Интегрированный урок (география + биология) по теме "Экономико-географическая характеристика Дальнего Востока. Проблемы экологии региона"

Разделы: Биология, География


Цели:

  • определить состав Дальневосточного экономического района и объяснить особенности экономико-географического положения;
  • дать оценку природных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности;
  • изучить проблемы и перспективы развития Дальнего Востока;
  • закрепить умение самостоятельно определять перспективы развития региона и специализации Дальнего Востока;
  • познакомить учащихся с экологическими проблемами Дальнего Востока, особенностями взаимодействия общества и природы;
  • осуществлять экологическое воспитание учащихся на основе нефтяных катастроф и способов их устранения, вырабатывать умение оценивать экологическую обстановку наших дней;
  • воспитание ответственного отношения к природе;
  • развивать общеучебные навыки, умения работать с химическим оборудованием и знаний Т.Б., закрепить эффективность ликвидации нефтяных загрязнений.

Тип урока: интегрированный (география и биология).

Методы: использование компьютерных технологий (интерактивная доска), объяснение нового материала, беседа, диалог, практическая работа.

Оборудование: интерактивное пособие “Физическая карта”, “Уроки географии 6-10 класс”, “Политическая и физическая карта”, карта Дальнего Востока, видеоматериалы по географии и биологии “Дальний Восток”, инструктивные карточки для практической работы, 4 контейнера с водой, “населением” океана (креветки, водоросли, птичьи перья), нефть, вата, жидкое мыло, сода пищевая, уголь активированный.

Видеоролики можно посмотреть, связавшись с автором статьи.

Ход урока

1. Организационный момент

При изучение новой темы “Дальний Восток” будут использованы компьютерные технологии, видеоролики, лабораторные опыты и самостоятельные работы.

Ученики знакомятся с целями и задачами урока.

2. Повторение и закрепление пройденного материала

Учитель. Поработаем по пройденному материалу за 8 и 9 класс. Мы изучили 10 экономических районов и не будем нарушать последовательность знакомства и с Дальним Востоком.

Интерактивное пособие “Физическая карта”

Убираются все географические объекты, кроме градусной сетки.

1. Задание ученикам.

Повторим рельеф территории Дальневосточного экономического района

С помощью маркера нанесите на карту рельеф территории Дальнего Востока

Верхоянский хребет
Хребет Черского
Чукотское нагорье
Срединный хребет
Становое нагорье
Горы Сихотэ-Алинь
Хребет Ждугджур
Алданское нагорье
Яно-Индигиргская низменность
Колымская низменность

Сделайте вывод о рельефе Дальнего Востока.

После задания дается дополнительный материал о Верхоянском хребте

Дополнение учителя.

Верхоянский хребет протянулся на вдоль реки Лена с севера на юг. Это гряда гор высотой до 3000 метров. Лежит в субарктическом климатическом поясе. Здесь берут начало много рек Дальнего Востока. Здесь берет начало и река Яна. Поэтому хребет назван Верхоянским.

На интерактивной доске активизируются “ реки”

2. Задание ученикам

Повторим внутренние воды данной территории. Нанесите на карту интерактивной доски реки:

Вилюй
Алдан
Лена
Амур
Яна
Колыма
Индигирка
Анадырь
Зея
Шилка

Учитель. Какая река на ваш взгляд самая большая по площади? (Лена)

Лена имеет длину 4400 км. Берет начало на Байкальском хребте. Впадает в море Лаптевых. На Лене половодье начинается в июне месяце. В это время река становится шире почти в 2 раза, уровень воды поднимается в некоторых местах до 5 метров.

Дополнение учителя.

Дальний Восток – это сейсмически опасная территория, т к находится на стыке 2 литосферных плит – Евразийской и Тихоокеанской.

Здесь очень часты землетрясения. От Байкальских хребтов до полуострова Камчатка. Последнее было в 1995 году на острове Сахалин, когда с лица земли был стерт поселок нефтяников – Нефтегорск.

Кроме того – Дальний Восток – это место частых цунами. Землетрясения и вулканизм вызывают цунами. Скорость, которой достигает цунами до 1000 км. в час. Высота у побережья – 50 метров это 15 этажный дом

Камчатка (вулканы)

На Камчатке и Курильских островах более 1000 вулканов.

Только на Камчатке 180 вулканов, из них 30 действующих. Это Корякский вулкан, Вилючинский, Кроноцкая Сопка и, самый известный вулкан – Ключевская Сопка. Его конус возвышается почти на 5 тыс. метров. Диаметр кратера – 500 метров, на его нижней части находится еще 60 мелких вулканов. Извергается он 1 раз в 7 лет.

