Формирование музыкально-слуховых представлений детей среднего дошкольного возраста в певческой деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


На современном этапе развития общества музыкально-слуховые представления в педагогическом процессе все чаще рассматриваются как основа, обладающая богатым потенциалом благотворного воздействия на личность ребенка. В научных исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкально-слуховых представлений как комплекса свойств личности человека, возникшего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства. Музыкальное искусство обладает большой силой воздействия на человека, непосредственно обращаясь к его душе, миру его переживаний, настроений. Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сторон личности человека. Музыкально – слуховые представления проявляются в различных жизненных ситуациях: при восприятии, переживании и осмыслении речевых интонаций и других природных звуковых явлений; в проявлении произвольного внимания и различных видов слуховой памяти; при стимулировании психоэнергетических возможностей (его работоспособности) и творческих потребностей человека (его воображения, образных ассоциаций); в формировании ценностных ориентаций личности. Формирование музыкально-слуховых представлений способствует сохранению и укреплению психоэмоционального здоровья ребенка, развития его внутренних факторов защиты от провоцирующее – агрессивного влияния социума, адаптивных возможностей и компенсации позитивных аспектов жизнедеятельности человека. Таким образом, актуальность проблемы формирования музыкально-слуховых представлений подкрепляется потребностями музыкально-педагогической практики.

Музыкальные способности – это своеобразное сочетание способностей от которых зависит успешность занятий музыкальной деятельностью. Музыкально-слуховые представления как составная часть музыкальных способностей – это способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение мелодической линии, выражающимся в способности запоминать музыкальное произведение и воспроизводить его по памяти. Под музыкально-слуховыми представлениями понимается как звуковысотный, так и тембровый, и динамический слух. Звуковысотный слух – это способность воспринимать и различать высокие и низкие звуки, мысленно представлять себе мелодию и правильное воспроизведение ее голосом. Тембровый слух – это способность воспринимать и различать специфическую окраску звука. Динамический слух – это способность воспринимать и различать силу звучания, постепенное усиление или уменьшение силы звука. Психологи отмечают, что у детей рано появляется слуховая чувствительность. По данным А.А.Люблинской, у малыша на 10–12 день жизни возникают реакции на звуки. Особенностью развития у детей среднего дошкольного возраста является то, что музыкальные способности развиваются в онтогенезе как единая система, однако ладовое чувство опережает в развитии музыкально-слуховые представления.

Методологической основой изучения певческой деятельности как средства формирования музыкально – слуховых представлений являются труды: А.Е.Егорова,Е.И.Алмазова,Б.М.Теплова,В.П.Морозова,О.В.Овчинниковой, А.Е.Варламова, Н.А.Метлова. Взаимосвязь музыкально – слуховых представлений (как звуковысотного слуха) и певческого голоса – одна из центральных проблем музыкальной психологии и педагогики. Ею прямо или косвенно занимается немало исследователей в нашей стране и за рубежом. Во многих работах подчеркивается значение музыкального слуха как фактора, необходимого для развития певческого голоса: управления вокальной интонацией, формирование певческих навыков и контроля за качеством звучания. Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления и развития музыкальных способностей, музыкально-слуховых представлений и певческих навыков. О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е.Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал, что если учить ребенка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу. Исследования в области физиологии голоса при помощи специального аппарата показали, что основные показатели звукоизвлечения – высота тона, динамика звука – определяются работой двух групп мышц: вокальных (голосовых), сокращающих голосовые связки, и передних, натягивающих голосовые связки. В детском саду детей обучают простейшим певческим навыкам: правильному звукообразованию, правильному дыханию, хорошей дикции, чистоте интонации. Пение – деятельный процесс воспроизведения мелодии голосом и переживания содержания песни. Певческая деятельность – это основной вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Выбирая песни, необходимо учитывать возраст детей, их вокальные возможности, уровень музыкального развития, а также воспитательную направленность содержания песен. Для того чтобы обучать детей правильному пению, следует соблюдать певческую установку. Не мало важным условием при обучении детей пению является певческий навык: звукообразование. Это способ извлечения звука. Дети должны петь естественным высоким светлым звуком, без крика и напряжения. Певческая деятельность включает в себя 3 последовательных этапа.

