"Зимние игры и развлечения в Древней Руси"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:
Обучающие

  • Закрепить знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору.
  • Закреплять знание детьми характерных признаков зимы, тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек,  пословиц, поговорок. 
  • Закреплять названия зимних месяцев, зимних русских народных игр, пословиц о зиме.

Развивающие:

  • С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность.
  • Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.

Воспитывающие:

  • Прививать желание участвовать в  совместных русских народных играх,    воспитывать любовь к  русским народным зимним  традициям, играм и развлечениям.

Предварительная работа: просмотр видеофильма про зимние месяцы «Уроки тетушки Совы: времена года», разучивание русских народных подвижных игр, чтение в совместной организованной деятельности воспитателя с детьми русских народных сказок о зиме, разучивание народных примет, поговорок и закличек о зиме.

Материалы:  Магнитофон, метла, снежинка, лента.  
Интеграция образовательной области «Познание. Приобщение детей к русской народной культуре и традициям.»

По содержанию психолого – педагогической работы

«Физическая культура»
Накапливание и обогащение двигательного опыта детей с помощью русских народных подвижных игр на свежем воздухе

«Здоровье»
Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.

«Социализация»
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части русских народных подвижных игр и забав.

«Чтение художественной литературы»  
Формирование целостной картины мира, через приобщение к русскому народному фольклору.

«Коммуникация»
Развитие познавательно – исследовательской  деятельности в процессе свободного общения со взрослыми и детьми.

«Музыка» и «Художественное творчество» Расширение кругозора детей в части музыкального восприятия русских народных песен и хороводов.

ХОД

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы, здравствуйте гости дорогие! Рада видеть вас такими нарядными и весёлыми. Как быстро летит время! Совсем недавно мы матушку осень чествовали, а теперь наступил черёд красавицы зимы! Скажите ребята, а вы зимушку любите? (ответы детей.)
Ведущий:  Ребята, а вы знаете во что можно играть на улице зимой? Какие вы знаете зимние игры и забавы? А давайте отправимся в путешествие в Древнюю Русь и узнаем, как же там ребятня и взрослые зиму встречали и зимой на улице играли.  Смотрите, ребята, к нам идут гости дорогие – три зимних месяца Ребята, вы помните, как они называются?(Ответы детей).
Ведущий: Давайте-ка всё о них разузнаем.
Под русскую народную мелодию в обработке Р. Рустамова “ Пойду ль я, выйду ль я…” входят декабрь, январь и февраль кланяются!
Декабрь: Меня в старину студнем называли и говорили так: “Декабрь год кончает, а зиму начинает”. Я первый зимний месяц! Всё успею побелить, замостить, загвоздить и саням ход дать!
Январь: А меня в старину называли трескуном, просинцом, переломом зимы. Потому что январь – году начало, зиме середина. Январь – зимы государь, всему году запевала.
Февраль: Январю – морозы, февралю – метели! Вьюги да метели повсюду полетели; бегут по свету, а следа нету. Не зря меня называли метельником, бокогреем и свадебником.
Ведущий: А вот если зимушка задерживалась, то дети на Руси ее всегда кликали. А вы такую закличку помните?

Дети: Приходи, зима!
Приходи бела,
С морозами трескучими,
Со снегами сыпучими,
С ветрами завьюжными,
С метелями дружными,
С Рождеством, с колядой,
С масленицей молодой!

Ведущий: Да, мороз невелик, да стоять не велит. Выходите в хоровод! Будем зимушку славить! Исполняется хоровод под русскую народную песню в обработке М. Иорданского “Как на тоненький ледок”.
Ведущий: Ребята, а приметы зимние вы знаете? Как можно догадаться о приближении морозов?

  • Зимой дым столбом – к морозу.
  • Кошка в клубок – мороз на порог.
  • Если она скребёт пол – будет ветер или метель.
  • Туманный круг около солнца тоже к метели.
  • А если лес зимой шумит или снегирь под окном чирикает – ожидай оттепели.!

Ведущий:  Молодцы! А я ещё одну примету знаю, чем выше вы сейчас прыгните, тем лучше будет урожай. Давайте поиграем! Я льдинку, снежинку сейчас закручу, а вы прыгайте и не касайтесь, чтобы посевы от холода не погибли.
Игра скакалка: раскручивается  привязанная к ленте снежинка,  дети приговаривают:

Чтоб был долог колосок,
Чтобы вырос лён высок,
Прыгайте как можно выше,
Можно прыгать выше крыши!

Дети прыгают как можно выше, чтобы снежинка их не задел
Ведущий:Все пословицы и приметы складывались народом  из  покон веков, и передавались из поколения в поколение. Кроме пословиц народ придумывал игры на все времена года, и сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Золотые ворота».

