Игра-путешествие по заповеднику "Столбы", г. Красноярск

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепление знаний детей о природе родного края, через создание положительной эмоциональной атмосферы.

Задачи:

  • воспитывать осознанное, уважительное отношение к природе родного края; чувство взаимопомощи;
  • формировать потребность в здоровом образе жизни;
  • побуждать детей к исследовательской деятельности, изучению закономерностей в природе.

Предварительная работа: Познакомить детей с легендой о “Столбах”; лесными приметами; компасом, как прибором для определения сторон света.

Ход игры

Дети входят в зал.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по заповеднику “Столбы”.

Все в автобусе собираемся,
В путешествие отправляемся.

Дети рассаживаются в автобус, проводится пальчиковая гимнастика

“Жук ползёт”.[3]

По тропинке жук ползёт
У него усы вразлёт.
Изображают пальчиками жука.
Жук большой и деловитый
У него сердитый вид.
Показывают пальчиками размер жука.
Тащит веточку ракиты
И усами шевелит.
Жу-жу-жу, жу-жужу
Пошевелить “усами” – пальчиками
И усами шевелит. Разводят руки в стороны, удивляются.
Угадать совсем непросто, Делают из сцепленных рук мостик.
Что с ней сделает потом? Показать крышу над головой.
Может быть, построит мостик
Или даже целый дом?
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Или даже целый дом.
 
Вот ползёт он
Дальше, дальше…
Пальчики шагают.
Машут до свиданья.
Мы спешим с тропы сойти,
Пожелать ему удачи.
И счастливого пути.
 

(Выдвигается дорожный указатель – “Столбы”.)

Воспитатель: Вот мы и приехали к заповеднику “Столбы”.

(Дети выходят из автобуса, располагаются рядом с воспитателем.)

Воспитатель: А сопровождать нас сегодня будет инструктор Наталья Юрьевна – она знает здесь все тропинки, умеет лазить по скалам и сможет нам помочь в трудную минуту.

(Приходит инструктор.)

Инструктор: Здравствуйте ребята! Вы, готовы отправиться в путешествие?

Дети: Да.

Инструктор: Тогда для начала соберем рюкзак.

Проводится игра с карточками: “Берем, не берем”. (Если на карточке нарисован предмет, который нужен в путешествии, то дети говорят слово “берем”, если предмет не нужен, тогда все хором говорят “не берем”.

Предлагаются карточки с изображением аптечки, комнатных тапочек, воды, бутерброда, котенка, игрушек.)

Инструктор: Наш рюкзак собран, но перед непростым путешествием надо немного размяться.

Проводится разминка. (Под знакомую детям песню “Вместе весело шагать” выполняется ритмическая гимнастика.)

Инструктор: После разминки восстановим дыхание. Ребята повторяйте за мной.

Дыхательная гимнастика по показу.[2]

Подуем на плечо,
Подуем на другое.
На солнце горячо
Пекло дневной порою.
Подуем на живот,
Как трубка станет рот.
А теперь на облака,
Остановимся пока.

Инструктор: Вот теперь вы готовы отправиться в путешествие.

Ой, чуть не забыла. А, вы помните, как надо вести себя в заповеднике?

Дети: Да.

Инструктор: Ну, это легко проверить.

Проводится словесная игра: “Это я, это я …”.

(Если ребята согласны с утверждением, то они говорят “Это я, это я, это все мои друзья”, в противном случае мотают головой и хлопают руками.)

– Кто из вас скажите братцы,
Любит спортом заниматься?

– Кто компанией веселой,
С рюкзаком шагает в горы?

– Любит, кто в лесу кричать,
И цветы лесные рвать?

– В лесу мусор оставляет и
Костры там разжигает?

– Кто про все на свете знает
И друг другу помогает?

Инструктор: Итак, правила поведения в заповеднике вы помните, рюкзак собрали, значит, пора отправляться в путешествие. Нам предстоит путь через ручей, по горам, по звериным тропам и закончится он в развлекательном центре “Бобровый лог”, большим сюрпризом. Не сбиться с пути поможет карта, на которой мы будем отмечать желтой фишкой каждый пройденный нами этап маршрута.

