Умножение и деление дробей

Разделы: Математика


Цели урока:

  • образовательная: способствовать формированию навыков умножения и деления чисел (обыкновенных и десятичных дробей, смешанных чисел), тренировать способность каждого обучающегося применять знания при решении задач на нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби;
  • развивающие: стремиться к развитию математического и логического мышления; внимания, памяти, математически грамотной речи; способствовать выработке навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
  • воспитательная: создавать условия для привития интереса к предмету, для воспитания умения работать в коллективе и самостоятельно, способствовать формированию чувства ответственности за качество выполненной работы и за успехи и ошибки своих товарищей.

Методы работы: проблемный, метод аналогий, наглядный, метод самостоятельной работы учащихся, репродуктивный (стимулирование учебной деятельности).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в группах, коллективная.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы в группах, индивидуальные карточки – смайлики.

Ход урока

1. Организация класса на работу

2. Мотивация к учебной деятельности

– Каким важным моментом нашей истории, особенно истории Курской области, ознаменован предстоящий 2013 год?
– Сегодняшний урок мы посвятим именно 70-й годовщине битвы (слайд 1)на Курской дуге. На уроке мы вспомним самые памятные даты, имена и события этой битвы. Это одна из крупнейших битв в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, в которой Советская Армия окончательно закрепила стратегическую инициативу в своих руках.
– Какие действия мы умеем выполнять с дробями?
– Что общего и что различного в задачах на нахождение дроби от числа и числа по значению его дроби?
– Попробуйте сформулировать сегодняшнюю тему урока. (Умножение и деление дробей)
– Какие цели урока мы поставим перед собой на урок? (закрепить  правила умножения и деления дробей, решать задачи на нахождение дроби от числа и числа по дроби, вспомнить некоторые даты и события Великой Отечественной войны).

3. Актуализация знаний

– Выполним задание «Заполни пропуски». (слайд 2)

– Какие действия со смешанными числами мы выполняли? Какие правила при этом мы использовали?
– Какая получилась дата? (5 июля 1943 год) (слайд 3)
– Какое событие Великой Отечественной войны произошло в этот день? ·
– 1 июля состоялось совещание в ставке Гитлера.
Дата начала битвы определилась – 5 июля 1943 год.
Но во сколько? Нужен был «язык». Разведчикам долго не удавалось его взять. У немцев действовал приказ: если исчезнет солдат из подразделения, то командир идет под суд.
Перебежчик солдат-словак сообщил, что это будет утром 5 июля. Взяли «языка» и он сообщил уже и более точное время – 3 часа утра.
В 2 часа 20 минут 5 июля 1943 года советская армия первой открыла огонь.
Так как это произошло внезапно для немецкого командования, то в их частях сначала царила растерянность, неспособность к быстрому реагированию. Немецкая армия сразу понесла большие потери в артиллерии.
И только через 2 часа немцы упорядочили свои войска. В 5 часов 30 минут немецкая пехота и танки двинулись в наступление на наши позиции.
– Как называлась немецкая операция молниеносной победы на Курской дуге? (слайд 4) Узнаем, решив правильно уравнение: .
7 – «Тайфун» (немецкая операция по быстрому захвату Москвы осенью 1941 года).
1 / 7 – «Цитадель» (что значит «крепость»).
6 / 49 – «Центр» (название советской армии, КПП которой находится в местечке Свобода Золотухинского района).
– Какой получился ответ? (слайд 5)

Летнюю компанию 1943 года гитлеровское командование планировало начать наступательными операциями, рассчитывая окружить и разгромить советские войска в районе Курска, а в дальнейшем захватить Москву. Враг бросил сюда отборные дивизии, оснащенные (слайд 6) новейшими танками «Тигр», «Пантера» и самоходными орудиями «Фердинанд», а также крупные силы авиации.