Русская народная подвижная игра: «Золотые ворота»
Описание игры: два игрока встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это «Ворота». Остальные игроки берутся друг за друга так, чтобы получилась цепочка. Игроки – «ворота» говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй раз – запрещается,
А на третий раз –
Не пропустим вас.

С этими словами руки опускаются, «Ворота захлопываются». Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удается поймать всех игроков.

Ведущий: Ой молодцы ребята! А я знаю что вы все мороза боитесь!
Дети: (ответ)
Ведущий:А давай те ка проверим! Сыграем в игру.

Русская народная подвижная игра « Мороз-Красный нос»
Описание игры:  по краям игровой площадки очерчиваются границы двух «домов». В одном из них собираются игроки. Водящий, т.е. Мороз-Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз – Красный нос,
Всех морожу без разбора,
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится
В дальний путь пуститься!

Играющие в ответ скандируют:

Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом». Мороз пытается их догнать и «заморозить»; те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте. По окончании  перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в «замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения    Мороза.

Ведущий:: Ну молодцы, а теперь проверим как вы умеете в морозный денек вместе по улице гулять. Сыграем в русскую народную игру.
Русская народная игра «Уж я  улком шла»
Ход игры: играющие выстраиваются за водящим  - «иголкой» в ряд, встают в пол-оборота  цепочкой и берут друг друга за руки. «Иголка» идет неторопливым шагом, увлекая за собой игроков, все поют игровой текст. «Иголка» меняет направление, убыстряет или замедляет темп ходьбы, движения играющих описывают различные фигуры.
Игровой текст:

  • «Уж я улком шла, переулком шла,
  • Клубок ниточек нашла,
  • Нитка тянется, перетянется,
  • Клубок катится, перекатится,
  • Нитка доле, доле, доле,

Финал игры: «иголочка» выводит играющих в круг, все стоят, крепко держась за руки, на слова «Я за ниточку взялась, тонка нитка порвалась», размыкаются руки.

Ведущий:  Играете вы хорошо! На вопросы ответить сможете? Ну тогда слушайте внимательно!

  • В какие игры на Руси играли наши бабушки?
  • В какие игры мы играем, какие бабушкины знаем?
  • В какие игры любите играть вы?
  • Чем вам нравятся русские народные игры?

Ведущий: Замечательно! А знаете, ребята, что и раньше  наши прапрабабушки и прапрадедушки, когда были детьми, так же строили крепости и лепили снеговиков, катались с горы. А давайте и мы с вами, хоть и снега мало, попробуем слепить снеговика.

Подвижная игра  «Снеговик»
Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок (дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).
Он превратился в толстый ком (останавливаются и «рисуют» двумя руками ком).
И станет ком снеговиком («Рисуют» снеговика из трех разного размера кругов).
Его улыбка так светла! (изображают улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла! (показываю глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, держат воображаемую метлу).
Но солнце припечет слегка – (медленно приседают)
Увы – (пожимают плечами)
И нет снеговика. (разводят руки в стороны)

Ведущий: Да как же нет, вот посмотрите, он идет!

Появляется Снеговик:

Человек я непростой,
Появляюсь я  зимой
А весной я исчезаю,
Потому что быстро таю!

Снеговик: А пока я не растаял предлагаю поиграть в  игру «Русская метла»
(По кругу передается метла под музыку, на ком останавливается¸ тот танцует, а дети хлопают. Последним танцует Снеговик и говорит, что у него заболела нога)
Ведущий:  Ничего, Снеговик, мы тебя полечим!

Русская народная игра  «Дударь»
Ход игры:  водящий – дударь, изображающий больного, становится в центре круга, играющие идут по кругу со словами, после ответа на вопрос «Что болит?», играющие берутся за названные места у соседа по хороводу и опять идут по кругу со словами. Нужно крепко держаться за названные части тела, не допуская размыкания круга.
Игровой текст:

  • «Дударь, дударь, дударище,
  • Старый, старый, старичище,
  • Его во колоду, его во сырую,
  • Дударь, дударь,
    Что болит?» - «Голова!»

Финал игры: когда водящий устает, на вопрос «Что болит?», он отвечает «Ничего не болит!». Играющие отвечают «Вот и полечили!».
Снеговик: Хорошо поиграли, а теперь мне пора с вами прощаться! Опаздываю я! Мне еще много дел предстоит сделать перед новым годом! Спасибо вам за веселое развлечение. До свидания!
Ведущий: Спасибо снеговик за то, что к нам в гости пришел! Вот  и закончилось наше путешествие в  зимнее время года в Древней Руси.  Мы вспомнили название месяцев,   поиграли в   русские народные игры,  которые любили наши предки,  вспомнили закличку зимы,  приметы и поговорки о зиме.