1-й этап – (подготовка к певческой деятельности) – ознакомление с песней. Целью первого этапа обучения является: заинтересовать детей, раскрыть содержание музыкального произведения, определить музыкальные средства выразительности.

2-й этап – разучивание песни. На этом этапе происходит основная работа по обучению детей певческим умениям и навыкам.

3-й этап – (творческое исполнение песни). Работа над воссозданием музыкально-художественного образа песни, над ее эмоционально-выразительным исполнением.

Формирование музыкально-слуховых представлений наилучшим образом происходит на подготовительном этапе певческой деятельности с использованием стимулирующего материала. В основе работы лежит положение В.П.Анисимова о том, что музыкально-слуховые представления проявляются в рефлексии ощущения высоты звуков и изменения их соотношений в интонациях (данной мелодии), различении ладовых функций, тембровых и динамических комплексов, реакций на изменения в одном из голосов полифонического изложения мелодии. В своей работе я модифицировала методы и приемы, предложенные В.П.Анисимовым, направленные на формирование музыкально – слуховых представлений в процессе певческой деятельности с использованием стимулирующего материалов. Стимулирующий материал составляют упражнения – образы, простые попевки или песенки, заранее разученные ребенком или предложенные педагогом в режиме индивидуального вокального исполнения в удобном для ребенка диапазоне. “Кот и котенок”, “Куда идет мелодия?”, “Сколько звуков?”, “Веселый и грустный гномик”, “Настроение девочек”.

Принципы подбора стимулирующего материала:

1. Высокохудожественность и познавательность музыкального текста;

2. Простота, яркость и разнообразность по образному содержанию;

3. Соответствие мелодичности материала вокальным возможностям детей с точки зрения диапазона;

4. Умеренность темповых представлений;

5. Ритм стимулирующего материала простой и доступный;

6. Простота и доступность ритмического рисунка;

7. Звуковысотные представления подобраны по контрасту.

Стимулирующий материал отвечает дидактическим требованиям: доступности, систематичности и последовательности, сознательности, активности.

После использования упражнений на дыхание, дикцию, артикуляции детям предлагается серия упражнений с использованием стимулирующего материала по этапам.

1-й этап – формирование представлений о высотном положении музыкальных звуков в мелодической линии. Для этого этапа подобрана серия упражнений, развивающая у детей навыки адекватного ощущения соотношения высоты звуков. Использовано упражнение – образ В.П.Анисимова “Кот и котенок”. По аналогу этого упражнения с использованием стимулирующего материала разработаны упражнения – образы “Утка и утята”, “Семья”. В качестве стимулирующего материала мы использовали специально подобранное музыкальное сопровождение, исполняемое на фортепиано в пределах первой и второй октавы. Приложение 1.

2-й этап – формирование звуковысотного чувства по определению направления мелодии.

Опираясь на исследования музыкантов – педагогов, при восприятии музыки наблюдается движение голосовых связок, восприятие высоты связано с участием вокальной моторики, с движениями голосового аппарата. Анисимов В.П. предлагает упражнение – игру “Музыкальные отгадки”. Приложение 2.

Так как ощущение движения мелодической линии очень важно при воспроизведении мелодии голосом, мы предлагаем воспроизвести поступательное движение мелодии в стимулирующем материале – упражнении – попевке “Матрешка”, предлагаемое Н.А.Метловым. Приложение 3.

3-й этап – формирование произвольных слухомоторных представлений вокального типа, т.е. возможностей управлять(координировать) мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии. Приложение 4.

После завершения подготовительного этапа певческой деятельности в котором использовали упражнения – образы, упражнения – игры, песни и попевки направленные на формирование музыкально-слуховых представлений переходим к работе над певческим репертуаром в рамках музыкального занятия.

В результате после проведенной работы, направленной на формирование музыкально-слуховых представлений у детей среднего дошкольного возраста, имеющих средний уровень сформированности музыкально-слуховых представлений наблюдаются:

– положительные изменения в качестве звуковысотного слуха;
– способность воспринимать и представлять направление мелодии.

У детей, имеющих достаточно высокий уровень сформированности музыкально-слуховых представлений, появилась:

– чистота интонирования мелодии голосом без музыкального сопровождения;
– способность интонировать от другого звука (в другой тональности).

Упражнения с использованием стимулирующего материала, могут быть использованы в качестве дополнительного материала музыкальным руководителем на занятиях в ДОУ.