Интегрированное занятие по развитию связной речи с детьми подготовительной группы

Разделы: Работа с дошкольниками


Интеграция образовательных областей: “Коммуникация”, “Познание”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”.

Тема: Пересказ рассказа К. Ушинского “Четыре желания”.

Цель урока: развитие умения связно, последовательно, выразительно и грамматически правильно передавать содержание текста, используя наглядную основу в виде картинно-графического плана.

Образовательные задачи:

  1. Активизировать и расширять словарь детей о характерных признаках времен года.
  2. Учить передавать содержание рассказа близко к тексту с опорой на картинно-графический план.

Развивающие задачи:

  1. Развивать коммуникативные и речевые навыки.
  2. Развивать память, внимание, мышление, творческое воображение.

Воспитательные задачи:

  1. Формировать доброжелательность, инициативность.
  2. Воспитывать умение слушать ответы других детей.
  3. Воспитывать интерес к природе.

Методические приемы: загадывание загадки, беседа, чтение рассказа, вопросы, лексико-грамматические упражнения, словарная работа, игровой момент, составление модели к рассказу в виде картинно-графического плана, подсказ нужных слов педагогом, создание эмоционального настроя, физминутка, сюрпризный момент.

Материал и оборудование: игрушка Гномик, рассказ К.Д. Ушинского “Четыре желания”, бумага для рисования, маркеры, мольберт, пиктограммы, разнос, записные книжки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас много гостей. Давайте, поздороваемся с гостями.
Ребята, меня зовут Елена Борисовна. К вам в гости я пришла не одна, а со своим другом, если вы отгадаете загадку, то узнаете кто он.

Он носит вместо шапки
Веселый колпачок,
И ростом он всего лишь
С ребячий башмачок.

Правильно. Это Гномик. Ребята, представляете я, и Гномик работаем в детском саду, который называется “Гномик”. А как ваш детский сад называется?
Ребята, Гномику нравиться учиться у детей всему, что они знают и умеют. Вот и сегодня он попросился со мной. Покажите ему, на что вы способны?
Садись Гномик на стул, будешь смотреть как ребята отвечают.Ребята, интересно узнать, какое время года у вас самое любимое и почему.

2. Основная часть.

А вам интересно узнать, какое время года любимое, желанное было у одного мальчика из рассказа? Давайте сядем на стульчики. Сядьте удобно, спинка прямая, ножки вместе. Я сейчас прочитаю вам рассказ, который называется “Четыре желания”. Написал рассказ Константин Дмитриевич Ушинский. Ребята, я попрошу вас внимательно слушать меня и запомнить, чем занимался мальчик.

Первичное чтение рассказа.

Ребята, а сейчас ответьте, пожалуйста, на мои вопросы.

Беседа по тексту:

  1. О чем говорится в этом рассказе? (о разных временах года).
  2. Чем Мите понравилась зима? (он катался на санках с ледяной горки, катался на коньках по замерзшей реке)
  3. Что ему понравилось весной? (Митя бегал за пестрыми бабочками, цветы собирал)
  4. Что запомнилось Мите летом? (ходил на сенокос, рыбу ловил, ягоды собирал, валялся на душистой траве)
  5. Какими словами мальчик сказал об осени? (Осень лучше всех времен, потому что поспели плоды – желтые груши, румяные яблоки)
  6. Почему рассказ называется “Четыре желания?” (потому что Митя каждый раз говорил, что это время года лучше других)
  7. Ребята, какой же можно сделать вывод – какое же время года лучшее? (правильно, каждое время года прекрасно по-своему!)

Словарная работа (работа по тексту).

Ребята, в рассказе есть слова, значение которых давайте уточним.
Что означает слово румяный? (красный, алый).
Как объяснить значение словосочетания карманная книжка, записная книжка (тетрадь небольшого, маленького карманного размера).
Как понять словосочетание вволю набегался, повеселился вволю (достаточно много)
Что значит, восторг (веселье, радость).
Ребята, а что такое желание? (мечта, просьба, задумка)
А сейчас я предлагаю пройти на полянку отдохнуть. Давайте мы представим себя на месте мальчика Мити из рассказа и будем делать то, что делал он.

