, гласный, обозначается красным цветом. Марина, а в слове луч последний звук какой? Согласный, мягкий, обозначается зеленым цветом. Молодцы, вы справились с заданием.

Загрустил Незнайка. Ох, как много всего он еще не знает! Упало у него настроение. Давайте сделаем так, чтобы Незнайка снова был весел.

Физкультминутка “Если есть хороший друг…”

Настроение упало, (Стоят лицом друг к другу, руки вверх.)
Дело валится из рук… (“Бросают” вниз руки…)
Но еще не все пропало, (Грозят указательным пальчиком. )
Если есть хороший друг. (Хлопают в ладоши. )
С делом справимся вдвоем, (Берутся за руки. )
С облегчением вздохнем – (Вздыхают. )
Настроение поднимем (Поднимают сцепленные руки вверх. )
И от пыли отряхнем! (“Отряхиваются” от пыли, улыбаются друг другу. )

А еще мы удивим Незнайку, как много мы знаем удивительного о космосе!

Дидактическая игра “Скажи наоборот”.

У Луны может быть сторона светлая и темная.

Луч Солнца может быть длинный или короткий.

Звезды бывают холодными и горячими.

Звезды могут быть гиганты и карлики.

Вращение планет может быть быстрым или медленным.

Планеты могут находиться близко или далеко.

Незнайка решил, что все космические объекты он подарит Вам. Но как сказать, чей объект будет? Поможем в этом нелегком задании ему? Да.

Итак, нужно будет сказать, кому принадлежит объект. Незнайка говорит, что он хочет подарить и кому. А вы отвечаете, чей объект – Анин, Сашин, ее, его. А кому подарили, соглашается, что этот объект принимает, и говорит это теперь мой, моя, или мое и называет, что именно ему принадлежит теперь….

Незнайка очень рад, что его спутниками оказались именно вы! Он так обрадовался, что каждому из Вас подарил какой-то космический объект. Давайте напомним Незнайке, чему его мы с вами научили, чтоб это отложилось в его памяти. (Подведение итогов.)

Итак, наш полет на космическом корабле подошел к концу. Внимательный Незнайка приземлил наш корабль, и мы с вами возвращаемся в группу. Из вас вышли замечательные космонавты!