М.Ю. Лермонтов "Бородино". Урок к 200-летию со Дня Бородинского сражения

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)


Цель: познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Бородино”

Задачи:

  • вспомнить станицы героического прошлого нашей страны;
  • познакомиться с композицией стихотворения и особенностями повествования;
  • осмысление содержания, художественный анализ текста, наблюдение за развитием сюжета и поведением героев.

Оборудование:

  • Презентация “Не даром помнит вся Россия”
  • Учебник под ред. Беленького

Ход урока

Слово учителя.

Слайд №1 - К 200-летию со Дня Бородинского сражения

В 1837 году Михаил Юрьевич Лермонтов пишет стихотворение “Бородино”, посвящённое 25-летию со Дня Бородинского сражения.

В Тарханах юный Миша Лермонтов, или по-французски Мишель, встречался в участниками Бородинского сражения. Вот как об этой встрече пишет Магдалина Ивановна Сизова в романе о М.Ю.Лермонтове “Из пламя и света”.

Учитель выразительно читает отрывок, чтобы сохранить особенности речи героев.

“В одну из прогулок, проходя деревенской улицей, густо заросшей травой, и посматривая на полную корзину с грибами, Мишель предложить своему гувернёру зайти отдохнуть к Ивашкиному деду.

Мсье Капэ охотно согласился.

Ивашки увидел их издали, и, как только понял, что они идут к его дому, босые пятки мгновенно взметнулись в воздухе, и он влетел в избу с таким громким криком: “Дедушка, француз идеть!”, что можно было бы подумать, будто вернулась армия Наполеона.

- Та-ак, - проговорил он, наконец, медленно. – А дозвольте вас, господин мусью, спросить, где же будет сам Наполивон?

Мсье Капэ посмотрел на него минуту, потом понял и сгрустью покачал головой:

- Император умер...Да, умер...один...На..как эт-то?..

Мишель, много раз слышавший от мсье Капэ историю Наполеона, закончил:

- На острове Святой Елены.

- Ивану Васильевичу! – раздались голоса, и к завалинке подошли ещё два крестьянина, держа шапки в руках.

Дед Пахом продолжал разглядывать француза.

-Та-ак, - повторил он. – Стало быть, хотел-то он одного, а вышло у него, глади, другое.

Мсье Капэ усиленно кивал головой, стараясь показать, что он понял.

- Ведь он чего надумал, Наполивон-то твой? Что мы ему Москву предоставим! Да нешто это может статься? Вот он и рассудил бы, что Москвы мы не отдадим и за неё помрём и потому, значит, получить её ему никак нельзя!..

- Нельзя-а! Это никак нельзя! – загудели хором тархановцы.

Но мсье Капэ лукаво прищурил свои живые глаза и погрозил дуду пальцем:

-“Нельзя, нельзя”, - повторил он слово, которе ему частенько приходилось говорить Мишелю. – Но мы ...как эт-то? Мы ступил в Москву!

- Эко дело! – отозвался из толпы чей-то голос. – а она, матушка, так нашей и осталась!

-Ступил, ступил, да и вылетел!

- Это, ваше благородие, Тихон наш. Он в Бородинском бою был. И барыни вашей родной братец, Афанасий Алексеевич, в том бою отличился, и за храбрость ихнюю отличие им дано. Мишеньке нашему он дед. И Тихона за тот бой наградили!

Огонь сверкнул в глазах мсье Капэ; он приподнялся и посмотрел на Тихона. На обращённом к нему широком лице с окладистой бородой не было злобы.

- И я там был в пушкарях, - сказал дед, - и Андрей был, и Семён.

- О, - сказал мсье Капэ, - эт-то был страшно! Бородино, - медленно повторил он и, посмотрев ещё раз на Тихона, закончил негромко: - И я быль, на Бородино...

В толпе воцарилось глубокое молчание. Молча смотрели друг на друга люди, которые были врагами на страшном поле битвы.

Мсье Капэ смотрел на Тихона, на деда и Андрея и с ужасом думал: “Неужели я хотел и старался всеми силами убить этих людей, которые никогда не сделал мне ничего плохого? За что?” А Тихон, дед и Андрей смотрели на мсье Капэ, и каждый из них думал примерно одно и то же: неужели этот долговязый француз с добрами глазами был их врагом?

Дед Пахом подвинулся ближе к мсье Капэ и вдруг строго проговорил:

- А дозвольте, ваше благородие, вас спросить: вы на што всей силой на наш редут шли? Сколько там вокруг его полегло, и-и-и!.. Вспомнить страшно! Мёртвые-то друг на дружке лежали, что гора. Ядру не пролететь было сквозь них!

- Двое ден пулями вас выдували, а на третий в пушки грянули, - ты вот про што, дедушка, спроси, - добавил негромко Андрей из-за плеча Тихона и, осмелев, придвинулся к французу. – Чуть свет загудели бонбами, небо-то почернело всё, а не то што...Ну, да и мы вас, чай, покусали!

- А Наполивон-то посля всего и бросил солдат без присмотру, - с укором сказал деде Пахом. – Сел в саночки - и домой. А вас побросал. Не по-божески поступил!..

На это француз ничего не ответил и молча потупился: бегство императора оставалось для него событием страшным и непонятным. Но он решил всё-таки заступиться за него.

- Император, - скал он с горечью, - не есть виноват. Эт-та зима виновать... ваш страшный русский зима...

И он умолк.

Что-то вроде улыбки пробежало по лицам, и Тихон сказал, чуть усмехнувшись в ответ деду, подмигнувшему ему одним глазом:

- В рассею шли, а зимы боятся. Чудаки!