Дети вместе с воспитателем и инструктором начинают движение согласно

маршрута на карте, через “ручей” (перепрыгивают через гимнастический мат), далее перелазят через композиции из мягких модулей, изображающих столбы, останавливаясь и рассматривая фотографии скал: “Деда”, “Перьев”, “Львиных ворот”, прикрепленные к модулям. После просмотра фотографии “Львиных ворот”, принимается решение спуститься вниз по канату.

Воспитатель: Ребята спускаться надо аккуратно, соблюдая дистанцию и обязательно дождаться того, кто будет на спуске последним.

Спуск по канату. (Инструктор заранее закрепляет один конец каната к опоре, второй конец держит в руках параллельно полу. Дети, обхватив канат руками, лежа на спине, двигаются головой вперед, отталкиваясь ногами от пола. Дойдя, до инструктора встают.)

Инструктор: Все спустились?

Дети: Да.

Инструктор: После серьезного спуска можно сделать привал. (Дети расстилают кариматы и садятся на них возле взрослых.)

Инструктор: Ребята, Вы умеете отгадывать загадки?

Дети: Да.

Инструктор: Тогда слушайте внимательно.

Ты идешь с друзьями в лес,
А он на плечи тебе влез.
Сам идти не хочет,
Он тяжелый очень. (Рюкзак.)

Качается стрелка
Туда и сюда,
Укажет нам север
И юг без труда. (Компас.)

– Отгадав загадки, дети слушают в аудио записи голоса природы (пение птиц, журчанье ручья, ветер).

Вдруг раздается плач.

Инструктор: Кто это плачет?

Выходит Незнайка.

Незнайка: Это я плачу. Я шел в “ Бобровый лог” и заблудился. Ребята, пожалуйста, помогите мне выйти из леса.

Воспитатель: Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да.

Незнайка: Но, как вы это сделаете, лес не умеет говорить.

Воспитатель: А, вот и не правда. Лес умеет разговаривать с помощью лесных примет. Ребята, расскажем Незнайке, какие лесные приметы мы знаем.

Дети: Да.

Примерные ответы детей.

1-й ребенок: С северной стороны ствол дерева покрыт мхом.

2-й ребенок: С южной стороны строит свой дом муравей.

Воспитатель: Так же, не заблудиться в лесу помогут карта и компас.

Незнайка: Что такое карта я знаю, видел. А про компас слышу первый раз. Дети: Компас – это прибор, который помогает определить направление частей света. Его стрелка всегда указывает на север.

Воспитатель: Сделать компас можно своими руками.

Незнайка: Как интересно!

(Воспитатель вместе с детьми и инструктором изготавливают компас.)

  • Берут сосуд с водой.
  • Натирают швейную иглу о магнит.
  • На иглу надевают пробку.
  • Всю конструкцию погружают на воду. Острый конец иглы будет показывать на север.

Незнайка: Спасибо вам ребята. Я этот урок не забуду никогда.

(Все вместе отправляются дальше согласно карте, по звериным тропам.)

Проводится игра с карточками: “Узнай и покажи”. (По ходу движения дети находят карточки. На карточках схематично нарисованы животные, которые обитают в заповеднике “Столбы”. Дети отгадывают название животных и изображают их повадки).

(Выдвигается указатель – “Бобровый лог”).

Незнайка: Ура, мы пришли, и я могу поиграть с вами в интересную игру.

Проводится знакомая детям музыкальная игра “Ручейки – озера”.[1]

(Дети делятся на несколько команд (с помощью фишек), на сигнал “ручейки”; команды бегут в разных направлениях, на сигнал “озёра”, останавливаются, берутся за руки, строят круги-озёра.)

Инструктор: А, сейчас ребята нам с Незнайкой пора с вами расставаться. Чтобы наше путешествие запомнилось надолго, я дарю вам фотографии с изображением “Столбов”.

Незнайка и инструктор уходят, дети садятся в автобус и, напевая слова веселой песенки, возвращаются в детский сад.

Дети исполняют песню: “Родная песенка” Ю.Чичкова.

Использованная литература:

  1. “Здоровье дошкольника”, ООО Издательский дом 2010г. №6, стр.2.
  2. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. “Са-фи-дансе”, Санкт-Петербург “Детство-Пресс” 2000г., с.321.
  3. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. “Фитнес – данс”, Санкт-Петербург “Детство-Пресс” 2007г., стр.375.