Физкультминутка

Мы на саночках катались (полуприседания),
И коньками увлекались (ноги поочередно выставляем вперед).
Белоснежные дома (руки вверх),
Хорошо когда зима (прыжки на месте)!
Бабочки порхают (руки в стороны),
Цветы зацветают (наклоны вперед).
Всюду, всюду красота (руки вверх),
Что за прелесть весна (прыжки на месте)!
Мы с отцом на сенокосе (руки в стороны),
В речку удочку забросим (руки вперед),
Красных ягод наберем (наклоны вперед)
И на сене отдохнем (руки за голову).
Жаркая стоит погода (руки вверх),
Лето – лучшее время года (прыжки на месте)!
Груши, яблоки в саду (руки в стороны),
Осень – лучшее время в году (прыжки на месте)!

Отдохнули?
Проходите на стульчики.
Ребята, вы хорошо запомнили рассказ?
Предлагаю нарисовать картинки к рассказу.

Составление модели к тексту.

Сейчас я еще раз буду читать рассказ. Слушайте внимательно, вам рассказ нужно запомнить, чтобы его потом его пересказать точно, полно, последовательно, выразительно и самостоятельно.
А также будем выделять самое главное то, о чем говорит в рассказе автор и зарисовывать картинки на мольберте.

Повторное чтение рассказа (выборочное чтение).

Итак, слушайте начало рассказа.

Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замерзшей реке, прибежал домой румяный, веселый и говорит отцу: “Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всегда зима была!”
– Запиши свое желание в мою карманную книжку, – сказал отец. Митя записал.

Ребята, что можно нарисовать? (Горку, санки, коньки, карманную книжку).

Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте продолжение.

Пришла весна. Митя вволю набегался за пестрыми бабочками по зеленому лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит: “Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы все весна была!”
Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать свое желание.

Что нарисуем сейчас? (бабочку, цветок, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

Слушайте дальше.

Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:
– Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было!
И это желание Мити было записано в ту же книжку.

Что нарисуем сейчас? (траву, рыбу, ягоду, копну сена, книжку).
Ставиться рядом следующий чистый лист бумаги.

А сейчас послушайте, чем закончился рассказ.

Наступила осень. В саду собирали плоды – румяные яблоки и желтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу: “Осень лучше всех времен года!”
Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете.

Предлагайте, что можно нарисовать сейчас (яблоко, грушу, книжку).
Ребята, с вашей помощью я нарисовала 4 картинки – мы поставили их вместе, и получился рассказ в картинках.  
Для вас эти картинки являются планом рассказа, по ним вы будете рассказывать последовательно, выразительно и самостоятельно.
Я предлагаю вам пересказать рассказ по цепочке. Вы знаете, как надо рассказывать по цепочке?
Кто хочет рассказывать начало рассказа? Кто продолжит? Кто будет рассказывать о лете? Кто закончит рассказ?

Выходит 4 человека.

При рассказывании помните, что самое главное при пересказе четко и ясно передать последовательность событий.
– Как называется рассказ? Кто его написал?
Кто хочет рассказать историю с начало до конца? Мы с Гномиком можем остаться, и вы расскажете. Согласны?

3. Заключительная часть.

Итог занятия.

Ребята, подойдите ко мне и встаньте в круг.
С каким произведением мы сегодня с вами познакомились? (рассказ “Четыре желания”)
Кто написал рассказ? (К.Д.Ушинский).
Дома вы можете рассказать рассказ своим родным.

Вы сегодня справились с заданием. Мне очень понравилось, как вы правильно отвечали на вопросы, старались составлять свои рассказы последовательно, выразительно, без помощи взрослого. Я очень вами довольна.

Рефлексия

Ребята, а сейчас оцените себя. У меня два смайлика – веселый и грустный.
Когда будете показывать нам веселый смайлик – подумайте и скажите, что сегодня на занятии для вас было самым интересным, что вы узнали нового (показываю веселый смайлик), а грустный смайлик – что было для вас трудным, что не понравилось (показываю грустный смайлик).

Сюрпризный момент

Ребята, давайте послушаем Гномика, но хочет что-то вам сказать.
Я научился у ребят, что нужно внимательно слушать, когда читают и как можно составлять рассказ по картинкам.
За ваши старания я приготовил вам записные книжки, куда вы можете записывать свои рассказы в картинках.
До свидания, ребята.