Сегодня вы увидите красоту природы полуострова Камчатка.

Включается видеоролик о Камчатке 1,5 минуты

В это время меняется компьютерный диск на “Политическая и физическая карта”

1. Учитель. Переходим от физической географии к экономической. Ребята, вспомните, по какому плану мы изучаем экономические районы?

Ответ ученика:

  • состав территории;
  • экономико-географическое положение территории;
  • население;
  • природные условия;
  • природные ресурсы;
  • хозяйство экономического района.
  • “Политическая и физическая карта”

Запуск – Дальний Восток (демонстрационный режим)

2. Учитель. Определите состав территории Дальневосточного экономического района

Учитель. А теперь проведем небольшое тестирование с использованием интерактивных технологий.

Выключить , еще раз Дальний Восток – самостоятельная работа Поменять компьютерный диск на “География 6-10 класс)

Выбор слайдов – 9 класс – регионы России – Дальний Восток – географическое положение

Слайд 1

3. Учитель. Вспомните план характеристики ЭГП района

Ответ ученика:

  • положение по отношению к другим экономическим районам;
  • положение по отношению к морям и океанам;
  • положение по отношению к соседним государствам;
  • плюсы и минусы в данном положении.

Учитель. Определите без карты, – какими морями омывается территория Дальнего Востока?

Учитель. Ну что ж проверим ваши ответы с помощью карты на интерактивной доске и определяем экономико-географическое положение района

Слайд 12

5. Учитель. Какими природными ресурсами богат Дальний Восток?

Ученик. Используя карту на интерактивной, показывает месторождения полезных ископаемых.

  • Золота – Ягодное, Нежданинское, Сусуман
  • Олова – Галимый, Дальнегорск
  • Каменного угля – Анадырь, Нерюнгри
  • Нефти – Оха, Ноглики

Слайд 14

6. Учитель. Каковы особенности населения Дальнего Востока?

Ученик.

  • численность населения;
  • плотность населения;
  • уровень урбанизации;
  • национальный состав.

3. Изучение нового материала

Слайд 24

1. Учитель. Переходим к изучению хозяйства Дальневосточного экономического района.

Структура хозяйства строится по 2 факторам: приморскому положению и природным ресурсам.

Рассмотрим географию хозяйства.

По причине большой протяженности района с севера на юг меняется и специализация хозяйства.

Северные территории находятся в более суровом климате, вечной мерзлоте, со сложным горным рельефом, маленькой плотностью населения, не развитой инфраструктурой. Это сказывается на хозяйстве северной территории Дальнего Востока. Люди здесь занимаются охотой на морского зверя, рыболовством, разведением оленей. Удаленность от центра сказалась на образе жизни людей.

Видеоролик №5 “Морская охота”

Учитель. А теперь сместимся к югу.

Мы знаем, что здесь проходят транспортные пути: речные (по Амуру), морские, железнодорожные и автомобильные. Где дороги – там жизнь. На юге хозяйство развито больше.

Для развития хозяйства юга Дальнего Востока больше предпосылок – более мягкий климат, нет вечной мерзлоты, незамерзающие моря, наличие полезных ископаемых и лесных ресурсов.

В хозяйстве Дальнего Востока большое место занимает добыча руд цветных металлов: олова, вольфрама, цинка, свинца и золота. Здесь добывают алмазы.

Видеоролик “Горная добыча руд цветных металлов”

Учитель. Важное место принадлежит лесной промышленности. Здесь развита лесозаготовка и переработка древесины, делают фанеру, картон, бумагу. Предприятия лесной промышленности разместились на Камчатке, в Хабаровске, Владивостоке, Комсомольске – на – Амуре, Южно-Сахалинске.

В районе развита электроэнергетика. Электроэнергию получают на тепловых электростанциях:

ГЭС: Зейская, Буреинская,

АЭС: Билибинская

Важное значение имеет рыболовство и рыбная промышленность. Дальний Восток занимает 1 место по вылову рыбы и морепродуктов. Её базы созданы на Камчатке, Сахалине, Владивостоке. По всему побережью работают рыбные хозяйства. Перерабатывают рыбу и на плавучих рыбных заводах. Это дает возможность быстро переработать рыбу в полуфабрикаты, рыбные консервы. Такой способ переработке уменьшает её себестоимость.

Видеоролик – “Вылов и переработка рыбы на Дальнем Востоке”

В связи с тем, что район расположен близко к государственным границам, на его территории размещены производства выпускающие продукцию ВПК.