А настоящим героем Курской битвы стал (слайд 7) средний танк Т-34. Эта машина создана конструкторами Харьковского паровозостроительного завода под руководством Михаила Ильича Кошкина в конце 30-х годов. Лучшего танка за все время войны не было ни у одной страны. (слайд 8)

В ходе боев в направлении Ольховатки противник не достиг успеха и перенес удар в направлении Понырей. Но и здесь был остановлен.

Задача: В ходе боев под Понырями из 525 немецких танков, участвовавших в сражении, были уничтожены 2/3 этого количества. Сколько танков осталось после боя под Понырями?

4. Физкультминутка (слайд 9)

– Но решающее сражение на Курской дуге произошло именно на этом поле, название которого нам поможет вспомнить «паутинка».

– Итак, в деревне Прохоровка сошлись с обеих сторон 1200 танков.

5. Групповая работа

Сначала с обеих сторон танкам помогали артиллерия и авиация.
Но вскоре пушки и самолеты вышли из дела: снарядом, бомбой можно было попасть в свой танк, так перемешались советские и немецкие машины. Артиллерия и авиация теперь действовали на флангах битвы, нанося удары по резервам, которые спешили к бою.
Танки то сходились на близкие дистанции, то расходились, намереваясь попасть один одному в борт. Когда выходила из строя танковая пушка или кончались снаряды, танкисты шли на таран. Стальные машины сталкивались с неимоверным грохотом. С зияющими пробоинами в броне с сорванными гусеницами и башнями горели сотни танков.
– А кто же возглавлял советские войска? (слайд 10)
– Ломая сопротивление противника, к 18 июля войска Центрального фронта полностью ликвидировали вклинение немцев на Курском направлении. 29 июля освободили Болхов и развернули наступление на Орел. На рассвете 5 августа Орел был освобожден.
– А чем знаменит город Орел?
– А это мы узнаем, вспомним правила нахождения числа по значению его дроби и дроби от числа и выполнив следующее задание по группам:

– Итак, (слайд 11) 5 августа 1943 года, кроме Орла, был освобожден и Белгород. Вечером в тот же день в Москве был впервые дан салют в честь войск, освободивших эти города и совершивших переломный момент в Великой Отечественной войне.

6. Решение задач на внимательность

– А теперь, в заключение урока, решим несколько логических задач.
Задача на смекалку: Битва на Курской дуге продолжалась с 5 июля по 23 августа 1943 года. Сколько дней продолжалась битва? (50 дней)
Математический фокус: Более 30 миллионов советских людей погибли в эти страшные годы. Каждый год 9 мая мы чтим всех погибших минутой молчания. Если каждому погибшему посвятить минуту молчания, тогда население Земли будет молчать…лет.
– Сколько лет будет молчать Земля, вы узнаете, решив математический фокус.
Задумай двузначное число и прибавь к нему 12.
Получившийся результат вычти из 130.
К значению разности прибавь 5 и задуманное число.
От получившегося числа отними 120.
Значение разности умножь на 7.
От значения произведения отними 1.
Остаток раздели пополам, а затем прибавь 20. (должно получиться 30 лет)
– Ребята, давайте почтим минутой молчания всех погибших в годы Великой Отечественной войны. (слайд 12)

7. Подведение итогов. Рефлексия (слайд 13)

1. Что нового вы узнали на уроке?
2. Что вас заинтересовало на уроке и о чем еще захотелось узнать?
3. Что показалось необычным на уроке?
4. Соотнесите  результат  с поставленной  целью. Кто готов  озвучить результат урока?

8. Домашнее задание (слайд 14)

1) Вычислить, сколько дней длилась Великая Отечественная война, если за весь промежуток был один високосный год?
2) За время ВОВ погибли 22 миллиона солдат, что составляет почти 12 % всего населения. Вычислить население нашей страны на начало войны.
3) Творческое задание: «Провести исследование: почему танк Т-34 считался лучшим во время войны?»

9. Выставление оценок (слайд 15)

Прошла война,
Прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.