Адаптация в группах раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Одна из проблем, которая решается в детском дошкольном учреждении в раннем возрасте – проблема адаптации детей при переходе из семьи в детское дошкольное учреждение. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение, все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительные пребывания в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Как бы мы ни готовили ребенка к яслям, все равно он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса. Это проявляется в отказе от пищи, негативном эмоциональном состоянии, ухудшении самочувствия (может наблюдаться повышение артериального давления, иногда и температуры). Малыш беспокойно спит или не спит вообще, мочится в постель, жмется к взрослым или, наоборот, отказывается от контактов с ними. Болезненно, бурно протекает разлука и встреча с родными: ребенок не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход снова встречает слезами.

Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску вирусного инфицирования, приводит к частым болезням.

Родители отмечают, что он вздрагивает во сне, становится дома беспричинно обидчивым, теряет приобретенные ранее умения, худеет. Особенно это проявляется у детей с неблагополучным анамнезом, подверженных невротическим расстройствам. У ребенка, начавшего посещать д/с могут проявляться страх, беспокойства и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность) особенно у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома и в д/с. Если малыш от природы боязлив, не любит шумной большой компании детей, не умеет постоять за себя, то детское дошкольное учреждение, становится для его неокрепшей еще нервной системы тяжелым испытанием. Он не только не научится адаптироваться в детском коллективе, но и наоборот, может еще больше замкнуться в себе, что может привести к нарушению психологического комфорта.

Именно система психологических средств и в первую очередь психопрофилактическая и коррекционно-развивающая работа снимает проблемы, возникающие в работе с детьми раннего возраста.

Дети раннего возраста эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться сильными, как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности и легли в основу построения цикла занятий. Психолог приступает к проведению занятий сразу после прихода детей в детский сад.

Базовая психическая функция в раннем возрасте это восприятие и я, когда в работе с детьми в основном сформирован эмоциональный контакт с новыми взрослыми, активно ввожу в подгрупповые и индивидуальные занятия с детьми раннего возраста, игры и упражнения, направленные на познавательное (сенсорное ) развитие. И обращаюсь к педагогике Монтессори.

В основании ее педагогики лежит, прежде всего, антропологический, гетерогенный взгляд на развитие ребенка. Монтессори выделяет особые сензитивные периоды его жизни, которые не повторяются во взрослом возрасте. К антропологическим идеям Монтессори можно отнести ее представление о природном свойстве человеческой психики, воспринимать окружающий мир с особой интенсивностью лишь в определенные периоды детства. М. Монтессори заметила, что в разные периоды жизни ребенок особенно концентрируется на определенных занятиях. Она пишет о том, что можно добиться результатов в развитии ребенка и не обращая внимания на сензитивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большего усилия воли, труда и напряжения. Открытие мира для ребенка происходит в логике от конкретного к абстрактному, через работу руки и утончение чувств. При этом особо выделяется принцип актуального и ближайшего развития (по Выготскому). При конструировании дидактической среды и материалов, с которыми работает ребенок, этот принцип становится основным.

Стоит соответственно обустроить окружающее ребенка культурное пространство, профессионально поддержать малыша, как мы увидим чудо раскрытия человеческой природы. Монтессори придумала дидактические материалы, с которыми дети могли бы работать, утончая свои чувства и моторику и развивая, тем самым, разум. Сензитивная фаза утончения чувств (0–6 лет).

“Чувственное восприятие составляет главное и едва ли не единственную основу умственной жизни”, – говорит М.Монтессори

Цели и задачи занятий.

Цель занятий – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, интеграция развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

Этим определяются основные задачи занятий:

  1. преодоление стрессовых ситуаций у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
  2. обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
  3. интеграция развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
  • развития внимания, восприятия, речи, воображения;
  • развития чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
  • развитие игровых навыков, произвольного поведении
  • сенсорное развитие.

Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми может продолжаться на протяжении всего года обучения), проводятся занятия не только в первые два месяца, но и на протяжении всего учебного года.

Базовым средствами работы служат разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, маршы, песенки, потешки, стишки, “ладушки” и “догонялки”. Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на дружное хлопанье в ладоши и топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх даже стеснительные, замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер и идут на контакт со взрослыми и сверстниками.

Структура и форма занятий.

Как правило, занятие начинается с ритуала-приветствия. Продолжается играми, направленными на формирование эмоционального контакта с новым взрослым, и играми и упражнениями, направленными на стимуляцию общения, на организацию взаимодействия со сверстниками, требующих согласованности действий всей группы: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками, выполняют другие задания в соответствии с ритмом и словами стихотворения. Эти упражнения создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей, помогают настроиться на совместную групповую работу, эффективны техники с использованием кукол и других игрушек, используя элементы направленной фантазии или визуализации, организуются игры(“Гуляем в парке, бегаем по лужайке,… играем с водой, брызгаемся,…лежим на песке– загораем) .В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками. Игры, направленные на социальное развитие, формирование своего “Я”.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями. Проведение игр и упражнений, предусматривает учет индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка.

В ходе практической работы было замечено, что от быстрой смены сюжетов, ролей, образов малыши переутомляются и теряют интерес к занятию. Поэтому все игры и упражнения, входящие в одно занятия, объединены сказочно-игровым сюжетом.