Машиностроение:

  • в Хабаровске, Комсомольске-на – Амуре, Владивостоке – судостроение
  • в Арсеньеве – производство вертолетов – “Черная акула” “Ночной охотник”
  • в Комсомольске-на-Амуре – самолетостроение
  • в Комсомольск-на-Амуре – производство подводных лодок и передельная металлургия.
  • в Биробиджане – производство комбайнов

Сельское хозяйство.

Как вы уже знаете – на севере занимаются рыболовством и звероводством, разведением оленей.

На юге, в более теплом климате, с более плодородными почвами занимаются растениеводством: выращивают пшеницу, сою, картофель, овощи.

Животноводство: звероводство, оленеводство,

Учитель. На дальнем Востоке нет городов миллионеров. В крупных городах численность населения не превышает 600 тыс. человек. Большое значение имеют и города – порты: Владивосток, Находка, Ванино, Южно-Сахалинск, Петропавловск – Камчатский. Здесь крупные города: Хабаровск, Магадан, Якутск.

Доклады.

Ребята сделают небольшие сообщения по городам Владивосток и Якутск.

Слайд 17

Город Владивосток.

Центр Приморского края. Находится почти в 10 тыс. км от Москвы. Расположен вокруг бухты Золотой Рог и вдоль восточного побережья Амурского залива. Конечный пункт Транссибирской железнодорожной магистрали. Основан в 1860 году как военный пост. Со временем развивался пост в большой населенный пункт и в 1880 году он превратился в город. Во Владивосток приходили суда из Китая, Японии, Кореи. Ввозили муку, рис, чай, сахар, ткани. Вывозили – крабы, рыбу, древесину.

Сегодня Владивосток не только порт, но и промышленный центр. Здесь производят горно-шахтное оборудование, оборудование для рыбной промышленности, строят суда, занимаются производством рыбной продукции.

Город Якутск:

Город Якутск является столицей республики Якутия (Саха). Население около 200 тыс. человек. Город удален от Москвы на 8500 км. Город стоит на вечной мерзлоте. Дома строятся на сваях, чтобы холодный воздух не застаивался в подвалах, а продувался ветром. Температуры января опускаются ниже 50 градусов. Город основан казаками в 1632 году как якутский острог. Современный Якутск – промышленный центр. Здесь работают швейная и меховая фабрика, производят первичную обработку (сортировку) алмазов и золота. Здесь работает единственный в стране институт мерзлоты.

Город Оха.

Находится на острове Сахалин. Население 40 тыс. человек. Это был небольшой поселок Охэ. Городом стал в 1938 году. В настоящее время Оха крупный центр нефтяной и газовой промышленности Сахалина. Здесь используют новейшие технологии нефтедобычи. Добывают нефть с глубины 500 метров наклонными скважинами. Построен нефтепровод – Оха – Комсомольск – на – Амуре. Отсюда нефть и газ экспортируются в Японию через пролив Лаперуза на современных супертанкерах. При этом регион получил сырье для развития химической промышленности. Не скажется ли это на уникальной природе Дальнего Востока? Ответ на этот вопрос мы получим на уроке биологии.

Закрепление материала.

Учитель. А сейчас подведем итог урока. Ребята, вспомните, каковы основные проблемы Дальнего Востока?

Ученики:

  • суровость климата, вечная мерзлота;
  • не освоенность территории;
  • маленькая плотность населения, т.е. недостаток трудовых ресурсов;
  • удаленность от центра;
  • опасные природные явления – землетрясение, вулканизм;
  • бездорожье на большей территории района.

Учитель: Ребята, вы, как будущие министры и руководители предприятий и компаний предложите свои пути решения экономических проблем.

Ответьте на вопрос: “Хотели бы вы жить на Дальнем Востоке или нет? Ответ аргументируйте.

Ученики предлагают свои варианты ответов.

Учитель оценивает работу учеников на уроке.

Учитель биологии. На первом уроке вы познакомились с ЭГХ Дальнего Востока.

На втором уроке мы должны будем оценить экологические проблемы, особенности взаимодействия общества и природы на Дальнем Востоке.

