Активизация творческой деятельности младших школьников на уроках развития речи

Разделы: Начальная школа


Активизация воображения личности не происходит сама по себе, а для этого необходимо целенаправленное психолого-педагогическое воздействие
Л. С. Выготский

Основной проблемой, стоящей перед современной школой, является активизация творческого потенциала личности. Творческие возможности младших школьников безграничны. Учитель начальных классов должен помочь детям активизировать их умственный и творческий потенциал. Из всех форм творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для этого возраста. По мнению Л. С. Выготского, стремление детей к сочинительству является такой же деятельностью воображения, как игра.

Уроки развития речи способствуют совершенствованию творческой деятельности младших школьников. На этих уроках основное внимание уделяется речевой деятельности, которая проявляется в устной и в письменной формах. Цели такого урока – опираясь на полученные знания о языке:

1) обогащать лексико-грамматический строй речи детей;
2) учить их воспринимать и понимать чужую речь;
3) строить собственные высказывания в соответствии с нормами русского языка.

Речь как деятельность по использованию языка в целях общения, познания, воздействия на других людей определяет содержание и структуру урока развития речи.

В основе содержания обучения на уроках развития речи лежит система теоретических знаний о речи, ее формах, видах, свойствах. Помогают обучающимся усвоить знания, составлять план текста с учетом типа речи памятки, таблицы и схемы.

Блок-схема 1. “Виды текстов”.

 

Блок-схема 2. “Составление текста-рассуждения”.

Блок-схема 3. “Составление текста-описания”.

Блок-схема 4. “Составление текста-повествования”.

Структура урока диктуется целями и содержанием учебных задач и речевых ситуаций. Сюда входят такие структурные элементы, как:

– введение в речевую ситуацию и создание мотивации речи;
– определение учебной задачи, нахождение способов ее решения;
– организация учебной и речевой деятельности по восприятию;
– контроль и анализ с последующей корректировкой созданных высказываний и текстов; выводы и обобщения относительно достигнутых целей.

Введение в содержание урока практических и познавательных речевых задач – еще одна характерная черта урока. Решение практических задач в соответствии с речевой ситуацией способствует развитию познавательных потребностей у учащихся, формирует у них положительную мотивацию к овладению речевыми умениями, обеспечивает осознанное усвоение знаний. Преобладание упражнений поискового и творческого характера (игра-рассуждение “Что было бы …”, “Узнай дерево”, “Расшифруй слово” “Слово за словом”) способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся. “Игра в рифму” предшествовала написанию сочинения-миниатюрры “Осень”. По окончании игры самыми лучшими были признаны работы Коршиковой Оксаны, Лукашевой Даши, Шишковой Софьи.

Осень к нам опять пришла.
Корзину шишек принесла,
Припасла качан капусты –
В огороде стало пусто.
Коршикова Оксана

Осень к нам опять пришла –
Непогоду привела:
Дожди как из ведра все льют,
Идешь по лужам там и тут.
Лукашева Даша

Осень к нам опять пришла,
В школу всех нас позвала.
В классе встретила Наташку
И своего соседа Сашку.
Шишкова Софья

На первом этапе урока заинтересовать детей, привлечь их внимание помогают стихи, загадки, музыкальные произведения.

Лексико-орфографическая подготовка формирует у учащихся умения использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений. Правильному построению предложений способствует работа с синонимами. Под руководством учителя дети находят близкие по значению слова (художник, живописец, пейзажист, автор картины, мастер кисти).

Предлагаемые эпитеты, сравнения помогают детям строить красивые предложения.

Пословицы и поговорки заставляют детей задуматься и сделать выводы.

Передать свои чувства, эмоциональный настрой помогает “Словарик настроений”.

Таблица 1. “Словарик настроений”.

Радость Грусть
Восторг Хорошее Печаль Плохое
Очарование Веселое Точка Грустное
Восхищение Бодрое Уныние Слезливое
Легкость Праздничное Страдание Скорбное
Беззаботность Восторженное Жалость Тягостное
  Приподнятое Сожаление Безысходно
  Жизнерадостное    

Самостоятельная работа над сочинением и изложением формирует умение по плану построить устную и письменную речь. Если ребенок раньше других справился с работой, получает задание на карточке.

Индивидуальную форму работы (подготовить интересный рассказ о жизни и творчестве художника, подобрать пословицы, поговорки, загадки о временах года, найти в словаре лексическое значение слова) использую в третьем и четвертом классах.

Во время работы над ошибками ученики, которые не допустили ошибок, получают творческие задания по группам: сочинить сказку, стихотворение, придумать рассказ.

На этапе контроля речевого действия ученики под руководством учителя редактируют текст, исправляют лексические, грамматические, смысловые, логические, стилистические ошибки.

Виды работ творческого характера: написать сочинение по картинам, сочинение с грамматическим заданием, сочинение по наблюдениям, сочинение на основе прочитанного, написать сказку, составить сценарий, сочинение-рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение-миниатюра – способствуют укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника.

Давать задания творческого характера надо осторожно, постепенно переходя от воспроизводящих работ к воспроизводяще-творческим, и затем к творческим работам Познавательный интерес младших школьников часто неустойчив. Ребенок может испугаться творческого задания, его непривычной формулировки. Поэтому начинать следует с простых заданий, постепенно переходя к более сложным. Выполнение творческих заданий требует большой подготовительной работы.

Творческие работы служат не столько цели овладения учебным материалом, сколько цели повышения активности и самостоятельности учащихся, развития у них творческого подхода к решению конкретных вопросов, формированию познавательных интересов учащихся.

Примером творческой работы служит написание сочинения-минитатюры на тему “Волшебная поляна” по мотивам волшебных сказок. Задание – сделать описание более ярким, используя прилагательные и сохраняя язык и стиль волшебный сказки.

Все с заданием справились. Описание получилось красочным, прилагательные употреблялись уместно, без излишеств.

“Пришла Аленушка на светлую поляну. Посмотрела по сторонами и увидела под высокой стройной березой маленького старичка…” – так начала сочинение Шенцева Аня. А Желтиков Вова описал поляну стихами:

На большую светлую поляну
Утром рано Настенька пришла.
Под кудрявой белою березой
Очень странный гриб она нашла…

Участие школьников в творческой деятельности на внеклассных мероприятиях наиболее ярко демонстрируют уровень интереса к выполнению творческих заданий. Сочинения и стихотворения обучающихся были опубликованы в школьной газете “Двадцать первая в двадцать первом” и газетах “Православное Осколье”, “Веснушка”.

Ученики научились связно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной формах, выбирать языковые средства более уместные в конкретной речевой ситуации. Приобретенные знания, умения и навыки сориентированы на осуществление преемственности между начальным и средним звеном школы.

Список литературы.

  1. Жиренко, О. Е. Инновационные технологии обучения в современной начальной школе/ О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, В. А. Яровенко. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010. – 88с.
  2. Мищенкова, Л. В. Развивающие занятия в начальной школе: методическое пособие/ Л. В. Мищенкова. – М.: Дрофа, 2007. – 140с.
  3. Шадриков, В. Д. Познавательные процессы и способности в обучении/ В. Д. Шадриков, И.П. Аксимова, Е.Н. Корнеева. – М.: Просвещение, 1990. – 142с.
  4. Шульгина, В. П. Методическая копилка. Для учителей начальных классов: Учебное пособие/ В. П. Шульгина. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 320с.