Опыт воспитательной работы по направлению "Гражданин и патриот"

Разделы: Внеклассная работа


Цели воспитательной работы:

  • Формирование граждански-патриотического сознания;
  • Формирование взаимопонимания и связи поколений;
  • Изучение истории России в период Великой Отечественной войны;
  • Корпоративное воспитание на примерах семейных традиций и достижений.

По общему мнению патриотическая работа наиболее эффективна, когда в ее организации и проведении принимают участие сами дети. Ценно то, что современная школьная молодежь понимает многие проблемы и страдает от недостатка духовности, что влияет на качество жизни, мешает взаимопониманию и общению друг с другом. Не все проблемы может решить школа, но протянуть ниточки, связывающие поколения, она должна.

Патриотическое воспитание в классе проводится на протяжении всех лет моей работы. Цель, которую я ставлю – воспитать гражданина и патриота своего Отечества.

Великая Отечественная война для наших детей – весьма далекая история, и вызвать интерес к этой теме непросто. С чего начинать, как заинтересовать детей, как сделать так, чтобы ребята были не равнодушными зрителями «мероприятия», а инициаторами и организаторами всех классных дел?

Началась эта деятельность с поисковой работы в семьях. Оказалось, что каждому ребенку есть о чем рассказать: в семьях – и фронтовики, и участники трудового фронта, и просто свидетели тех страшных событий – дети войны.

На встречу с пятиклассниками мы пригласили дедушку Егора – Юрия Владимировича, участника Великой Отечественной войны. Встреча удалась, у ребят появилось желание рассказать о своих родных – участниках и свидетелях Великой Отечественной войны, а у Егора – гордость за своего дедушку-фронтовика. С целью поддержания интереса к теме войны был организован классный час: «Война глазами моих родных». Ребята рассказывали о том, что узнали в своих семьях о войне, некоторые приносили сохранившиеся военные фотографии. В рассказах детей звучала гордость за своих родных, которые внесли вклад в победу над фашизмом.

Далее работа по патриотическому воспитанию строилась не только на материалах Великой Отечественной войны, ведь воспитание патриотических чувств к Родине, невозможно без формирования позитивного отношения к армии, к Вооруженным Силам.

В связи с празднованием Дня защитника Отчества мы с ребятами решили пригласить их сверстника – кадета 1-го Московского кадетского корпуса и слушателей Военной академии. С кадетом Димой у ребят завязалась интересная беседа. Почему учишься в Кадетском корпусе? Кем будешь, когда вырастешь? Изучаешь ли военное дело в этом учебном заведении? Трудно ли учиться?

Беседуя со слушателями Военной академии, ребята в очередной раз убедились, что без армии государство не может существовать, и наша армия – это не только наша защита, но и наша гордость.

После встречи во время классного часа ребята делились впечатлениями от общения с будущими защитниками Отечества. Мальчики пришли к выводу, что необходимо   развиваться физически, используя школьные спортивные секции. Миша изъявил желание поступать после школы в военное училище.

На протяжении последних лет встречи с ветеранами войны организовывали сами ребята. При помощи родителей через Совет ветеранов войны познакомились с интереснейшим человеком, участником Великой Отечественной войны – Рогалем Леонидом Ивановичем, который является членом Союза писателей. У него много авторских песен о войне, сам он – прекрасный исполнитель военных песен. На встречах в Леонидом Ивановичем ребята слушали рассказы ветерана о войне, пели военные песни под гитару. Одна из встреч с ним так и называлась – «Война и песни».

К этой встрече ребята готовились особенно тщательно. Искали материалы из истории создания известных военных песен, учили наизусть слова песен, чтобы спеть их под гитару вместе с Леонидом Ивановичем. Подтвердилась истина, что песня помогала фронтовикам выжить, выдержать, все преодолеть.

В день празднования годовщины Победы советских войск под Москвой был приглашен на встречу Золотарев Вилен Борисович, который в четырнадцатилетнем возрасте стал в ряды защитников Москвы, был участником парада советских войск 1941 года. Ребята были поражены мужеством четырнадцатилетнего паренька-подростка, их сверстника. Готовясь к этой встрече, ребята написали сочинение «Эхо войны в моем доме». Вилен Борисович рассказывал о своих ратном пути, ребята – о военных дорогах своих родных в годы войны. После встречи с Виленом Борисовичем был оформлен стенд – «Прикоснись к подвигу сердцем» (по фотоматериалам встречи). У ребят возникло желание поделиться своими впечатлениями от встречи с Виленом Борисовичем со всеми учащимися школы. Каждый ученик написал свою заметку в школьный журнал «Факел».