Уникальные природные образования существуют в этом регионе. Здесь удивительным образом уживаются представители тропической флоры и фауны с жителями суровой восточносибирской тайги. Если в северной части произрастают мхи и лишайники, то в южной части своеобразные дальневосточные горные широколиственные леса, характерные для Китая и Японии. Здесь произрастают кедры, пихты, перевитые лианами, амурский бархат, лимонник и женьшень. Вот об этих растениях посмотрим видеоролик. “Уникальная природа Приморья”(4 мин.) №8

Животный мир Дальнего Востока многолик и неповторимый, как и растительный мир. Рядом обитают белогрудый гималайский и бурый медведи, тигр и рысь, леопард и росомаха, пятнистый олень и изюбр. Об этих представителях следующий наш видеоролик “Животный мир Уссурийской тайги” (2 мин.) №9

Но эти уникальные природные образования соседствуют с районами обостренных экологических проблем потому, что в этот мир вторгся человек – хозяин планеты, а развитие экономики: вылов рыбы, добыча нефти, заготовка древесины губительно повлияли на уникальную природу Приморья. Видеоролик №11 (1мин)

Практически все пляжи Уссурийского и амурского заливов загрязнены тяжелыми металлами, которые по своей опасности воздействия на живой организм уступают разве что только пестицидам. Из загрязнителей, попадающих в прибрежные акватории, наибольшую опасность представляют нефтесодержащие воды, сточные воды судостроительных и судоремонтных заводов, ТЭЦ и котельных, работающих на жидком топливе. Оснащенность портов очистными сооружениями крайне мала.

Очень вредна для окружающей среды деятельность горнодобывающих предприятий, особенно угольная промышленность, потому, что происходит нарушение и загрязнение земель отходами добычи и переработки угля и сланцев.

На Дальнем Востоке, а особенно на Камчатке производится незаконная вырубка девственных лесов главного богатства востока. А от лесной промышленности много отходов, например, в виде высокотоксичных фенольных соединений, попадающих прямо в водоемы. Видеоролик №10 (1,5 мин.)

На уроке географии вам говорили об открытии новых месторождений нефти на острове Сахалин. При добыче и ее транспортировке на нефтяных танкерах нефть разливается и попадает в Татарский залив, а оттуда в Охотское море и океан.

Катастрофы, связанные с загрязнением вод мирового океана – одна из экологических проблем, которая все острее проявляется на протяжении последних десятилетий. Морская среда все более и более загрязняется.

Практическая работа.

Нефть – “масло из камня” – так переводится греческое слово “петролеум”.

Сейчас мы с вами познакомимся с нефтью с помощью практической работы, которая будет состоять из двух частей. Учитель напоминает о технике безопасности. (Так как мы с вами будем работать нефтью руки, нос, язык) С нефтью обращаться аккуратно: не лить на руки, не пробовать на язык.

Лабораторный опыт. Физические свойства нефти.

Учащиеся делятся на группы. У каждой группы на столах находится оборудование: пробирки с нефтью, емкость, имитирующая океан; нефть; объекты для очистки; материалы для сбора нефти (ложки, ватные тампоны, угол активированный) и очистки от нее (жидкое мыло, кусок мыла, сода пищевая). Группы получили инструктивные карточки по которым они будут выполнять работу.

И первое, что мы сейчас будем определять это запах, цвет, т.е. физические свойства нефти. Это задание №1. Полученные результаты вносим в таблицу.

Опрос групп о физических свойствах нефти.

Дополнение учителя. (Нефть маслянистая жидкость, цвет темно-коричневый с красноватым оттенком, имеет специфический запах). Учитель обращает внимание детей на то, что нефть может быть черной с зеленоватым оттенком, красной, синей, светлой, даже белой.

Переходим ко второй части практической работы: “ Ликвидация нефтяного загрязнения”.

Учитель биологии. В числе экологических проблем Дальнего Востока – это крушения нефтеналивных танкеров и аварии на нефтегазопромыслах. Таких разливов сегодня происходит достаточно много как на Сахалинском шельфе, так и во всех портах. Регулярно выносятся нефтепродукты на пляжи Приморья от проходящих судов. При этом следует отметить, что на отдельных участках восстановление прежних биогеоценозов невозможно. Сейчас мы перенесем проблему загрязнения океана в рамки нашего класса. Смоделируем процесс нефтяной катастрофы и потерей нефтепродуктов.

Ученики выполняют задания 2-3. Заселяем наш океан. Создаем нефтяную аварию.

Учитель биологии. Выполнив задание №3, что вы увидели (если нефть нанести на воду, то она расплывается, образуя на поверхности тончайшую пленку). В море нефтяное загрязнение имеет различные формы: тонкая пленка или комочки? Чем опасна эта пленка

Пленка не пропускает кислород, и живые организмы гибнут от удушья. Комочки мазута прилипают к мелким животным, которыми питаются рыбы и усатые киты. От такого “обеда” одни рыбы гибнут от отравления, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодными в пищу человека из-за неприятного запаха и вкуса. Обратим внимание на наши креветки, они тоже пропитались нефтью и стали непригодными для употребления в пищу.