- Вас потом, ваше благородие, бабы голыми руками ловили – жалость было глядеть, - сказал дед. – Приходили-то вы к нам, вишь, по-одному, а уходили-то по-другому, - задумчиво добавил он.

Семен усмехнулся.

- И чудно это! Бывало, дрожмя дрожат, в чём душа держится, а всё по-французки лопочут...

Это мсье Капэ понял и быстро закивал головой. Потом он тяжело вздохнул и весь сгорбился, точно стал сразу меньше.

- Всё губиль ваш страшный моррос...ваш холодный снег, да!

- И не мороз! – вдруг решительно сказал дед. – А народ! У нас, господин мусью, не только войско сражалось, у нас весь народ партизанил, это тоже понимать надо!

Обратить внимание детей на последние слова старого солдата.

Слайд №2 - “Недаром помнит вся Россия про день Бородина!”

Подумай над вопросами

  • Как вы думаете, чем может гордиться человек, проживший жизнь?
  • А бывает ли, на ваш взгляд, когда кто-то или что-то является предметом гордости всего народа?

Слайд №3 - 26 августа у села Бородино, что под Москвой, произошло знаменитое Бородинское сражение 1812г. Звучит стихотворение М.Ю.Лермонтова “Бородино”.

Узнаем значения слов, употребляемых поэтом. Посмотрим в словарь.

Словарь (Слайд №3, 4).

  • Редут – полевое укрепление со рвом.
  • Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия.
  • Кивер – высокий круглый военный головной убор из твёрдой кожи.
  • Драгун – конный воин с пикой (пика имела значок или флажок).

Подумаем над прочитанным

  • Какова тема прочитанного вами стихотворения?
  • Что заставляет старого солдата обратиться к непростым для него воспоминаниям?
  • С чего начинает солдат свой ответ?
  • Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием?

Слайд №4 - “Да, были люди в наше время...”

В августе 1812 года на Бородинском поле сошлись в ожесточенной схватке две противоборствующие армии: русская армия под командованием генерала Михаила Илларионовича Кутузова и Великая армия императора французов Наполеона Бонапарта.

В этой грандиозной битве участвовало с обеих сторон около 300 тысяч человек при 1200 артиллерийских орудиях.

24 августа разгорелся ожесточенный бой в районе деревни Шевардино.

Слайд №5 - Перед сражением.

В русской армии отслужили торжественный молебен и понесли вдоль линии войск, считавшуюся чудотворной, икону Смоленской Божьей Матери. Просмотр отрывка из фильма “Война и мир” (фильм 3, Бородинское сражение).

Слайд №6 – Непобедимые.

Император Наполеон вспоминал позже: “Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя в нем достойными одержать победу, а русские – называться непобедимыми”

Вопросы на слайде №6: Анализ сцен Бородинского боя

10 строфа

“Ну ж был денёк!”

  • Какой темп выберете для чтения этой строфы?
  • Какие слова помогают передать движение?

Слайд №7 - Вечный памятник.

“Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”, – такую высокую оценку русскому воинству в день 26 августа дал М.И. Кутузов

Вопрос на слайде №7: Анализ сцен Бородинского боя

11 строфа

“Изведал враг в тот день немало”

  • Какие зрительные образы и чувства возникают при чтении этой строфы?
  • Как описаны русские войска?
  • Как описаны войска французов?

Слайд № 8 – Герои стихотворения – герои Бородино.

Вопросы:

1. Хотя Лермонтов не даёт описания внешности рассказчика, как вы его себе представляете?

2. От какого лица ведётся повествование? О чём это говорит?

3. Что мы узнаём об однополчанах старого артиллериста? Как он проявляет себя до и во время боя?

4. Почему в повторяющихся в тексте стихотворения строфах (№2 и 14) поэт делает небольшие изменения? Что хочет подчеркнуть поэт вместе с автором?

Слайд №9 “А народ! У нас, господин мусью,...”

“...не только войско сражалось, у нас весь народ партизанил, это тоже понимать надо!” - говорил дед. Посмотрите ещё героические моменты Бородино, описанные Львом Николаевичем Толстым в романе “Война и мир” ( просмотр фрагмента из фильма).

А теперь проведём викторину.

Викторина (Слайд №13)

Выбери вопрос

10 10 10 10
20 20 20 20
30 30 30 30
40 40 40 40
50 50 50 50

10 - “Бородино” - отклик на 10-летнюю годовщину Бородинского сражения.

  • ДА
  • НЕТ

20 - О Бородинской битве рассказывает её участник, старый солдат.

  • ДА
  • НЕТ

30 - Лермонтов впервые в русской литературе представил историческое событие глазами рядового солдата.

  • ДА
  • НЕТ

40 - “Уж мы пойдём ломить стеною. Уж постоим мы головою за родину свою!” - говорил полковник.

  • ДА
  • НЕТ

50 - Описывая ночь перед решающей битвой, автор употребляет устаревшие в современном языке слова, например, кивер. Кивер – это военный головной убор.

  • ДА
  • НЕТ

10 - “Французы двинулись, как тучи”. В этом предложении автор использует эпитет.

  • ДА
  • НЕТ

20 - В описании сражения автор использует много прилагательных.

  • ДА
  • НЕТ

30 - Враги отступили только к вечеру.

  • ДА
  • НЕТ

40 - В толковом словаре значение этого слова таково: “Иноземец, иноверец”. Лермонтов использует его в значении “враг”. Это слово – басурман.

  • ДА
  • НЕТ

50 - Поэт противопоставляет героев Бородинского сражения и поколение своих современников. Этот приём называется антитеза.

  • ДА
  • НЕТ