Каждое занятие проводится в 2–3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений), из которых состоит занятие, варьируются педагогом. Он может сократить занятие, чтобы избежать переутомления детей, изменить последовательность частей в соответствии с настроением детей и т.п.

Занятия длительностью 10–20 минут проводят 2–3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4–5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр. Кроме того, дети раннего возраста любят повторения, знакомые игры и упражнения воспринимаются ими легче.

Первые занятия (1–2–3–4) в сентябре состоят из цикла игр (игротренинг) формирующих эмоциональный контакт с новыми взрослыми, создающих положительные эмоции, желание заниматься. На первых занятиях постоянно используется новая, яркая игрушка, игрушка– забава, игры с музыкальным и стихотворным сопровождением, игры с шумовыми игрушками.

Занятие 1. Любимые игрушки..

Задачи:

  • познакомиться с детьми;
  • создание атмосферы эмоциональной безопасности, радостного настроения;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • стимулировать малышей к подражанию;
  • поддерживать стремление детей играть с музыкальными игрушками, подпевать вместе со взрослым отдельные слова, фразы, фрагменты песенок,попевок.

Материалы: мягкий мяч; большой мяч; погремушки; игра “Домашние животные” (с музыкальным сопровождением); игрушка-забава “Бычок” ;

Ход занятия

Психолог здоровается с детьми, здоровается со взрослыми.

Обращается к детям:

В гости к ребяткам пришел мяч, он необычный – мягкий и ласковый. Ему очень понравились малыши, он хочет узнать, как их зовут .

Давайте поиграем в игру: “У кого в руках мяч, тот громко называет свое имя”.

Ритуал-приветствие .

Психолог берет в руки мягкий мяч: У меня в руках мягкий мяч, меня зовут Наталья Александровна, я громко называю свое имя : Наталья Александровна (протягивает мяч по очереди всем малышам) и спрашивает :

- А тебя как зовут ? (Воспитатель помогает детям отвечать.)

Понравились маленькому мячику малыши, и позвал он своего друга – поиграть с детьми. А друг– это большой, разноцветный мяч. который любит прыгать и играть “в прятки”.

– Послушайте песенку мяча.

(Психолог читает стихотворение С. Маршака : “Мой веселый звонкий мяч”, хлопает по мячу ладошкой– мячик прыгает.)

– А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Я буду играть с мячами – легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики. Психолог рассказывая стихотворение, поочередно кладет ладонь на голову каждого ребенка, дети подпрыгивают на месте.

Психолог предлагает поиграть с мячиком “в прятки.” На слова: “не угнаться за тобой, прячьтесь!” – Дети разбегаются по группе и прячутся. Психолог ищет детей, называет, где они спрятались (под столом, в углу и т.п.)

Игра повторяется 2–3 раза.

– Ребята вы так весело играли в прятки, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он “прятался”.

Психолог садится на пол или на стульчик, сажает детей напротив.

– Дети, а большой мяч пришел не один, он принес игрушки в коробке, вот посмотрите, что это?
– Правильно, это погремушка.

(Взять погремушку в руку: держа вертикально, напевать веселую песенку, выполняя ритмичные удары, по погремушке, ладонью.)

Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ой, лю-ли, у ворот!
Ой, лю-ли, у ворот!
Муха песенку поет,
Муха песенку поет,
Ой, лю-ли, вот поет!
Ой, лю-ли, вот поет!
Предложить одному или двум малышам
по желанию взять погремушку в руку и
петь песенку вместе с педагогом,
выполняя ритмичные удары,
по погремушке, ладонью).

Игра повторяется 2–3 раза.

Дети и взрослые вспоминают, какие игры и упражнения проводились на занятии. Педагог-психолог говорит:

– Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу “спасибо” за веселую игру. До свидания!

На следующих занятиях детям предлагается музыкальная игра  “Домашние животные” или игра – забава “Бычок”.

Дети сидят или на полу или за столом, перед педагогом – психологом

– Дети, а большой мяч принес еще одну игрушку, вот посмотрите .

Педагог выкладывает перед детьми разрезные половинки игры “Домашние животные” и говорит:

– Здесь нарисовано животное, но картинка сломалась, а вы угадаете, кто это?

Если дети не угадали, педагог сам называет :

– Это корова. (Собака, кошка и т. д.) (И чинит картинку: картинка звучит– мычит, лает, мяукает и т. д.)
– Какую песенку поет корова? (“Му–му” и т. д.)

Аналогичная работа с остальными картинками.

Вариант продолжения занятия: игра “Идет бычок качается”.

Дети сидят или на полу или за столом, перед педагогом– психологом

– Дети, а большой мяч принес еще одну игрушку, вот посмотрите. (Вносится игрушка.)
– Кто это? Правильно, это бычок. (Рассмотреть глазки., носик, ушки, хвостик.)
– Бычок любит шагать по дощечке, и читать стихотворение
.

Педагог – психолог ставит игрушку на наклонную доску. сопровождает движение игрушки словами:

– Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
При падении игрушки хлопает в ладоши, говоря:
Бух! Упал!
Дети повторяют за психологом стихотворение,
хлопают в ладоши