Во время выбросов нефти особенно страдают птицы, поскольку нефть пропитывает перья, лишая их как водоотталкивающих, так и теплоизоляционных свойств. Птицы оказываются неспособными ни плавать, ни поддерживать нужную температуру тела. Когда птицы пытаются выбраться из нефти, она облепляет их с головы до ног, лишая возможности видеть и отравляя весь организм.

Теперь приступаем к ликвидации последствий нашей аварии (выполняем задания №4-5). Первое. Что мы должны сделать это попытаться собрать нефть подручными средствами; второе очищаем природные объекты.

Результаты вашей работы представьте в виде ответов на вопросы в задание №5.

Подведение итогов практической работы.

1. Смогли ли вы полностью собрать всю нефть с поверхности воды при помощи ложек, угля и ватных дисков?

2. Получилось у вас очистить природные объекты?

3. Реально в морском бассейне собрать несколько тысяч тонн нефти, которая выливаясь из танкеров, разносится морскими течениями и волнами на большие расстояния?

В мире существуют достаточно эффективные способы борьбы с разливами нефти.

Для ликвидации последствий разлива нефти лучше всего использовать природный материал, который обладает способностью удерживать на своей поверхности нефть, например уголь. Его наносят на нефтяную пленку в размельченном виде. После адсорбции собирают и обжигают в печах.

Перспективным считается применение нефтеокисляющих бактерий. Если культуру бактерий поместить на нефтяную пленку. То через несколько дней она исчезнет из-за быстрого размножения бактерий. Но как бактерии повлияют на живые организмы, пока неизвестно.

Современная эпоха имеет множество эпитетов: электронная, космическая, ядерная. Сегодня чаще ее называют эпохой глобальных проблем, т.е. проблем, которые касаются всего человечества. Решение их зависит от поступков каждого из нас.

Выводы. Подведем итог нашему уроку.

1. Добыча нефти на Сахалине принесло благо или зло?

2. Какое влияние оказывают разливы нефти при добыче и перевозке?

3. Почему птицы не выживают, искупавшись в воде с нефтью?

4. В чем уникальность природы Дальнего Востока. Предложите способы сохранения природы.

Домашнее задание: география: повторить весь материал по Дальнему Востоку. Параграфы 54-58;

биология: предложите пути решения проблем Дальнего Востока.

Инструктивная карта.

Цель работы: определить физические свойства нефти, ликвидация последствий аварии (очистка поверхности от нефти, спасение природных объектов).

Оборудование: пробирки с нефтью, емкость, имитирующая океан; нефть; объекты для очистки; материалы для сбора нефти (ложки, ватные тампоны, угол активированный) и очистки от нее (жидкое мыло, кусок мыла, сода пищевая).

Ход работы

Определить запах, цвет нефти. На столах учащихся находятся пробирки с нефтью. Встряхните пробирку и обратите внимание на запах, цвет. Полученные результаты занесите в таблицу.

“Заселите” океан.

Нефтяная авария (предложите свой вариант катастрофы). Что образуется на поверхности воды?

Приступите к ликвидации аварии, четко распределив между собой обязанности:

а) попытайтесь собрать нефть с помощью ложек, ватных тампонов, активированного угля;

б) очистите природные объекты от нефти с помощью жидкого мыла, соды (для этого используйте тарелки с ватными тампонами).

Ответьте на вопросы:

а) какой способ вы считаете наиболее эффективным при ликвидации нефтяного пятна;

б) какие еще способы очистки вы можете предложить;

в) кто, по вашему мнению, должен быть ответственным за ликвидацию аварий?

Физические свойства нефти

Цвет  
Запах  
Какой способ вы считаете наиболее эффективным при ликвидации нефтяного пятна?  
Какие еще способы очистки вы можете предложить.  
Кто, по вашему мнению, должен ответственным за ликвидацию аварий?  

Использованные материалы

  1. Библиотека электронных наглядных пособий “География 6-10”, 2003 г.
  2. Интерактивное пособие “Политическая и физическая карта России”, 2009 г.
  3. Видеофрагменты телевизионных передач.
  4. Учебник В.П.Дронов, И.И. Баринова и др. “География России 9 класс”, издательство “Дрофа”.
  5. Академический школьный учебник под редакцией А.И.Алексеева “География России 9 класс”, издательство М. “Просвещение” 2009 г.