Здоровьесберегающая деятельность в дошкольном отделении ГБОУ № 620 "РОСТОК"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


 Одной из приоритетных задач реализации модели устойчивого развития дошкольного образования в Санкт – Петербурге остаётся решение проблемы сохранения здоровья современных детей. Состояние здоровья детей дошкольного возраста, к сожалению, снижается и характеризуется следующими основными показателями:
Таблица 1
Соотношение групп здоровья дошкольников ГБОУ № 620 «РОСТОК» с общегородскими показателями


Санкт – Петербург

ГБОУ № 620
(дошкольное отделение)

Группы здоровья

(%)

(%)

Человек (чел)

1 группа здоровья

11,9

0

0

2 группа здоровья

69,8

88,8

38

3 группа здоровья

20, 3

11,2

5

В настоящее время правительство Российской Федерации уделяет большое внимание вопросам охраны и укрепления здоровья детей и всего населения страны. Несмотря на ряд научных определений здоровья, достаточно глубоко раскрывающих суть этого понятия, в педагогической среде дошкольного образовательного учреждения наиболее популярным является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов», поскольку в нём в комплексе выделены все компоненты здоровья.
Постепенное решение проблемы по материалам Стратегии развития системы образования г.Санкт – Петербурга 2011 - 2020 «Петербургская школа» возможно через:
а) внедрение простых диагностических технологий, позволяющих формировать индивидуальные (в малых группах) образовательные программы для дошкольников;
б) поддержку инвестиционных проектов, учитывающих строительство детских садов с бассейнами;
в) работу с родителями по формированию культуры здорового образа жизни семьи.
Наш коллектив, являясь коллективом педагогов-единомышленников, ведёт постоянный поиск новых оздоровительных методик, а также совершенствует традиционные формы, средства и методы оздоровления дошкольников. Мы считаем, что роль нашего дошкольного учреждения заключается в организации учебно-воспитательного процесса, сберегающего здоровье ребёнка и воспитывающего у него ценностное отношение к здоровью. Таким образом, именно в результате совместной деятельности с детьми и сотрудничества с семьёй, детский сад обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
На данный момент каждый педагогический коллектив имеет возможность выбора программ и научно – методического обеспечения. Такой  свободный выбор позволил нам  уйти от единообразия и ориентироваться на конкретные условия нашего дошкольного учреждения, что обуславливает создание целостной системы здоровьесбережения. Методологическая основа нашей деятельности по сохранению и укреплению здоровья дошкольников опирается на следующие   концептуальные  положения:

  • Комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребёнка (Ю.Ф.Змановский);
  • организация физкультурно – оздоровительной работы с преобладанием циклических беговых упражнений и их комбинаций (Ю.Ф.Змановский);
  • содержание, формы развивающей двигательно – игровой деятельности и принципы оздоровительной работы (В.Т.Кудрявцев);
  • рациональное сочетание различных видов занятий (М.А.Рунова);
  • индивидуально – дифференцированный принцип организации двигательной активности (В.Г.Алямовская).

Лечебно – оздоровительная  работа в нашем детском саде осуществляется через организацию закаливающих и лечебно – оздоровительных мероприятий. Основная  их цель – предупреждение и снижение острой хронической заболеваемости детей. Наш детский сад работает в этом направлении, опираясь на оздоровительную программу авторского коллектива под руководством Коваленко В.С. «К здоровой семье через детский сад». Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно и в комплексе, при соблюдении индивидуального подхода к ребенку, учета рекомендации врачей  и сотрудничестве с родителями. Оздоровительное и лечебно - профилактическое сопровождение -  это система, включающая режим теплового комфорта в выборе одежды для пребывания в группе, на занятиях по физкультуре, во время прогулок, режим проветривания и оптимизации вентиляции во время дневного сна; применение конвекторной  очистки воздуха и фитоаэронизации маслами календулы, пихты и туи  в помещениях групп, физкультурно – музыкальном  зале; местные и общие воздушные ванны;световоздушные и солнечные ванны в весенний сезон. стоматологическая профилактика;неспецифические дыхательные комплексы (использование БОС -технологии); лечебная физкультура, ритмопластика, массаж общий оздоровительный и по видам патологии; физиотерапевтические процедуры: ультрафиолетовое облучение, ингаляции; фитотерапия; комплекс адаптогенов для профилактики дезадаптационного синдрома; комплекс неспецифической профилактики ОРВИ и гриппа; витамино-профилактический комплекс; профилактика обострений хронической патологии; диспансеризация (2 раза в год профилактические осмотры детей); вакцинация, специфическая профилактика, введение сывороток и т.п. стоматологическая профилактика; cтандартная диета, соответствующая нормативным требованиям; постоянно действующие учебные семинары для родителей «Школа для родителей». Мы  также проводим мониторинг состояния развития дошкольников и определяем уровень здоровья дошкольников.
Воспитательно – образовательный процесс в нашем дошкольном учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использовании в совместной деятельности новых форм и методов работы с детьми в рамках единого  оздоровительно – развивающего пространства (особый эмоционально-положительный микроклимат в группе, сказкотерапия, музыкотерапия, музейная педагогика, изучение истории и культуры народов, писхокоррекционные занятия,  праздники Здоровья, валеологические занятия-уроки о Здоровье, занятия (лечебная физкультура) совместно с родителями).
Также мы проводим консультирование родителей по внедрению полученных  ребёнком навыков здорового образа жизни (родительские собрания, постоянно действующие семинары с врачом и психологом детского сада, индивидуальные консультации ребёнка и родителей по особенностям оздоровления ребёнка и семьи).
Как известно, физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем. Поэтому в нашем  дошкольном учреждении особое внимание уделяется  охране психического здоровья и созданию условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребёнка. Это возможно только, если весь педагогический коллектив работает в системе здоровьесберегающих ценностей : создание безопасного психологического пространства и формирование оптимального статуса каждого ребёнка в коллективе, обеспечивающего дошкольникам эмоциональное благополучие и, как следствие, сохраняющего их  здоровье.

Список литературы:

  1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении.-  Дошкольное образование. – 2004. – № 17. – С. 5-20
  2. Веракса Н. Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования Мозаика.- Синтез,2011                                                                                   
  3. Коваленко В.С. К здоровой семье через детский сад. - Санкт-Петербург,2000  
  4. Кудрявцев В.Т..Развивающая педагогика оздоровления.- Линка-Пресс, 2000