Занятие по формированию правовой культуры у дошкольников на тему "Страна детства"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Дать детям общее представление об их правах.

Задачи:

  • Познакомить с правом на имя, семью, дом, развлечения…;
  • Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;
  • Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям;

Участники: дети, Кикимора (переодетый взрослый).

Оборудование: книга «Права ребенка», свидетельство о рождении, цветы, подарок детям.

Ход занятия

Ведущий: Сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Пава ребенка». Эта книга расскажет вам о правах детей.

(Появляется Кикимора. Ее роль исполняет взрослый).

Кикимора (забирает книгу): Малы вы еще права изучать. А эту книгу я почитаю. (Кикимора уходит, прячется в избушке).

Ведущий: Ну и Кикимора! Отобрала нашу книгу и была такова. Что же нам теперь делать? Давайте ее догоним и вернем книгу. (Дети перебираются к домику. Звучит запись голосов птиц.)

Ведущий: Вот мы и добрались к домику Кикиморы. Постучим?

(Появляется Кикимора.)

Кикимора: Кто такие? Чего явились? Я гостей не ждала.

Ведущий: Ой, Кикимора, какая ты сердитая. Мы пришли забрать свою книгу, которую ты у нас забрала.

Кикимора: Ничего я у вас не брала. Вы на эту книгу никаких прав не имеете. Да и на все права, которые в этой книге напечатаны, могут рассчитывать только дети и внуки царя, Султана или Соловья – разбойника, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного, и одного с Бабой Ягой цвета кожи и одной с ней национальности. Вот так!

Ведущий: Как вы думаете, ребята, справедливо ли то, о чем говорит Кикимора? Ведь все мы имеем равные права. (Дети: «НЕТ!»)

Ведущий: И не важно, кто ваши родители, какой у вас цвет кожи, в какого вы верите. Так что, Кикимора, ты не права, верни нашу книгу.

Кикимора: Ой, ой! Умные какие! Ну-ка, ну-ка, ты первый, подойди ко мне.

Ведущий: Кикимора, почему ты так странно обращаешься к детям? У них есть имена, у каждого свое!

Кикимора: Имена? А зачем? Зачем детям давать имена, они ведь все одинаковые, маленькие, обойдутся номерами.

Ведущий: Все согласны, что все дети одинаковые? Докажите это Кикиморе. (ответы детей) Совершенно правильно. При рождении каждый ребенок получает имя, и ему выдают вот такой документ, который называется «СВИДЕТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ»!

Ну что, Кикимора, убедили тебя дети! Теперь ты согласна, что каждый ребенок имеет право на собственное имя?

Кикимора: Ну хорошо, признаю теперь за вами это право.

Ведущий: Тогда давайте представимся Кикиморе, а поможет нам в этом игра «Поздоровайся по имени».

(Проводится игра «поздоровайся по имени». Дети становятся в круг, поочередно кладут правую руку на плечо соседу и здороваются с ним по имени) Кикимора, теперь верни нам, пожалуйста, книгу, чтобы мы познакомились с другими правами.

Кикимора: Хорошо, я отдам вам книгу, но только если вы останетесь жить у меня!

Ведущий: Ты что, Кикимора, дети не живут на болоте!

Кикимора: Как не живут? Я же живу!

Ведущий: Ребята, дети могу жить на болоте? Где живут дети?

(Ответы детей.)

Ведущий: Правильно, дети живут каждый в своем доме! А сейчас мы поиграем в игру «Домики»!

(Подвижная игра «Домики» – на полу лежат 3 обруча разного цвета, у детей в руках ленты этих же цветов, звучит музыка, дети бегают по залу, музыка останавливается, нужно занять каждому свой домик, соответственно цвету ленты)

Ведущий: Ну что, Кикимора, поняла, что у каждого ребенка есть свой дом?

Кикимора: Хорошо, уговорили, отдам я вашу книгу, только в обмен на парочку детей, а то мне тут среди зверушек и лягушек скучно стало.

Ведущий: Что ты, Кикимора, ведь у всех детей есть своя семья. Все дети на свете имеют право воспитываться в семье, среди своих родных и близких. Ни у кого нет права разлучать детей с семьей.

Ребенок 1:

Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я:
Это мамочка моя!

Ребенок 2:

Не терпит мой папа
Безделья и скуки,
У папы умелые, сильные руки!
И если кому-нибудь надо помочь,
Мой папа всегда поработать не прочь.

Ребенок 3:

Я с бабушкой своею дружу давным-давно,
Она во всех затеях со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки, и все мне любо в ней.
Но бабушкины руки люблю всего сильней.
Ах, сколько эти руки чудесного творят!
Летают, вяжут, месят,
Все что-то мастерят.

Ребенок 4:

Дедушка-дедушка. Я это знаю.
Нет никакого сомнения тут.
Дедушку дедушкой я называю,
Но по другому другие зовут.
Сколько бы ни было разных имен,
Главное в дедушке – дедушка он!

(Кикимора плачет и уходит в свой дом.)

Ведущий: Ой, ребята, а мне почему-то стало жаль Кикимору. Может она потому плохие поступки совершает, что ее никто не любит, никто о ней не заботится? Ведь все имеют право на любовь и заботу. Это право имеете и все вы. Кикимору даже с днем рождения никто не поздравлял. Давайте мы это сделаем, сорвем по цветочку и ей подарим.

(Собирают цветы, стучат в дверь. Выходит Кикимора, дети поздравляют ее, дарят цветы. Кикимора отдает книгу.)

– Вот видишь, Кикимора, обязательно нужно учить и знать права детей. Теперь мы с детьми сможем познакомиться и с другими их правами, ты тоже сможешь с нами их изучать, чтобы наши дети росли счастливыми. А еще ребята подготовили для тебя в подарок песню, ведь они имеют право на веселье и игры.

(Исполняется песня «Волшебная страна» сл. С. Антоновой, муз. А. Перескоковой.)

Кикимора: Спасибо за подарок! Вы такие молодцы. Я тоже хочу вручить вам памятный подарок.

(Вручает подарок.)

Ведущий: Молодцы запомнили, что у вас есть свои права. Мы еще не раз встретимся с этой книгой, она познакомит вас и с другими правами.

(Занятие закончено.)