«Слава тебе, солдат» – так назвали встречу с ветераном Великой Отечественной войны Буркиным Евгением Ефимовичем и курсантами Высшей военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. Возникла мысль пригласить не только Евгения Ефимовича, но и молодых защитников нашего Отечества. Прапорщик академии, свидетель и участник бесланской трагедии, рассказал ребятам о том, что происходило в школе №1 г. Беслан. Обсуждая эту встречу, все пришли к заключению, что стране нужна сильная армия, пока люди не обходиться без войн и в мире существует терроризм. А для того, чтобы хорошо служить, надо уметь управлять современной военной техникой, о которой рассказывали курсанты на встрече, и для этого нужны отличные знания.

Вся коллективная творческая деятельность детей, касающаяся военной тематики, не ограничивается только встречами с ветеранами и поисковой работой в семьях. Ребята ведут поисковую работу среди ветеранов ОАО «Газпром», ведут активную переписку с участниками Великой Отечественной войны, работавшими в газовой отрасли.

На встречу была приглашена фронтовая медсестра, участница Великой Отечественной войны, Савкина Анна Михайловна. Тема встречи: «В мир приходит женщина, чтобы мир спасти». Единодушно пришли к мнению, что война – не женское дело, женщина создана природой, чтобы давать жизнь, а условиях войны, вынуждена убивать, защищая свой дом и своих детей. Это противоестественно, а значит, противоестественны на Земле все войны.

В этом году заключительная встреча с ветераном Великой Отечественной войны, посвященная Дню Победы, была названа так: «Отзвуки войны в сердце каждого из нас». Встреча построена целиком на материале, который собирали все эти годы наши ребята: переписка учащихся с ветеранами, рассказы ребят об их родных, переживших войну, письма Юрия Владимировича, гостя встречи, своей матери с фронта. Мальчики принимали участие в создании компьютерного сопровождения праздника, девочки оформляли зал к празднику, учили стихотворения, писали сценарий встречи.

В связи с необходимостью формирования патриотической позиции учащихся по вкладу России в освоение космического пространства, а наша страна является пионером в освоении космоса были проведены экскурсии в Звездный городок, а также классные часы, посвященные космической теме. Ребята к классным часам подбирали материал самостоятельно, изучая необходимую литературу и просматривая интернет-ресурсы – все это вызвало интерес и желание узнать как можно больше об истории освоения космоса и достижениях России. Оказывали помощь в этом направлении и учителя географии и физики. В результате у ребят родилась идея – в связи с днем рождения Юрия Гагарина организовать праздник, посвященный этой знаменательной дате. После споров и обсуждений в какой форме провести праздник, решили организовать «космическое путешествие», в котором каждый смог бы проверить свою физическую подготовку, наблюдательность, внимание, знание истории космонавтики, основ астрономии и физической географии. Получилась сюжетная познавательная игра «Мы дети твои, Земля». Во время проведения «космического путешествия» ребята слаженно работали в командах, ведущими игры были сами учащиеся.

Таким образом, в течение нескольких лет работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся организовывалась в следующих формах:

  1. Подготовка и проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Проведение встреч предполагает активное общение с ветераном, подготовку для гостя творческих «подарков» детей – фотоальбомы и видеозаписи встреч, стихотворения и песни в исполнении детей.
  2. Изучение семейных  историй в  период  Великой Отечественной  войны. Организация поисковой работы, выполнение проектов «Война глазами моих родных»
  3. Изучение результатов встреч, интереса и детских впечатлений по их сочинениям на уроках русского языка, по их публикациям в журнале «Факел», в процессе индивидуальных бесед с учащимися, наблюдению во время встречи.
  4. Встречи с военнослужащими – нашими современниками.
  5. Сбор материалов для школьного Музея трудовой славы ОАО «Газпром».
  6. Выполнение проектов по военной и корпоративной тематике.